Валентина Козионова
НОД по математике в подготовительной группе «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по математике в подготовительной группе
"Космическое путешествие"
Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая.
Цели занятия:
Обобщить полученные знания.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Закреплять знания детей о последующем и предыдущем числе.
Закрепить обратный счет в пределах 10.
Публикация «НОД по математике в подготовительной группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Закрепить название геометрических фигур, умение составлять изображение из данных фигур
Закрепить знания о последовательности дней недели.
Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги в клетку; закрепить пространственные представления (вверху – внизу, слева – справа);
Упражнять в решении примеров на увеличение и уменьшение числа на 1.
Закрепить последующее и предыдущее число.
Закрепить навык измерения жидкости с помощью условной мерки
Проверить умение составлять целое из частей
Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, аккуратность.
Уточнить представление детей о планетах космоса;
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, желание делать добрые поступки.
Материалы.
- картинки с изображением космоса;
- чертеж ракеты;
- демонстрационный лист в крупную клетку (с точкой);
- картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Юпитер, Венера);
- сосуды (3) с разными по цвету жидкостями, измерительные кружки;
- набор цифр;
- картинка – перевертыш («Молодая леди - пожилая дама»);
- разные планеты, поделенные на равные части (10, 6, 3);
- картинки героев: птица – Говорун, робот Железяка.
- мягкий модуль;
- конверт с письмом;
- музыка.
- счетные палочки.
Для детей: цифры от 1 до 10; листы в клетку с точкой; картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн); клей, салфетки, ручки, квадраты, ножницы.
Предварительная работа: рассматривание звездного неба; знакомство с профессиями, необходимые на космической ракете; рассматривание планет.
Словарная работа: обсерватория.
1 часть.
Раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку:
- Да, я поняла. Ребята у меня для вас новость. Сейчас звонили ученые из обсерватории и сообщили, что поступают с планеты Юпитер сигналы SOS.
Что это за сигналы? Да, сигналы бедствия.
Маленькие космические создания просят помочь им поскорей спасти планету.
А утром на наш адрес пришел конверт с картой звездного неба и чертежом. Что будем делать? (Дети предлагают)
В конверте еще была записка:
«Приглашаем всех детей, в путь отправиться скорей,
Ждут вас испытания, сложные задания.
Испытать себя хотите? Построить ракету поспешите»
Рассмотрим чертеж. Расскажите, сколько, какие по размеру, и какой геометрической формы детали нам необходимы?
Дети: Нам нужны два маленьких треугольника, один большой треугольник, три квадрата (чертеж на листе)
(Дети строят из мягких модулей космическую ракету. Звучит “космическая” музыка.
(слайд 1)
- На любом космическом корабле есть экипаж. Из каких специалистов он состоит? (радист, пилот, штурман, связист).
Воспитатель: “Внимание! С вами говорит руководитель управления полетом. Космическому экипажу к старту приготовиться. Занять места, пристегнуть ремни.
Начинаем обратный счет, помогайте мне: 10– 9– 8- 7 -…1 - пуск!
(Звучит космическая музыка)
- С какой планеты мы начали наш путь? (Земля). (слайд 2)
2 часть
Преодолеваем земное притяжение. Мы вышли на орбиту. Отстегнуть ремни. (Имитация)
- Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами. Положите перед собой монитор (лист в клетку, найдите на своём столе разные планеты.
- А сейчас, выложим вид космического неба на мониторы.
- В верхнем левом углу мы наблюдаем за Солнцем, в правом нижнем углу появилась голубая планета – Нептун, в левом нижнем углу красная планета – Венера, а в правом верхнем углу планета – Юпитер.
- Ребята, проверьте у всех ли такой вид на мониторе (показ на экране, слайд 3)
(Дети приклеивают планеты на своих мониторах – листах)
- На моем экране появилась непонятная точка. Что бы это могло быть?
- Для обнаружения объекта возьмите свои космические ручки, приступаем к работе.
3 часть Графический диктант.
Проведите линию от точки:
3 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.
- Космонавты, какой объект вы обнаружили? (ответы детей, показ на экране)
(слайд 4)
- Это пришелец из космоса, с планеты Роботов (слайд 5)
Он просит помощи. Роботы его планеты заржавели, их срочно нужно смазать специальным маслом. Масло находится в одном из сосудов, но в каком из них он не знает. Он знает только то, что масла больше, чем другой жидкости. Пришелец не может определить, где больше, а где меньше жидкости.
- Космонавты, как узнать, где масло? (нужно измерить)
- Чем можно измерить? (измерительной кружкой)
- Разделитесь на три группы. Каждая группа измеряет свою жидкость. Результат сравним потом.
(На столе находится три сосуда с красной, голубой и желтой водой. Дети делятся на подгруппы, измеряют, переливая поочередно жидкости в сосуд, делают отметки с помощью счетных палочек.)
- Сколько кружек жидкости в вашем сосуде?
- А вашем сосуде?
- Какой жидкости оказалось больше?
- Какая жидкость является маслом для смазки роботов?
