Ирина Ивановна Литвинова
НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по планетам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по планетам». Программное содержание: Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели. Задачи: Образовательные: • закрепить счет в пределах 10; • умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа; • уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине; • закрепить умение ориентироваться в пространстве; • упражнять в порядковом счете. Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитательные: воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных. Методические приё мы: игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка, решение проблемных ситуаций, сюрпризный момент. Материал : математические наборы, карточки, карта, магнитная доска, цветные карандаши, математические весы, набор цифр, шкатулка, корзина, шлемы, шапочки: звездочета, марсяшки, звезды, лунтика. Макет планет, глобус. Предварительная работа : беседа о космосе, НОД «Парад планет», знакомство с глобусом, выставка книг, игры на ориентировку в пространстве. Ход НОД Воспитатель - Ребята, сегодня у нас очень интересная встреча. Я пригласила к нам на занятие – Звездочета. Мы покажем ему, как умеем считать, складывать геометрические формы и решать логические задачи. (Раздается стук в дверь и вбегает Забияка). Воспитатель Забияка, здравствуй! Ты опять опаздываешь! К нам в гости идет Звездочет. Вот – вот будет. Забияка А вот и нет! Звездочет не придет. Его забрали на другую планету и придти он к вам не сможет. Воспитатель - Ребята, что же нам делать? (Воспитатель заслушивает ответы детей). Воспитатель Нам нужно вернуть звездочета на Землю. Но для этого, надо отправиться за ним в космическое путешествие. А на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно. Загадка Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост – И поднимется до звезд. Воспитатель: - Что это ребята? Дети: Ракета. Воспитатель: Правильно. Это ракета и именно на ней мы с вами отправимся сегодня в путь. Но что же делать, ведь у нас нет ракеты! А давайте мы с вами, обратимся за помощью к Знайке. Он знает всё, всё на свете. Пойдемте к нему. (Воспитатель с детьми подходят к домику, где живет Знайка, стучат в дверь и к ним выходит Знайка). Воспитатель: Здравствуй Знайка! Мы пришли к тебе за помощью. Помоги нам пожалуйста сделать ракету. Знайка: Хорошо, я вам помогу. Проходите в мою мастерскую, здесь у меня есть материал, из которого вы сможете сделать ракету. (дети проходят к столам, на которых лежат наборы с геометрическими фигурами). Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое? та Воспитатель: А из них можно собрать ракету? Дети: Да, можно. Воспитатель: Тогда усаживайтесь и приступайте к работе. (Дети берут геометрические наборы и делают ракеты). Воспитатель: У кого не получается я помогу. Воспитатель: Ребята, а какие формы вы использовали для сборки ракеты? Дети: Треугольник, квадрат и круг. Воспитатель: Молодцы ребята, наши ракеты готовы и мы можем отправиться в космос, чтобы спасти Звездочета. - Ребята, но где же нам искать Звездочета? Ведь космическое пространство очень огромно! - Знайка подскажи, где искать нам Звездочета? Знайка: Нам с вами нужна самая яркая звезда. Воспитатель: - Ребята, но вот беда, звезда разбилась и разлетелась по разным планетам. Поэтому Звездочет и не может вернуться к нам. Он не видит яркого света этой звезды. Знайка: Я нашел на нашей планете часть разбившейся звезды. (Отдает ее воспитателю). Воспитатель: Теперь нам с вами, необходимо собрать звезду. Для этого нужно отыскать все её части, на других планетах. - Ребята, для путешествия нам понадобиться карта, ведь если путешествовать без карты, то можно потеряться в космическом пространстве. - Смотрите сюда, есть у меня одна волшебная карта, которая поможет нам двигаться в нужном направлении. (Воспитатель открывает карту, все дети подходят к ней). Воспитатель: Мы с вами находимся на планете Земля. (Показывает на карте планету Земля). Воспитатель: А планета на которую мы сейчас отправимся называется – Венера. (Воспитатель показывает путь на карте, от планеты Земля до планеты Венера). Воспитатель: Знайка, полетели с нами! А теперь мы с вами одеваем космические шлемы и отправляемся в путь! (Дети встают друг за другом, а воспитатель включает огни на карте, которые показывают путь и командует отправку ракет). Подвижная игра «Мы летим под облаками». Цель игры: развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движения рук. Ход игры Мы летим под облаками, А Земля плывет под нами. Роща, поле, сад и речка, И дома и человечки. (махать руками словно крыльями) Мы летели, мы летели, Приземлились на Венере. (Подходим к планете Венера) Воспитатель: Вот мы и прилетели на планету Венера. Посмотрите, здесь кто-то есть. Кто вы? Лунтик: Я Лунтик, житель этой планеты! Ребята, мне известно что у вас случилось. У меня есть часть звезды, но чтобы ее получить, вам нужно выполнить одно задание. Оно в этой коробочке. (Лунтик показывает коробочку, которая лежит на столе. Воспитатель достает из нее листочки с заданием и раздает их детям). Воспитатель: - Ребята, слушайте внимательно задание. Посмотрите внимательно на свои листочки. Вам нужно посчитать сколько звезд в круге, и ответ записать в квадратик под рисунком. (Воспитатель проверяет, правильно ли дети выполняют задание, помогает тем, у кого не получается). Воспитатель: Молодцы ребята! Все справились с заданием. Лунтик: Вот вам ребята часть звезды. Воспитатель: Лунтик, полетели с нами спасать Звездочета. Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, на какую планету лететь дальше. (Воспитатель показывает на карте путь, от планеты Венера - на планету Сатурн. Включает огни на карте). Воспитатель: Друзья отправляемся в путь! (Дети встают друг за другом, звучит музыка). Игра: «Летим на Сатурн». Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движения рук. Ход игры Полетели! Полетели! (бег по кругу) Мы летели, мы летели, На Сатурн прилетели. Воспитатель: Мы приземлились на планете Сатурн. (На планете детей встречает Фея звезд). Фея: Здравствуйте, дорогие гости! Я Фея звезд и знаю, зачем вы сюда прилетели. Для того чтобы получить часть звезды, нужно выполнить задание. Послушайте его. Задание «Волшебные весны». Посмотрите, перед вами волшебные весы. Если вы ответите правильно, весы вам покажут правильный ответ. А теперь слушайте внимательно. У меня цифра восемь и цифра девять. (Фея показывает цифры). Фея: Какая цифра меньше? (Ответы детей). Фея: Вы говорите Цифра восемь меньше чем цифра девять. Сейчас мы это проверим на моих волшебных весах. Фея: Весы нам показали, что вы ответили правильно. Цифра девять перевесила цифру восемь, а значит цифра восемь меньше чем цифра девять. Молодцы! - Ребята, а как сделать так, чтобы стало поровну? (Ответы детей). Фея: Давайте проверим ваши ответы на весах. (Фея вешает к цифре восемь цифру один). Фея: Посмотрите ребята, весы стоят ровно, значит вы, правильно ответили на вопрос. Фея: Ребята, это было трудное задание, но вы с ним справились. Вот вам за это часть звезды. (Воспитатель снимает наряд Феи). (Воспитатель показывает на карте путь, от планеты Сатурн - на планету Марс. Включает огни на карте). Воспитатель: Следующая планета Марс. Вставайте друг за другом и полетели. Игра «Космонавты». Цель: развитие быстроты реакции, тренировка функции дыхания. 8 9 8 1 9 Ход игры Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Мы летели, мы летели И на Марсе сели. (Подходят к планете Марс). Воспитатель: Вот мы и на планете Марс. (На планете нас встречает Марсяша). Марсяша: Здравствуйте. Меня зовут Марсяша. У меня есть для вас шкатулка. (Показывает шкатулку, которая лежит на столе). Марсяша: А в ней часть звезды, но чтобы получить ее, вам нужно решить задачу. (Воспитатель читает задачу). Задача. Вы посетили планеты Земля, Венера, Сатурн. (Показывает на рисунке планеты). Сколько планет вы пролетели? Дети: Три планеты. Воспитатель: А если мы пролетим еще одну планету, то сколько всего планет мы посетим? Дети: Четыре планеты. Воспитатель: Молодцы! Кто хочет записать решение? (ребенок записывает решение). Воспитатель: Молодцы! (Воспитатель открывает шкатулку и достает часть звезды). Воспитатель: Вот она последняя часть звезды. Давайте соберем ее вместе. Задание: собери из частей целое. (Воспитатель достает на стол части звезды). Воспитатель: Выполняем задание. (Дети собирают звезду). Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы прошли все испытания и собрали звезду. Посмотрите как она ярко светит. (Звучит музыка и появляется Звездочет). 3 + 1 = 4 Воспитатель: Посмотрите ребята, а вот и Звездочет. Он увидел яркий свет звезды и нашел путь домой. Здравствуй звездочет. Звездочет: Здравствуйте. Я очень рад, что вы нашли меня. Спасибо вам большое! Звездочет: Спасибо вам мои друзья! За то, что вы спасли меня. Теперь я буду с вами Играть, дружить, о звездах говорить! А за моё возвращение, за ваше старание и умение Получите звездное угощение. Воспитатель: Ребята, а теперь берем Звездочета с собой и возвращаемся домой. На какую планету нам нужно вернуться? (Ответы детей). Воспитатель: Правильно, на планету Земля. Покажите мне ее на карте. Воспитатель: Занимаем места в ракете и отправляемся в путь. (Звучит музыка, дети идут по пути, сделанному из веревочки). Воспитатель: Вот наша планета Земля. - Ребята, вспомните, на каких планетах мы с вами сегодня побывали? - Планета, с которой мы отправились в путь, как называется? - Куда отправились дальше? - А потом? - И последняя планета, которую мы посетили, как называется? - Сколько всего мы посетили планет? - Молодцы! А теперь давайте вспомним, какое число больше восемь или девять? - Чтобы их стало поровну, что нужно сделать? - Молодцы ребята! Спасибо вам за такое интересное путешествие!