Абдулганиева
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Счет в пределах 10»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе: «Развитие логического мышления, интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр логико-математического содержания»
Воспитатель
МБДОУ д/с №3 «Березка»
Абдулганиева О. А.
г. Нефтекумск
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Счет в пределах 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
-продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
-Закрепить представления о геометрических фигурах.
-Закреплять умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры.
-Закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел.
-Закреплять прямой и обратный счет в пределах 10.
-Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20
-Упражнять в ориентировке во времени, закрепление знаний определения времени по часам.
-Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части
-Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающие задачи:
-Развивать логическое и пространственное мышление, смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику.
-Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Предварительная работа: решение логических задач, решение конструктивных задач, дидактические математические игры, работа с часами, состав числа в пределах 10 из двух меньших чисел; ознакомление с космосом, глобусом, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: предыдущее, последующее, звездолет, цифроград.
Методические приёмы: игровой (использование сюрпризных моментов);
наглядный (использование иллюстрации); словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); поощрение, анализ занятия.
Оборудование: ведерко с водой, прозрачная емкость для воды, мерный стакан, магнитофон, аудиозапись, магнитная доска, наушники, микрофон, мяч,книга.
Раздаточный материал: счетные палочки, листы, часы, тетради в клетку для математического диктанта, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, круги, ножницы.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!
- Ребята, вы хотели бы стать космонавтами? Чтобы космонавтом стать, чтобы в небо взлетать, Надо много уметь, надо многое знать. И при этом, и при этом, вы заметьте-ка, ребята, космонавтам помогает ма-те-ма-ти-ка!
(Звонок, вос-ль одевает наушники)
- Да, да, Росинка, слышу вас, приём! В путешествие? Хорошо, спасибо!
-Ребята, представляете, нас приглашают совершить космическое путешествие в математическую галактику. Как вы думаете, кто живёт на планетах в математической галактике?
- Да, ребята, там живут цифры, числа, геометрические фигуры, загадки и задания, и все там что-то считают, пересчитывают, отгадывают загадки, выполняют математические задания. Вы готовы туда полететь? А я проверю вашу готовность. Я буду задавать вопросы, а вы правильно отвечать (игра с мячом «Круглый год»)
1. Какое сейчас время года?
2. Сколько времен года?
3. Назовите все зимние месяцы по порядку
4. С какого месяца начинается год?
5. Каким месяцем год заканчивается?
6. Сколько месяцев в году?
7. Кто стоит слева от тебя?
8…. Справа от тебя?
9. Какой сегодня день недели?
10. А какой был вчера?
11. Который по счету вторник?
12. Какой четвертый день недели?
- А на чём же мы полетим? Вы узнаете, выполнив одно интересное задание (графический диктант ….
Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
- Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления, чтобы запустить нашу ракету.
изготовление пульта –
- возьмите большой квадрат и ромб, прикрепи в правый верхний угол - прямоугольник и маленький круг прикрепи в левый нижний угол - прямоугольник и треугольник прикрепи в верхнем левом углу - овал и маленький квадрат – в правом нижнем углу - в середину прикрепи большой круг
Итак, к старту приготовиться! Включить приборы! Начинаем счёт до 10! (Азрет, посчитай) (ракета не трогается)
В чём дело? Может мы неправильно считали?
Начинаем обратный отсчёт от 10! (Виолетта ….) (10, ….4,3,2,1) (музыка)
ПУСК!
Итак, ракета набирает высоту, космонавты удобно расположились в креслах и приготовились к работе на борту!
2. Внимание, ребята, по-моему, мы уже подлетаем к математической галактике, закройте глазки (открываю планеты, рассматриваем)
- Посмотрим, что же здесь нас ждёт… Какие интересные планеты в этой галактике, не успели мы прилететь, уже задания раздают. Это планета задачек.
А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.
- Давайте вспомним, евусли в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).
- А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).
- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).
- Обратите внимание на картинку. На ней изображены звезды. Давайте попробуем составить задачу по этой картинке.
Воспитатель с детьми: По дороге на планету Миша увидел? (8) звезд. А Даша увидела еще? (2) звезды. Сколько звезд стало на небе?
Воспитатель: - Назовите условие задачи. (Миша увидел 8 звезд. Даша увидела еще 2 звезды).
- Назовите вопрос. (Сколько стало звезд на небе).
- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).
- Нужно записать решение задачи.
-, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2=)
- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.
-, сколько надо взять палочек? (8)
-, сколько надо добавить палочек к 8? (2)
- Сколько стало палочек? (10)
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи. (8+2=10)
- Какой же ответ? (На небе стало 10 звезд).
Теперь проверьте, правильно ли справился с заданием ваш сосед.
- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.
Дети: на планету приземлилось 9 ракет. Одна ракета улетела. Сколько ракет осталось?
Воспитатель: - Назовите условие задачи. (Было 9 ракет, одна ракета улетела).
- Назовите вопрос. (Сколько ракет осталось).
- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).
- Нужно записать решение задачи.
- Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-1=)
- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.
- Света, сколько надо взять палочек? (9)
- Ваня, сколько надо отложить палочек от 9? (1)
- Сколько осталось палочек? (8)
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи (9-1=8)
- Какой же ответ? (Осталось 8 ракет).
- Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.
Ну что-ж, с этим заданием вы справились! Летим ко второй планете.
3. Ребята, на какую по счёту планету мы приземляемся? (на 2-ю)
На этой планете случилась беда. После урагана жители не могут найти свои квартиры. Игра «Рассели жителей по квартирам». Дети выкладывают в домик под номером 10 (изображение домика, цифры в соответствии с составом числа 10.
Молодцы, я думаю жители этой планеты очень рады. А мы летим на следующую планету.
4. Ребята, а на 3 ей планете сегодня спортивный праздник, давайте и мы тоже сделаем разминку.
ФИЗМИНУТКА
«Будем космонавтами»
Раз, два – стоит ракета.
(поднять руки вверх)
Три, четыре – скоро взлет
(развести руки в стороны)
Чтобы долететь до Солнца
(делают круги руками)
Космонавтам нужен год,
Но в дороге нам не страшно
(развести руки в стороны, наклоны вперед)
Каждый ведь из нас атлет
(сгибают и разгибают руки в локтях)
Пролетая над Землею,
(поднять руки вверх и помахать)
Ей передадим привет!
Чтобы приземляться на следующих планетах, нам нужно перейти в другой отсек нашей ракеты. (в другой части группы – 2 стола, 2 группы)
5. Ребята, космонавты должны очень хорошо знать время, чтобы правильно планировать свою работу. Я перед вами листочки, а вы возьмите карандаши, и послушайте задание :
- Космонавты просыпаются в 6 часов утра, Обведите часы, стрелки на которых показывают ровно 6 часов.
- В 7 часов космонавты занимаются физическими упражнениями. Обведите часы, стрелки которых показывают ровно 7 часов.
А завтракают в 8 часов утра. Обведите часы, стрелки на которых показывают ровно 8 часов.
В 10 часов утра проверяют исправность оборудования, обведите часы, на которых 10 часов
Молодцы, хорошо справились с заданием.
6. Вот и следующая планета – 5-ая. Ещё, ребята, космонавты должны хорошо питаться в космосе. Скажите, пожалуйста, если я яблоко разделю пополам, сколько космонавтов я смогу накормить? На какую геометрическую фигуру похоже яблоко? Возьмите круг, и поделите на 2 части.
А если нам нужно накормить 4-х космонавтов, как мы поступим? Молодцы! Но у нас 8 космонавтов, поделите яблоко на 8 частей. Какая часть достанется каждому? (одна восьмая). Что больше: целое или одна восьмая часть? А теперь покажите две восьмых (четыре восьмых). Как можно назвать четыре восьмых? (одна вторая)
7. Ребята, на 6-ой планете нам нужно заправить ракету топливом. Игровое упражнение «Отмеряем топливо для заправки ракеты».
У воспитателя ведро с подкрашенной водой, прозрачная емкость для воды, мерный стакан.
Воспитатель предлагает детям отмерить необходимое количество топлива для заправки ракеты и говорит: «Для того, чтобы долететь обратно, нам необходимо 10 стаканов топлива. Как нам отмерить столько? Что для этого надо сделать?
Дети вспоминают правила измерения жидкостей. Вызванный ребенок вместе с воспитателем переливает 10 стаканов воды в емкость. Остальные дети после каждого вылитого стакана выкладывают на стол счетную палочку. Воспитатель уточняет сколько стаканов отлили? Сколько счетных палочек положили на стол?
Далее предлагает отлить (от 10) - 2 стакана в дополнительный отсек для дозаправки. Вызванный ребенок выполняет, дети откладывают в сторону 2 палочки.
Воспитатель обобщает ответы детей, уточняет сколько топлива в баке, сколько оставили на дозаправку.
Молодцы!
10. Ребята, мы побывали на всех планетах, здесь, конечно, очень интересно, но нам пора возвращаться в детский сад. Но ракета не взлетит пока мы не найдем соседей числа. Дидактическая игра «Найдем соседей числа»
Воспитатель предлагает 4 детям взять карточки с цифрами (12, 14, 16, 18) и выстроиться в ряд. Остальные дети определяют пропущенные число, находят соответствующие карточки с цифрами и занимают пропущенное место.
Какие числа стали соседями числа 12. Какое число предыдущее к числу 12? (последующее) Правильно!
Закрыли глазки, летим! (музыка)
11. Вос-ль с микрофоном.
- Здравствуйте, ребята! Я – корреспондент газеты «Детский мир». Я поздравляю вас с удачным приземлением, и хочу взять у вас интервью.
Скажите, пожалуйста, где вы побывали? Кто живёт в математической галактике? Чем вы там занимались? Вам понравилось? Вы хотели бы ещё полететь? Спасибо за интервью! Всего хорошего!
ЗВУК МЕТЕОРИТА
-Ребята, закрывайте головы, метеорит падает!
- Ребята, это оказывается жители математической галактики прислали нам подарки – это книга по математике, и ещё они сказали, что вы молодцы и умницы!
Я тоже хочу вас похвалить, мне было интересно с вами путешествовать, вы очень умные, смелые и отважные, я думаю, вы сможете стать настоящими космонавтами!