Галина Семенихина
НОД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Путешествие по родной стране — Орловское полесье»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по родной стране
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Цель: Способствовать развитию и укреплению интереса воспитанников к природе родного края, формированию экологической культуры
Задачи:
- познакомить детей с национальным парком «Орловское полесье», его назначением, показать основные его ценности (богатый животный и растительный мир);
Публикация «НОД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР „Путешествие по родной стране — Орловское полесье“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- формировать гражданские и эстетические чувства в процессе ознакомления с природой родного края.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
- воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности;
-учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по картинкам;
Коррекционные задачи:
- активизировать словарь по теме «дикие животные»;
- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;
- упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Оборудование: игрушка – сердечко, кукла Незнайка; карта России, предметные картинки семей диких животных; рисунок для игры «Что перепутал художник» :волк в дупле, заяц, гоняющийся за лисой, летящий медведь; карточки с пейзажами, вырезанные: олень, зубр, выхухоль, сплюшка, ландыши, сосна; схема составления синквейна. Презентация «Орловское полесье». Аудиозаписи: Железнова «Автобус», Кабалевский «Край родной».
1. Оргмомент.
Какие вы все нарядные, красивые! А глаза у вас добрые-добрые. Так и хочется говорить вам комплименты! Давайте скажем друг другу приятные слова. (Говорим комплименты, передавая по кругу сердечко).
2. Сюрпризный момент: встреча с Незнайкой.
- А у на сегодня гость.
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Я – Незнайка из Сказочной страны. Я живу в Цветочном городе на улице Колокольчиков. А вы откуда? (ответы детей).
Да, у вас интересная и красивая страна. Я уже всё-всё посмотрел.
Воспитатель: И что же ты видел?
3. Загадки-описание
Незнайка: я гулял по лесу, там такие деревья:
Зелёные, колючие
Стоят, пахнут, радуют
Говорят, их наряжают на Новый год
Хвойные деревья
Дети называют (ёлки)
А ещё я там видел зверька:
Рыжая, шустрая
Мелькает, скачет, собирает
Она живёт в дупле
Хлопотунья (белка)
А ещё я видел птицу:
Пёстрый, красноголовый
Летает, стучит, долбит
Он ищет личинки под корой деревьев
Лесной доктор (дятел)
Воспитатель: Незнайка, это далеко не всё, что есть в России.
4. Работа с картой: посмотри, какая большая Россия, чтобы проехать по всей стране, например, на поезде, нужно десять дней, а на севере и на юге есть места, куда только самолётом можно долететь.
Незнайка: что-то я не вижу ни рек, ни лесов…
Воспитатель: на карте всё уменьшено во много-много раз. Если мы поднимемся над страной высоко-высоко, то увидим её такой же, как на карте. Но мы и так умеем её читать. Ребята, расскажите Незнайке, что означает зелёный цвет, коричневый, голубой. (ответы детей)
Незнайка: Вот бы взглянуть на эту красоту хоть одним глазком!
Воспитатель: Я приглашаю тебя и ребят в одно прекрасное место, в Национальный парк «Орловское Полесье».
Песенка Железновой «Автобус».
5. Беседа о Национальном парке.
- Для чего создаются Национальные парки?
Чтобы сберечь природу, потому что в парке все растения и животные находятся под присмотром человека.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения из-за вырубки леса, загрязнения водоёмов, незаконной охоты.
Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны!
Нужны все на свете,
Нужны все подряд,
Кто делает мёд
И кто делает яд.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Спохватились люди, стали бережнее относиться к природе. В национальных парках посадили редкие растения, собрали редких животных, чтобы все помнили о них, заботились и любовались.
6. Презентация «Орловское полесье».
1слайд. Вот мы и приехали.
У входа в парк стоит статуя девушки, которая как бы приглашает всех зайти в парк и полюбоваться его красотой, а из-за спины у неё выглядывает доверчивый оленёнок, который верит, что гости парка никого не обидят.
2 слайд.
Орловское Полесье – очень красивое место, настоящее царство нетронутой природы. Преобладают смешанные леса, в которых лиственные деревья соседствуют с хвойными.
Деревьев разных не сочтёшь,
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь
Родней берёзки нашей!
3 слайд.
Берёзу никогда не спутаешь с другими деревьями. Берёза единственное в мире дерево с белой корой. Это делает её особенно нежной, красивой и трогательной.
И не случайно эту белоствольную красавицу называют кудрявой. Уж очень похожи тоненькие веточки с маленькими листочками на кудряшки.
4 слайд.
Там есть сосновые боры. Стройные и мощные стволы могучих деревьев похожи на высокие колонны, увенчанные ажурными кронами. Сосны так высоки, что даже при сильном ветре в лесу тихо и покойно. Самый шквалистый ветер в вышине не тревожит, а успокаивает человека, находящегося под сенью сосен. Вниз доходит лишь ровный, спокойный, умиротворяющий лёгкий шепоток. Хорошо в сосновом бору! Подстилка из сосновых иголок в них сухая, мягкая, идти по ней – одно удовольствие.
