София Потапова
Конспект НОД по ФЦКМ «Сосна» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ФЦКМ в старшей группе. Тема: «Сосна»
Цель: Уточнить и расширить знание о сосне.
Задачи: Познакомить с качествами сосны, ее плодами, значением сосны в природе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: проектор, электронный микроскоп, лупа, вода в стакане, деревянная палочка.
Темочки:
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Хвоя, кора, спил, шишки, семена, смола сосны, янтарь (можно янтарные бусы, варенье из сосновых шишек.
Предварительная работа: измерить маленькую сосну на участке, посчитать ветки, сфотографировать.
Ход занятия
Воспитатель показывает иголки сосны.
-что это? (иголки дерева, иголки сосны)
Проектор показывает картину сосну, ветки, иголки, шишки.
Воспитатель. Да, это дерево сосна, хвойное растение. Дерево-живое существо. Состоит из разных частей. Испытывает потребность в воде и свете. Оно рождается, растет. Сосны поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Сосны-идеальные ионизаторы воздуха.
-какие части дерева-сосны вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, хвоя, плоды)
Зимой сосна сохраняет хвою, осенью не опадают, листья в форме иголок, так они хорошо переносят холод и засуху.
-что такое ствол? (ответы детей)
Дополнение педагога. Ствол может достигнуть большой высоты, из него растут ветви. Ствол живёт столько же, сколько и дерево, может несколько столетий.
-что такое корни (ответ детей)
Дополнение педагога. Корни-это часть растения, которая находится под землёй, они помогают растению закрепиться на почве, а так же обеспечивают водой и минеральными веществами.
-что такое кора? (ответы детей)
Дополнение педагога. Кора-защитный слой дерева. Это как кожа дерева. Она покрывает ствол и ветви. Снаружи находится старая кора. Каждый год вырастает новый слой коры. Кора защищает от испарения воды, животных и грибка.
Воспитатель:- ребята, мы измерили высоту сосны на нашем участке, сколько сантиметров она была? (82см, давайте запишем в наших заметках в центре природы. Мы еще измерим весной, узнаем выросла ли она за зиму, когда было холодно, и осенью, после лета, когда было жарко. И проверим добавились ли ещё веточки.
Возраст хвойного дерева можно узнать посчитав ярусы ветвей. Каждый год появляется новый ярус ветвей.
Воспитатель: Сосна-удивительное дерево, много используется в промышленности. Чего только из нее не делают! Для строительства домов, мебель для дома, карандаши и так далее. (на проекторе показывается дом из бруса сосны, мебель из дерева, деревянные игрушки, деревянные музыкальные инструменты, карандаши и. т. д)
-где мы можем встретить это дерево (в лесу, в городе, в парке)
-что вы про неё знаете (большая, колючая, живут белки, из шишек можно сделать поделку)
-чем она отличается от других деревьев? (длинные иголки, шишки круглые, всегда зелёная)
Детям раздаются спилы сосны, шишки, иголки, кора, смола.
-кто знает как эти предметы называются (дети по возможности называют, в остальном помогает воспитатель)
-какой предмет часто вы встречали? Где?
-что вы видите на спиле сосны? (круги)
-как думаете, что она означает? (возраст дерева, чем больше кругов, тем больше возраст, используя лупу и электронный микроскоп дети изучают спил.
Физкультминутка: «Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо»
Воспитатель. Как вы думаете, где находятся семена сосны? (в шишках).Сейчас каждый берет одну шишку и будем стучать, чтобы посмотреть как же выглядит семечко. (дети стучат за столом на салфетках)
Семена, кору, смолу, иголки дети разглядывают под электронным микроскопом, лупой.
Воспитатель. Дети, что у меня в руках? (бусы из камней, может кто знает название этих камней? (ответ детей)Да, это янтарь. Ценный камень янтарь застывшая смола древних сосен.
-на какой предмет лежащих на столе он похож? (смола)
-Как вы думаете, для чего сосна выделяет смолу?
Эксперимент «Разбавим смолу в воде» (приглашается желающий)
-Ребята сейчас попробуем разбавить смолу, получится ли у нас.
-к какому выводу мы пришли? (медленно, но растворяется)
Интересные факты о сосне. (сопровождается картинками на проекторе)
-сосна используется в медицине
-янтарь застывшая смола древних сосен
-самые длинные иголки хвойных деревьев достигают 45 сантиметров.
Воспитатель: ребята это что я вам принесла? (варенье). А что за варенье? (из сосновых шишек)
Это варенье нужно есть когда грипп, ангина, бронхит и кашель. Это лекарственное варенье.
-разгадаем кроссворд:
-где мы можем кольца дерева? (на спиле)
-как называются листья сосны (хвоя)
-что есть в шишке? (семена)
-как называется плод сосны? (шишка)
-на что похожа хвоя? (иголку)
С п и л
х в О я
С е м е н а
Н
ш и ш к А
г
о
л
к
а
Рефлексия:
-ребята, какую тему сегодня мы прошли? (занятие о сосне)
-что нового узнали?
-что больше всего вам было интересно?
-Чтобы вы еще хотели бы узнать о соне?