Ольга Николаевна Серебрякова
ННОД по рисованию натюрморта «Фрукты» в технике «пуантилизм» по лексической теме «Уборка урожая» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Создание изображения в технике «пуантилизм» используя гуашь по самостоятельно выбранной композиции.
Задачи.
Образовательные: познакомить дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»
Развивающие: развивать чувство цвета в технике пуантилизма: равномерно распределять точки жёлтого цвета, а между ними красные – визуально получить оранжевый фон.
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, эстетическое отношение к художественным изображениям в натюрморте.
Образовательные области.
Приоритетная - художественно-эстетическое развитие (рисование).
Публикация «ННОД по рисованию натюрморта „Фрукты“ в технике „пуантилизм“ по лексической теме „Уборка урожая“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. ИЗО, творческие занятия
- Подготовительная группа
- Пуантилизм. Рисование ватными палочками
- Рисование. Все материалы
- Урожай
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
В интеграции - Коммуникативное (развитие речи).
Предпосылки УУД:
личностные - умение осознавать свои возможности;
познавательные - умение выделять существенные признаки объектов;
регулятивные - умение сохранять заданную цель;
коммуникативные - строить высказывание монологом.
Виды детской деятельности:
двигательная деятельность; художественное творчество;
познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; игровая.
Форма организации ННОД: подгрупповая.
Методы и приемы, используемые в ННОД:
Обследование фруктов - дать полный анализ формы, цвета, пропорциям. Сравнить верхнюю и нижнюю часть, находя различие. Вопросы детям. Пальчиковая игра, рассматривание иллюстраций художников,
придумывание и рисование собственных работ; оформление тематической выставки; экспериментирование в рисовании; художественно-речевая деятельность; проблемная ситуация.
Предварительная работа:
с детьми - рассматривание произведений искусства в жанре пуантилизм: натюрморты. Описание разных фруктов. Дидактические игры «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек»;
с родителями - задание на дом: заучивание с ребёнком стихотворения Наталии Князевой «Что такое натюрморт?».
Оборудование для педагога: мешок дырявый с грушами, зайка (слова гостя записаны на флэшку и периодически включаются в записи на магнитоле для видимости диалога); картина «Груши» (современный художник Ольга Шагина, И. Хруцкий «Цветы и плоды», К. С. Петров-Водкин «Яблоко и вишня», бумага, гуашь, кисть.
для детей: листы бумаги, простой карандаш, краски гуашевые, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки.
Содержание ННОД.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла! (показываю мешок)
Когда я входила в группу, он лежал возле порога. Может быть нам, кто-то решил сделать подарок? Интересно, что там? Заглядываю в мешок и озвучиваю загадку.
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала. .(Груша)
Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то плачет!
Интересно, пойду, посмотрю. (Воспитатель вносит зайца)
Зайчик: У- у - у! (плачет)
Воспитатель:Здравствуй зайчик! Почему ты плачешь?
Зайчик: Я собрал целый мешок фруктов, чтобы угостить всех своих лесных друзей, но вдруг я увидел лису, она потихоньку стала ко мне подкрадываться, я испугался и побежал. Только дома увидел, что мешка у меня нет - я его потерял.
Воспитатель: Посмотри, Зайка, это твой мешок?
Зайка: Да! Где вы его нашли?
Воспитатель:[/i] Мы нашли его здесь в группе, но здесь только груши.
Зайка: Как же так, куда делись остальные фрукты?
Дети: Посмотри Зайка! В твоём мешке большая дыра. Пока ты бежал, почти все яблоки растерял по дороге.
Зайка: Что же делать, как я вернусь к своим друзьям без угощения?
Воспитатель: Давайте, ребята, подумаем, как помочь бедному зайцу. Дети: Мы сейчас с ребятами, груши нарисуем. Ты зайка, живёшь в сказочном лесу? А там всё нарисованное превращается в настоящее.
Зайка: Все груши, которые вы мне нарисуете, в моём сказочном лесу превратятся в настоящие фрукты? Такие же сочные и румяные?
Воспитатель:[/i] Конечно!
Зайка: Вот хорошо!
Воспитатель:[/i] Посмотрите ребята, наш зайка повеселел, танцует.
Зайка: Давайте потанцуем вместе!
Воспитатель:[/i] Дети научите зайку физкультминутке «Садовник»
Мы вчера в саду гуляли,
Мы смородину сажали.
Яблони белили мы
Известью, белилами.
Починили мы забор,
Завели мы разговор:
— Ты скажи, Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
— Дам в награду
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
Зайка: Молодцы! Здорово повеселились! Поможете нарисовать фрукты?
(Дети садятся за столы)
Воспитатель:[/i] Мы будем рисовать наши фрукты на тарелочке. Тарелочки эти не простые, они волшебные, как только они попадут в сказочный лес, то нарисованные яблочки и груши превратятся в настоящие. Для этого нам надо постараться, и стать художниками.
- Художники это кто?
Дети: Художники пишут картины.
Воспитатель: Они смотрят на мир не так, как мы с вами. Они стараются замечать в обычных предметах что-то прекрасное, красивое, необычное.
А, сейчас я хочу познакомить вас с работами настоящих художников, которые писали натюрморты. Что такое натюрморт?
Дети: Натюрморт это картина, на которой изображены цветы, фрукты, предметы быта, то чем пользуется человек. Эти художники тоже в своих картинах изображали фрукты.
Воспитатель: Садись зайка и внимательно слушай.
И. Хруцкий «Цветы и плоды».