5 слайд.
Ландыши. Белоснежные весенние цветы. Очень трудно оторвать взгляд от такой красоты! Запах очень тонкий и нежный. Цветёт ландыш всего несколько дней в мае. К осени на месте цветков появляются оранжевые ягодки, похожие на горошинки. Относиться к этим цветам нужно осторожно, так как они ядовиты. Это не только красивый лесной цветок, но и лекарственное растение. Из него готовят лекарства от разных болезней.
6 слайд.
Олень. Считается одним из самых изящных животных. Крупное грациозное с тонкой длинной шеей и стройными ногами. Голову самца украшают рога, причё м это украшение меняется каждый год: к началу весны старые рога отпадают, и на их месте начинают расти новые. Чем старше животное, тем рога у него красивее, тяжелее, ветвистее. Оленята рождаются пятнистые, это помогает им прятаться в траве.
Вот такие живописные озёра в Полесье, их много, больших и маленьких, на берегах самых крупных, таких как Старое, Центральное, Рясник оборудованы зоны отдыха.
7 слайд
Гордостью Орловского Полесья является зубр. Зубр – это дикий бык с большой гривой. Вся его шея покрыта густой, длинной шерстью, что придаёт ему необыкновенно свирепый вид. Считается самым большим и тяжёлым животным леса. Даже волк или медведь не рискнут охотиться на зубра. Когда-то этот лесной великан был широко распространён, сегодня, к сожалению, сохранился только в заповедниках.
8 слайд.
Это совка сплюшка. Своё прозвище получила за свой мягкий свист, напоминающий протяжное «сплю-ю-ю-ю».Относится к перелётным птицам. Увидеть сплюшек удаётся крайне редко. Они очень хорошо прячутся среди ветвей. Посмотрите, как их скромная окраска похожа на древесную кору.
9 слайд.
По территории парка протекает много небольших речушек, главная река – Вытебеть, очень извилистая.
10 слайд.
Вот такие живописные озёра в Полесье, их много, больших и маленьких, на берегах самых крупных, таких как Старое, Центральное, Рясник оборудованы зоны отдыха.
11 слайд.
Познакомьтесь: это выхухоль, удивительный зверёк, который живёт на планете Земля уже более 30 миллионов лет. Длинный носик, похожий на хоботок, лапки с перепонками, хвост, покрытый чешуйками. Большую часть жизни проводит в воде или в норке.
Многих любопытных интересует, как выглядит выхухоль, но увидеть её очень сложно: она очень осторожна и высовывает свой носик на поверхность воды (подышать) рано утром или в вечерние часы.
---
На территории парка есть зоовольерный комплекс, где можно понаблюдать за животными. Прогуляемся туда.
7. Д/и «Семья». Дети идут по залу, рассматривают животных. Называют животных и их детенышей.
8. Физминутка.
Звериная зарядка.
Прыг-скок, прыг-скок,
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны).
Воспитатель: чью зарядку мы делали? (заячью, лисью, волчью, медвежью)
Нам пора возвращаться.
Песня «То берёзка, то рябина»
Незнайка, тебе понравилась наша экскурсия?
Незнайка: да, пока мы ехали, я даже рисунок нарисовал.
9. Д/и «Что перепутал художник»
10. Продуктивная деятельность
Воспитатель: для того, чтобы Незнайка больше ничего не перепутал и смог друзьям всё правильно рассказать, давайте сделаем ему открытки с описанием-синквейном.
Пальчиковая гимнастика.
Как живёшь? Вот так! Показать большой палец.
Как идёшь? Вот так! Пошагать двумя пальцами одной руки по ладони другой.
Как берёшь? Вот так! Тремя пальцами.
Как даёшь? Вот так! Раскрытой ладонью.
Как грозишь? Вот так! Указательным пальцем.
Ночью спишь? Вот так! Все пальцы сложить «лодочкой» и положить на них голову.
Ждёшь обед? Вот так! Кулачок под щёку.
А шалишь? Вот так! Надуть щёки и ударить по ним ладошками.
Создание коллажей.
На столе карточки с разными пейзажами: лес, поляна, озеро, тундра, пустыня.
Дети берут вырезанных животных и приклеивают на карточку с подходящим пейзажем.
11. Составление рассказов с использованием синквейна.
Напомню вам, как составляется синквейн – 1 слово-название, 2 слова-признака, 3 слова – действия, предложение и ассоциация.
12. Выступление детей с синквейнами.
13. Подведение итогов.
Незнайка: спасибо вам, ребята, за помощь. Мне очень понравилось у вас, но пора домой. Я обязательно всё покажу и расскажу друзьям.
Воспитатель:
-А вам, ребята, понравилось? Что запомнилось?
Конечно, за один раз всего не узнаешь и не увидишь. Мы обязательно туда вернёмся.
На память о нашем путешествии примите магнитики с изображением прекрасной скульптуры на въезде в Национальный парк и помните, что природу нужно беречь.