Наталья Викторовна Десятова
НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Дикие животные» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
«Дикие животные. Составление рассказа цепной структуры».
(подготов. группа)
Составила:
учитель-логопед
Десятова Наталья Викторовна
г. Исилькуль
Публикация «НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи „Дикие животные“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о диких животных наших лесов; умение пересказывать цепной текст по картинно-графическому плану.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- закрепить название диких животных и их детенышей;
- закрепить название жилищ диких животных;
- упражнять в согласовании числительных с сущ. в ед. и мн. числе;
- упражнять в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела диких животных.
- учить составлять предложения по графической схеме;
- учить пересказывать текст цепной структуры по картинно-графическому плану.
коррекционно-развивающие :
- развивать логическое мышление;
- развивать графические навыки;
- развивать связную монологическую речь;
- развивать умение делать словесно-логические обобщения;
- развивать умение сравнивать, анализировать.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых результатов;
- воспитывать устойчивый интерес к занятиям.
Оборудование: карточки с именами детей, наборное полотно с именами детей, фишки для наборного полотна красного и синего цвета, карточки с изображением диких животных для игры «Четвертый лишний»,карточки с наложенным друг на друга контурным изображением диких животных с копировальной бумагой, карандаши простые – 6 штук, карточки с цифрами от 1 до 5, шапки-маски животных : медведь, белка, лиса, волк, заяц, ёж, Предметные картинки этих животных, белые прямоугольники из бумаги – 6 штук, схема для составления предложения, картинно-графическая схема для составления рассказа цепной структуры.
1. Орг. момент
Вас сегодня ждет ребята,
Много интересного.
Будем с вами играть,
Ваши знания проверять,
А будете старательны –
Приз получите обязательно!
- Сегодня у нас пройдет соревнование на самого знающего. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки, и ставить их в наборное полотно около своего имени. Красные фишки получит тот, кто ответит на вопрос без ошибки, а синюю получит тот, кому в ответе потребуется моя помощь.
- А сейчас, каждый из вас займет то место, где стоит карточка с его именем.
На столе возле карточек с именем лежат карточки с заданием «Четвертый лишний».
Д/и «Четвертый лишний» (см. приложение№1 (а,б,в).
- Назовите, кто лишний и объясните почему. (по мере того как дети называют лишнее животное, логопед выставляет картинку с изображением этого животного)
- Как назвать одним словом тех кого вы перечислили? (выставить фишки в наборное полотно).
2. Основная часть
1) «Обведи по контуру»
Раздать листы с наложенным друг на друга изображением контура разных животных (приложение №2).
- Найдите животное, которое было у вас лишним и обведите его по контуру. (выставить фишки)
2) Д/и «Думай старательно, отвечай внимательно»
-А теперь давайте сравним ваших животных :
• У кого больше лап, у ежа или медведя?
• У кого лапы больше, у ежа или у медведя?
• У кого больше хвост, у зайца или у лисы?
• У кого хвост длиннее, у зайца или у белки?
• У кого длиннее ноги, у белки или у лисы?
• У кого больше глаз, у волка или у лисы?
За каждый ответ на вопрос детям выдается фишка определенного цвета. Предложить детям самостоятельно поставить фишки в наборное полотно.
Пока дети выкладывают фишки, логопед кладет на пол обруч, раскладывает внутри обруча карточки с цифрами от 1до 5 (карточки перевернуты цифрами вниз) и готовит маски животных.
2) Игра-диалог «Как живешь? Как ты зиму проведешь?»
Раздать маски животных (Например, маска с изображением медведя достается тому ребенку, у которого на карточке в игре «Четвертый лишний» лишним был медведь и т. д.).
- каждый из животных приготовился к зиме по-своему. А вот как, сейчас мы и узнаем.
Логопед:
-Здравствуй, мишка! Как живешь? Как ты зиму проведешь?
Ребенок (в маске медведя) :
- Я в берлогу лягу спать,
Свою лапищу сосать.
Логопед:
-Здравствуй, белка! Как живешь? Как ты зиму проведешь?
Ребенок (в маске белки) :
- Я орешки припасла
Возле теплого дупла.
Я по веткам поскачу,
Шишку с елочку схвачу.
Логопед:
- Здравствуй, лисонька-лиса! Как живешь? Как ты зиму проведешь?
Ребенок (в маске лисы) :
- Буду бегать по лесам,
Буду бегать по полям
И в деревню забегу.
