Ирина Егорова
Конспект НОД по гражданскому воспитанию «Путешествие в прошлое» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ "Детский сад № 219 "Колокольчик" Фрунзенского района г. Саратова
Сценарий занятия по гражданскому воспитанию
Воспитатели : Егорова И. А., Земскова Н. А.
Саратов
2019
Программное содержание
Образовательная задача:
Публикация «Конспект НОД по гражданскому воспитанию „Путешествие в прошлое“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Познакомить детей с историей возникновения страны. Продолжать формировать понятие «Родина». Обобщить и уточнить происхождение и назначение гербов.
Развивающая задача:
Упражнять в составлении гербов, подборе признаков предмета, черт характера животных, птиц.
Развивать умение делать сравнительную характеристику жизни древних славян и жителей современной России.
Развивать интерес к истории родной страны.
Формировать у детей понятие о том, что люди имеют разное социальное положение, но все они равны.
Развивать умение применять имеющиеся знания в разных видах деятельности.
Воспитательная задача :
Воспитывать у детей уважительное отношение к государственной символике, чувство гордости к нашим предкам.
Воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения.
Воспитывать способность к творческому самовыражению.
Словарная работа:
Князь, княжество, славяне, предки, Русь, скипетр, держава, кольчуга, шлем, секира.
Предшествующая работа:
Беседы о родном городе, стране;
Рассматривание иллюстраций, работа с картой, рассматривание гербов;
Экскурсии по городу;
Составление совместно с родителями гербов семьи;
Фотоальбомов;
Макетов «Наш участок», «Жилище наших предков»;
Чтение художественных произведений, заучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине;
Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».
Материал:
Карта России, изображение гербов, указка, макеты домов, игра «Составь герб», аудиозапись, кубики, костюм князя, костюмы для драматизации.
Подготовка воспитателя :
Составление конспекта;
Изготовление игры «Составь герб»;
Аудиозапись;
Подборка наглядного материала (карта, гербы, кубики с буквами.
Ход занятия
Дети входят в зал под песню «С чего начинается Родина».
Воспитатель : О чем поется в песне?
Дети: О Родине.
Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о нашей стране, о нашей Родине. Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Какое?
Дети: Россия.
Воспитатель : Как называются люди, которые живут в нашей стране?
Дети: Россияне.
Воспитатель : Кто хочет показать на карте границы нашего государства, нашей страны – России?
Дети: …. (2-3 ребенка)
Воспитатель : Страна, ребята, это место где родились мы и наши родные. Это наша Родина – Родина родная, как отец и мать. Кто вспомнит пословицы о Родине?
Дети: 1. Своя земля и в горсти мила.
2. На чужбине родная земля во сне снится.
3. Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
4. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Воспитатель : Посмотрите, ребята, на карту. Какая наша Родина?
Дети: Она огромная, необъятная, красивая, любимая, много в ней городов, великая.
Воспитатель : Россия – самая большая страна в мире. Ребята, хотите узнать какой наша страна была в прошлом? Как жили наши предки?
Дети: Да.
Воспитатель : Кто такие предки?
Дети: Это прапрабабушки и прапрадедушки наших прапрабабушек и прапрадедушек.
Воспитатель : Да, это люди, которые жили на этой земле, где живем мы с вами, много-много лет тому назад. Кто вспомнит как называли себя наши предки?
Дети: Славяне.
Воспитатель : Славяне, значит какие?
Дети: Славные.
Воспитатель : Правильно, ребята, славяне наши предки, от них и ведет начало русский народ. Давайте рассмотрим иллюстрации древних поселений.
Звучит музыка.
Воспитатель : Ребята, что это такое?
Голос: Я машина времени, могу исполнить ваше желание и перенести вас в будущее или прошлое.
Воспитатель : Ребята, вы хотите перенестись в прошлое или в будущее?
Дети: Да.
Голос: Произнесите ваше желание.
Дети: Перенесите нас, пожалуйста, в прошлое.
Голос: Закройте глаза.
Звучит музыка.
Входит князь.
Князь: Здравствуйте гости дорогие! Давно уж в гости ко мне никто не заглядывал.
