Тося Ахмедова
Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Кубачинские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей с традициями и обычаями даргинского народа. Развивать интерес к кубачинскому искусству, расширить знания о бытовых предметах, различать и называть элементы узоров кубачинских мастеров. Воспитывать интерес к различным видам музыкальной деятельности. Продолжать учить детей осваивать элементы танцев даргинской культуры. Закрепить знание национальностей народов Дагестана. Воспитывать патриотические чувства.
Публикация «Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе „Кубачинские узоры“» размещена в разделах
- Дагестан
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: иллюстрация гор, селения, изделия из меди и серебра (кувшины, подносы, кинжалы, казан, платки, родник, даргинский костюм для девочки кубачинки, музыка, использование ТСО (проектор).
Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворений о кубачинском народе, об искусстве, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Дети входят в зал в национальных костюмах.
Здравствуйте!
Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашем родном крае, о нашей республике.
Воспит. : как называется наша Республика?
Дети. Наша Республика называется Дагестан.
Воспит. : Что в переводе означает Дагестан?
Дети: Страна гор.
Воспит. : Люди, какой национальности живут в нашей республике?
Дети: Аварцы, кумыки, лезгины, лакцы, даргинцы.
Воспит. : Верно ребята, наша республика многонациональна.
Воспит. : Сегодня я хочу поговорить о даргинском народе, об их искусстве, обычаях и традициях.
Воспит. : Какие даргинские села вы знаете?
Дети: Цудахар, Леваши, Акуша, Сергокала, Кубани.
Воспит. : Вот мы с вами рассказали о нашей Республике Дагестан, сейчас хочу вам показать ролик где вы сможете увидеть самые красивые места в нашем родном крае. (просмотр видео на проекторе).
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
«Не край ли далекий тебе полюбился?»
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
«Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете!
Дагестанская игра «Ой-ра»
Появляется девочка кубачинка
Ассаляму Алейкум.
Дети – Ваалейкум салам
Стихотворение
Кубачинская красавица!
С десятью колечками,
С жемчужными ожерельем,
С шелковыми косами,
С красивой обувью.
В шелковом одеянии,
С неленяющим платком,
С парчовой чухтой,
С карманами из серебра.
Девочка приглашает посмотреть музей «Кубачинского искусства»
Воспит. Я с удовольствием познакомлю вас с искусством Кубачи, с ее обрядами и традициями.
В древнее времена селение Кубачи называли по другому-Утбут. Затем дали другое название -3ерехгарн, что означает в переводе «Царство кольчужников». Позже это селение получило название Кубачи, что тоже в переводе означает - «Оружейники».
В каждой кубачинской семье есть комната, где хранятся красивые изделия мастеров. Стены этой комнаты, по древней традиции, окрашены в синий цвет. Посмотрите, какие здесь изделия?
Дети. Кувшины, блюда, кинжалы, браслеты, кулоны, пояса.
Восп. Вот такие кувшины изготавливали мастера златокузнецы.
Восп. Обратите внимание, вот на этот кувшин. Он называется «Мучал». В старину девушки с ним ходили за водой, но не у всех сохранились такие кувшины, поэтому сейчас за водой ходят с такими кувшинами. (повторить с детьми название кувшина).
Восп. Если внимательно разглядеть эти изделия, то можно увидеть, что на них нанесены узоры. Что напоминают вам эти узоры?
Дети. Зверей, птиц, стебельки, цветочки, веточки.
Вот эти красивые изделия изготавливают в художественной мастерской, которая расположена высоко в горах. Пойдемте в эту мастерскую. Трудятся здесь не только мужчины - златокузнецы, но и женщины. Они также наносят узоры на кольца, браслеты, пояса. А еще они вышивали красивые платки, которые в Кубачах называют казы. (повтор с детьми).
Мальчик:
Чеканит ли мастер искусный узор
Чтоб золотом буквы его пламенели.
На ней восклицая и радуя взор
Искусство, которое красит наш дом.
Мальчик :
Кинжал в руках глупца - нетерпелив
В руках у мудреца - нетороплив
Девочка:
Тайна кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы мастера.
Восп. : Вот такие красивые казы, девушки одевали на различные торжества, например на свадьбы, а самый красивый платок одевали на голову невесте. И по традиции невеста с подружками идет к роднику за водой. Чтобы ее жизнь была такой же чистой как родниковая вода.
Мальчик
Конечно, казы хороши
Вас украшают от души
Невеста в золоте сверкает
А кольца руки украшают
Девочка:
Конечно, кольца хороши
Вас украшают от души,
Но есть еще браслеты, сережки и колье
Примите их в подарок,
Пусть радует вас всех.
Воспит. : Ну, вот ребята вы и познакомились с традициями, и искусством Кубачи.
Давайте попращаемся с девочкой Кубачинкой и скажем спасибо за приглашение в музей.
Дети мы с вами увидели много работ мастеров.
А давайте мы с вами сами станем мастерами
Я предлагаю вам нанести узоры на браслеты и пояса.
Дети рисуют узоры на поясах и браслетах.
Итог занятия: Дети рассматривают все изделия и выбирают наиболее выразительные, и создают свой музей группы.
Воспит. : Давайте с вами повторим, что мы сегодня узнали о Кубачи?
Воспит. : Что в переводе означает Кубачи?
Дети: «Оружейники»
Воспит. : А в древнее времени как называли это селение?
Дети: «Угбут»
Воспит. : Чем занимались в селении Кубачи?
Дети: Чеканили изделия. Вывешивали платки.
Воспит. : Как называются эти платки?
Дети: «Казы»
Ну вот ребята, мы с вами познакомились с обычаями и искусством даргинского народа. На других занятиях мы будем знакомится с традициями и обычаями других народов.