Воспитатель:[/i] Внимательно посмотрите на этот натюрморт. (Рисунок №1)
- Что вам нравиться больше всего в этом натюрморте?
Дети: В этой картине всё выглядит, как настоящее. Красивые цветы, сочные яблоки, бархатистые персики, прозрачный виноград.
К. С. Петров-Водкин «Яблоко и вишня»
(Рисунок №2)
Воспитатель:[/i] А, это натюрморт другого художника.
- Чем отличается этот натюрморт от предыдущего?
Здесь художник изобразил только яблоко и вишню.
Дети: Когда я смотрю на этот натюрморт, мне кажется, что яблоко и вишня спорят между собой. Яблоко говорит вишне: «Посмотри на меня, какое я большое, плотное, у меня гладкие упругие бока, красного цвета с жёлтым бочком, это лучик солнышка подарил мне этот цвет». Вишенка отвечает: «Да, я меньше тебя, но очень нежная, кожица моя прозрачная и тонкая. Я наполнена ароматным соком. И цвет мой намного ярче, чем твой. У меня насыщенный алый цвет».
Воспитатель:[/i] Как вы думаете, кто победил в этом споре?
Почему художник изобразил фрукты на голубом фоне?
«Груши» (современный художник Ольга Шагина).
(Рисунок №3)
Это не груши, это восторг! Картина наполнена светом и воздушностью, она написана нетрадиционной техникой. Это пуантилизм - живопись точками.
Главная особенность пуантилизма в нанесении мазков. Мазки должны быть небольшими, проще сказать малюсенькими, любой формы, хоть квадратные - отпечаток от плоской кисти плашмя, хоть вытянутыми палочками – отпечаток от плоской кисти торцом, хоть круглый – отпечаток круглой кисти. Так же эта техника не ограничивает художника в выборе живописного материала – акварель, гуашь, масло, любым из этих материалов можно писать в технике пуантилизма.
Мы сейчас с вами посмотрели три натюрморта.
И в каждой картине мы видели, как художники по-разному изображали фрукты. Это не значит, что кто-то пишет картины хуже или лучше. У каждого художника своё видение мира.
Сейчас мы будем рисовать груши в жанре пуантилизм (показываю).
- С чего начинает свою работу художник?
Дети: внимательно рассматривает тот предмет, который он будет изображать.
Воспитатель: Давайте и мы внимательно рассмотрим наши груши.
-Какие они?
Дети: Груши большие, гладкие, упругие, сочные, жёлтого цвета с оранжевым бочком.
Воспитатель: все взяли в правую руку простой карандаш. Давайте попробуем нарисовать нашу грушу в воздухе (дети водят карандашом по воздуху, описывая форму груши.
Ну вот, мы с вами сделали набросок композиции натюрморта простым карандашом - эскиз, как настоящие художники, и теперь начинаем рисовать.
Повторите для зайца, в каком жанре вы будете рисовать и объясните особенности этой техники.
(Прослушиваю 2-3 ответа).
Заяц: Очень интересно увидеть, что за груши у вас получаться на волшебных тарелках!
Воспитатель: Что нужно сделать, чтоб получилась композиция натюрморта?
Дети: Для создания композиции необходимо красиво положить фрукты на тарелку, а можно оставить возле неё.
Воспитатель: Где взять тарелку? (Используем предложенные предметы заменители, находим более интересный и эстетичный вариант). Молодцы, идеи очень интересные. Какой вид композиции оставляем? Дети, вы самостоятельно определяете свою композицию на листе бумаги, вы вправе расположить предметы по своему усмотрению, как говорят в народе: «Хозяин – барин».
Прежде, чем приступить к важному моменту, рисованию в жанре пуантилизм, сделаем пальчиковую гимнастику.
Наши пальцы разомнем,
Наши пальчики встряхнем
Рисовать сейчас начнем.
Ноги вместе, ноги врозь
Заколачиваем гвоздь.
Продуктивная деятельность.
Зайка: Мазки должны быть небольшими, проще сказать малюсенькими, любой формы, хоть квадратные - отпечаток от плоской кисти плашмя, хоть вытянутыми палочками – отпечаток от плоской кисти торцом, хоть круглый – отпечаток круглой кисти гуашью. Желаю удачи, будьте аккуратны в работе!
Воспитатель: При раскрашивании наброска точки рисуем на одинаковом расстоянии желтым цветом, а потом между ними наносим точки красного цвета с одного бока, чтоб подчеркнуть объёмность груши и передать его цвета. По контуру, то есть по краю, чаще наносим точки (ближе друг к другу).
Воспитатель: Ну, вот Зайка мы нарисовали для твоих лесных друзей фрукты.
Зайка: Какие вы все молодцы! Здорово у вас получилось! Яблочки, как настоящие, так и хочется откусить кусочек. Я обязательно возьму эти яблочки для своих друзей, когда высохнет краска. Вы самые замечательные, добрые и отзывчивые ребята. Мне пора уходить.
До свидания!
Воспитатель: До свидания зайка! Что сегодня вы рисовали? (Натюрморт). Кто расскажет стихотворение, про натюрморт? В каком жанре вы выполнили рисунки? Каким способом пуантилизма отобразили предметы натюрморта? (Мазками, точками или отпечатками от плоской кисти торцом). Чему научились?
Итог: Вы, ребята, молодцы! Сумели распределить равномерно два цвета гуаши, не смешивая их и при этом передать красоту фруктов, форму, расположение на листе бумаги. Какие разные работы, интересные. Предлагаю открыть выставку художников пуантилистов.