Дети здороваются.
Воспитатель : Мы прибыли к вам, чтобы узнать о прошлом нашей страны, вы поможете нам?
Князь: Вы знаете, где селились славяне?
Дети: По берегам рек, около леса, на возвышенности.
Князь: Правильно, есть даже пословица: «У леса жить – голодным не быть», «У реки жить – сытым быть». Почему так говорили?
Дети: В лесу много животных, в реке можно ловить рыбу. И лес и река защищают от врагов. В лесу враги могут заблудиться. Переправляясь через реку люди увидят врагов и смогут дать им отпор.
Князь: Много князей я знал, вы наверное, про них и не слыхали?
Воспитатель : Слышали князь. Ребята, каких князей мы знаем?
Дети: Дмитрий Донской – великий князь московский. Он первым из русских князей поднял страну на борьбу за свержение татаро-монгольского ига. Он был великим полководцем.
Дети: Ярослав Мудрый – это князь Киева. Стоял на его защите. Построил Софийский собор. Любил много читать и преумножал число книг на Руси. Построил училище для мальчиков.
Дети: Юрий Долгорукий – постоянно стремясь дотянуться до власти в Киеве его прозвище стало Долгорукий. Правил в Ростовско-Суздальской земле более 40 лет. Он способствовал основанию будущей столицы России – город Москва.
Дети: Князь Засекин. Воевода Засекин заложил наш город Саратов, который строился, как город – крепость, защита от врагов, проникающих в глубь страны.
Князь: Откуда вы про это знаете?
Воспитатель : Мы изучаем историю нашей страны, вот и от вас хотим узнать что-то новое.
Князь: У каждого князя было свое княжество. Хотите мы с вами сейчас построим княжество?
Дети: Да!
Составление 3-х княжеств (дома).
Князь: У каждого князя было свое войско, оно называлось – дружина князя. Так же у каждого князя был свой герб.
Дети составляют гербы.
Князь: Каждое княжество огораживало (городило) свои дома валом или рвом. Для чего это делалось?
Дети: Защита от врагов.
Князь: Такое поселение называлось городище.
Воспитатель : Ребята, подумайте, какому современному слову дало название «городище»?
Дети: Город.
Князь: Князья часто воевали друг с другом, но когда на нас нападали враги из других стран (Швеции, Германии, то все князья объединялись и побеждали врагов. Потом князья поняли, что надо объединяться навсегда. Почему, как вы думаете?
Дети: Вместе легче давать отпор врагу. Трудиться. Помогать друг другу.
Князь: Все князья объединились и получилось большое государство.
Дети объединяют все 3 княжества.
Князь: Вот так образовалось русское государство – Русь.
Воспитатель : Так называлась тогда Россия. Давайте составим древнее и современное название нашей страны.
Дети из кубиков составляют слова: Русь, Россия.
Князь: Молодцы, ребята, красивое имя – Россия.
Звучит музыка.
Голос: Ваше время истекло. Пора возвращаться.
Воспитатель : Дорогой князь, мы побывали у вас в гостях в прошлом, а сейчас приглашаем вас к нам в гости.
Князь: Спасибо, с удовольствием.
Голос: Закройте глаза.
Звучит музыка.
Воспитатель : Вот мы и вернулись в настоящее.
Князь: Я вижу гербы, среди них есть мне знакомые. А это что такое?
Дети: Жилые дома, мы в них живем.
Воспитатель : На месте древних городищ выросли большие города. Давно нет князей, но гербы их остались, потому что герб князя становился гербом города. Герб есть у каждой страны, у каждого города. Если внимательно рассмотреть герб, можно узнать много интересного.
Князь: Как называется город в котором вы живете?
Дети: Саратов.
Князь: Кто основал ваш город?
Дети: Князь Григорий Осипович Засекин.
Князь: Есть ли герб у вашего города?
Дети: Да! (показ его)
Князь: Расскажите о нем.
Дети: Щит голубого цвета, обозначает речные просторы р. Волги и красоту малых рек, протекающих на территории области. Три серебряные стерлядки символизируют изобилие рыбных запасов, чистоту р. Волги и малых рек области.