Может курочку найду,
В свою норку унесу.
Логопед:
- Здравствуй, волк! Как живешь? Как ты зиму проведешь?
Ребенок (в маске волка) :
- Буду по лесу бродить,
На луну ночами выть.
Буду зайца поджидать,
Да других зверей пугать.
Логопед:
- А как называется жилище волка? (логово)
- Здравствуй, зайчик! Как живешь? Как ты зиму проведешь?
Ребенок (в маске зайца) :
- Буду в чаще я гулять,
Кору дерева глодать
Очень голодно зимой,
Рад я веточке сухой.
Логопед:
- Здравствуй, ёжик! Как живешь? Как ты зиму проведешь?
Ребенок (в маске ежа) :
- Буду в теплой норке спать,
А весной пойду гулять.
Предложить детям поставить фишки в наборное полотно.
3) Игра на внимание
- Вы повторяете движения за мной, но по сигналу (хлопок) должны отдать свою маску соседу справа (1 хлопок).
4) Игра «Назови семью»
Кто где живет, выяснили, а сейчас расскажите о семье животного. Для этого вам нужно поднять карточку с цифрой с пола и по схеме рассказать о семье того животного, маска которого вам досталась (разобрать с детьми значение каждого символа). (Приложение №3 дом – название жилища животного, фигурки людей – «мама, папа», точка – число, детеныши; например: в логове живут волк, волчица и три волчонка).
Предложить детям поставить фишки в наборное полотно.
5) Игра «Чей? Чьё? Чья?»
(работа за столом)
а) игра на внимание (2 хлопка);
б) логопед закрывает прямоугольником белой бумаги различные части тела животных и задает вопрос :
- Без чего животное? (без лапы, без глаза, без уха и т. д.)
в) игра на внимание (2 хлопка)
г) логопед, убирая белые прямоугольники, задает вопросы:
- Чья это лапа?
- Чьё это ухо?
- Чей это глаз? и т. д.
д) игра на внимание (2 хлопка);
Логопед расставляет фишки в наборное полотно.
6) Составление и пересказ рассказа цепной структуры по картинно-графическому плану.
а) выставить схему (для ежа и медведя). (Приложение №4 (а)
В пустое оконце вставляется рисунок ребенка (тот, который он копировал в задании «Обведи по контуру»).
Логопед дает образец рассказа цепной структуры по картинно-графическому плану как ё ж готовился к зиме:
- По небу летел лебедь.
Лебедь уронил перышко.
Белое перышко увидел ёж.
Ёж подумал, что это снежинка.
Если это снежинка, то, значит скоро придет зима.
А если скоро придет зима, то надо искать норку.
Нашел ёж норку и уснул в ней до весны.
- Кто еще из зверей впадает в спячку?
Логопед предлагает пересказать текст тем детям, у кого картинки ежа и медведя.
б) выставить схему для белки и зайца (Приложение №4 (б).
Логопед дает образец составления рассказа по картинно-графическому плану как белка готовилась к зиме.
По небу летел лебедь.
Лебедь уронил перышко.
Белое перышко увидела белка.
Белка подумала, что это снежинка.
Если это снежинка, то, значит скоро придет зима.
А если скоро придет зима, то надо менять рыжую шубку на серую.
И поменяла белка свою шубку.
- Кто еще из зверей меняет шубку?
Логопед предлагает пересказать текст тем детям, у которого картинки зайца и белки.
в) выставить схему для лисы и волка (Приложение №4 (в)
Логопед дает образец составления рассказа по картинно-графическому плану как лиса готовилась к зиме.
- По небу летел лебедь.
Лебедь уронил перышко.
Белое перышко увидела лиса.
Лиса подумала, что это снежинка.
Если это снежинка, то, значит скоро придет зима.
А если скоро придет зима, то надо искать норку.
Нашла лиса норку и переждала зиму.
- Кто еще из оставшихся зверей пережидает зиму?
Логопед предлагает продолжить пересказ тем детям, у кого картинки волка и лисы.
Логопед расставляет фишки в наборное полотно и комментирует итоги.
3. Итог.
Вот мы с вами поиграли,
Все, что надо отгадали.
Молодцы, что справились,
Очень все старались,
И, конечно, же всем вам
Я призы сейчас раздам! (Вручение символичных медалей)
Приложение №2
Приложение №4