- Вот, молодцы! Пришелец вам очень благодарен!
4 часть
Роботы снова могут двигаться и хотят вступить с нами в контакт, приглашают вас поиграть.
Эта игра - испытание «Верно - неверно» (слайд 6)
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой
- утром солнышко встает;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад
- ночью люди обедают
- вечером вся семья собирается дома
- в неделе 7 дней
- за понедельником следует среда
- после субботы идет воскресение
- всего 5 времен года
- весна наступает после лета
- грибы умеют летать
- бабочки умеют летать
- сегодня вторник
5 часть
- Но что такое? Кажется, мы сбились с курса. Придется нам обратиться за помощью к говорунам. Держим курс на планету Говорунов. Просьба занять свои места, приготовится к полету (звучит музыка)
(На экране появляется картинка птицы Говорун (слайд 7)
- Птица Говорун отличается умом и сообразительностью. (Запись голоса птицы Говорун)
Птица Говорун: - Я укажу вам путь, если вы ответите на мои хитрые вопросы.
( Вопросы Говоруна в записи: (слайд 8)
* Вы, космонавты корабля, летящего от планеты Земля до планеты Говорунов, время в полете 2 часа. Сколько лет космонавтам? (6 – 7 лет)
* Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
* На одном берегу утенок, на другом берегу цыпленок. Посередине остров. Кто быстрее доплывет до острова? (утенок)
* На столе лежало 5 яблок и 2 груши. Сколько овощей лежало на столе? (нисколько, на столе лежат фрукты)
* Сколько орехов в пустом стакане? (0)
* У кого больше лап: у утки или утенка? (поровну)
* Сколько хвостов у четырех котов? (4)
* На какое дерево садится птица Говорун во время проливного дождя? (на мокрое)
Птица Говорун: Вы справились с заданием, держите курс прямо.
- Полетели. (звучит музыка)
6 часть
- Мы приближаемся к планете Венера. (слайд 9)
Все жители этой планеты были прекрасными, молодыми девушками. Но планету заколдовал злой колдун, и все девушки превратились в старых бабушек.
(Показать картинку – перевертыш) (слайд 10)
- Чтобы их расколдовать, для этого нужно выполнить задания.
Разложите цифры по порядку.
- Покажите соседей числа 3, 7.
- Покажите число предыдущее числу 8, 4.
- Покажите число последующее числу 6, 9.
- Какое число находится между числами 4 и 6; 7 и 9.
- 4 на один больше, получится? (5)
- 8 на один меньше получится? (7)
Решите задачи, ответ покажите на карточках.
Hа планете у реки
Жили счетоводики.
Две дочки, два сына, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (6)
Мы пять дней подряд
Ходим с братом в детский сад.
Кто подскажет нам ответ,
Сколько дома нам сидеть? (2)
Любопытная ракета
Облетела три планеты,
Отдохнула и опять –
Облетела целых пять.
Познакомилась со всеми
В нашей солнечной системе!
Ты же дай скорей ответ,
Сколько в ней всего планет? (8)
- Мы выполнили все задания и расколдовали планету. Все жители опять стали красивыми, молодыми девушками. (показ картинки, слайд 11)
Звучит космическая музыка
– Я слышу сигнал SOS (слайд 12)
(Звучит сигнал бедствия)
7 часть
- Вот и планета Юпитер, которая просит помощи. (слайд 13)
В планету попал метеорит, и она раскололась на части. Части разлетелись в космосе и смешались с другими частями космических тел, комет, астероидов.
- Внимание, задание экипажу, собрать планету Юпитер из одинаковых по размеру частей. (слайд 14)
Дети делятся на группы, подходят к столу и вместе собирают планеты. Из трёх планет находят нужную.
- Какая планета Юпитер? Почему?
- На сколько частей раскололась планета? (10)
- На какую геометрическую фигуру похожа планета?
- На этой планете живут разные геометрические фигуры. (слайд 15)
ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом
Старший — квадратный
Добродушный, приятный
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
— Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему: — Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Но квадрат ответил: — Брат!
Я же старше, я — квадрат:
Я сказал еще нежней:
— Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
— Приятных я тебе желаю снов!
Знать, ложился — был квадратным,
А проснешься без углов!
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет квадрата,
Онемел, стоял без слов.
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.
- Чему удивился треугольник, увидев утром квадрат? (предположения детей)
- Давайте мы тоже проверим, что случится с квадратом, если ему срезать все углы?
Экспериментальная деятельность детей
- Сколько углов стало у квадрата?
- Почему?
- Какая фигура у вас получилась? (слайд 16)
- Как нужно было срезать углы у квадрата, чтобы их не стало?
Миссия выполнена, а нам пора возвращаться домой. (слайд 17)
Пристегните ремни. Полетели.
Воспитатель: Экипаж, поздравляю вас с прибытием! Расстегнуть ремни. (Имитация)
Каждый из вас молодец! Путешествию конец.
С математикой дружите, знания свои копите.
Пусть помогут вам старание, память, логика, внимание.