Воспитатель : Кто еще хочет рассказать о гербах Российских городов?
Дети:
Ярославль – Ярослав Мудрый шел с дружиной. Дорога была глухая, пустынная, заросшая лесом. Князь отстал от дружины. Вдруг из оврага появилась медведица и бросилась на князя. Он не растерялся и ударил ее топором. Город Ярославль построили на этом месте, а в память о Ярославе Мудром взяли герб Медведица с топором.
Санкт-Петербург – скипетр указывает, что Санкт-Петербург является столицей Российской империи, а якоря характеризуют его как морской и речной порт.
Воспитатель : Гербы есть не только у стран, и городов, герб может быть и у семьи, и у одного человека и у детского сада, и у группы детей.
Воспитатель : Давайте поиграем в игру «Составь герб».
Рассказ об одном «Герб семьи»
Это герб моей семьи,
И его создали мы.
Формой он похож на щит,
Он от бед нас защитит!
Фон у неба голубой –
Светлый, нежный, дорогой…
Красный цвет внизу герба –
Цвет здоровья, сил, добра.
Солнце всем необходимо
Для энергии и силы.
Вот и домик наш стоит
Хоть и маленький на вид,
(Он уютом и любовью, словно нишею прикрыт)
Ну а голубь – символ мира,
Дружбы, счастья и добра.
Гордо он расправил крылья
В центре нашего герба!.
Воспитатель : Мы много путешествовали, трудились, нам нужно немного отдохнуть. Как можно это сделать?
Дети: Пойти в парк, погулять по улицам.
Князь: Я знаю одно удивительное место, где можно отдохнуть и увидеть что-то интересное.
Что за дом, что за дом
Сказку ты увидишь в нем,
Танцы, музыку и смех,
Представление для всех.
Дети: Театр.
Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим отрывок из сказки Ш. Перро «Золушка».
Гонец: Добрый день! Вручить позвольте приглашение на бал. Все девицы быть должны там, сам король так приказал.
Мачеха: Ах, спасибо, очень рады, обязательно придем.
(Гонец уходит)
Мачеха: Золушка, готовь наряды, едем мы на бал втроем!
(Обнимает дочек)
Воображуля: Отдай бусы, Капризуля! Маменькины ведь взяла.
Капризуля: Ах, отстань, Воображуля, и не лезь в мои дела!
Мачеха: Девочки мои, не ссорьтесь! Золушка, поторопись! Мало времени осталось, расторопней быть учись!
Капризуля: Ленты мне когда погладишь? Что ты делаешь с утра?
Воображуля: Господи, ну что ты тянешь? Причесать меня пора!
Золушка: Все готово. Ах сестрицы! Как мне хочется на бал!
(Золушка бегает от одной к другой, выполняя приказания)
Воображуля: Даааааа… Король бы удивился, замарашек он не звал.
(Сестры посылают ей воздушные поцелуи и уходят с мачехой)
(Золушка плача)
Золушка: Ах, как весело, должно быть …. В замке все огни горят. С девушками принц танцует, он красивый, говорят.
(печально садится на стул)
Воспитатель : Правильно ли поступили мачеха и сестры?
Дети: Нет. Они были не справедливы к Золушке.
Воспитатель : Как бы поступили вы?
Дети: Взяли с собой на бал. Подарили бы платье, украшение.
Воспитатель : Мы все разные, но все мы равны. Все люди имеют одинаковое право на труд и отдых.
Князь: Мне с вами было очень интересно, но пора возвращаться назад в прошлое. До свидания.
(Звучит музыка. Князь уходит.)
Воспитатель : Ребята, где мы сегодня побывали?
Дети: В прошлом.
Воспитатель : Что интересного узнали?
Дети: Князь рассказал, что раньше город назывался городище. У каждого княжества был свой герб, своя дружина. Затем все княжества объединились и образовалось государство – Русь.
Воспитатель : Когда вы станете взрослыми, ребята, постарайтесь сделать так, чтобы наша страна Россия стала еще красивей, сильней, богаче и не забывайте историю своей страны.
На этом наше занятие окончено.