Алла Лисицкая
Конспект НОД по ЧХЛ «Мороз»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей со стихотворением Елены Александровны Благининой «Мороз», воспитывать доброе отношение к природе и всему живому через художественное произведение.
Задачи:
Образовательная: - продолжать развивать интерес к поэзии, пополнять литературный багаж стихами,
- формировать умение выразительно читать стих, передавая интонацией сравнения,беспокойства и радости жизни в зимние дни,
-знакомить детей с пословицами, народными приметами, заповедями о природе зимой.
Развивающая: - закреплять умение полно отвечать н заданные вопросы,
Публикация «Конспект НОД по ЧХЛ „Мороз“» размещена в разделах
- способствовать развитию чуткости к выразительным средствам художественной речи, умению воспроизводить эти средства в своих ответах,
- способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению.
Воспитательная: -формировать доброту к животным и птицам зимой, - способствовать умению внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки; прививать интерес к чтению.
Вводная часть
На фоне музыки Г. Свиридова Вальс «Метель»начать занятие.
Добрый день!
На улице декабрь – первый месяц зимы.
Зима негаданно – нежданно
Пришла на чёрныя поля.
Ещё вчера была туманна
Дождем омытая земля.
Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!
Мы познакомимся с творчеством замечательной детской поэтессы Еленой Александровной Благининой. Вот ее портрет и выставка книг. Стихи Е. А. интересные, веселые, напевные о зиме, лете, о детях, - их поступках и забавах.
Посмотрите, сколько красивых картин написали художники о зимушке-зиме. А мы с вами сделали аппликацию «Зимний день». Мне нравится. Молодцы!
Посмотрите на картины. Какое время года показано на иллюстрациях? Что характерно для него? (идет снег, белое все кругом, деревья укрыты снегом, в белых шубах, река подо льдом, дети катаются на санках, кругом как в сказке).
Основная часть
Я прочту стихотворение «Мороз», а вы послушайте внимательно и ответьте: «За кого в морозные дни беспокоится автор?»
Чтение стихотворения наизусть Е. А. Благининой «Мороз».
Ответы детей: яблоньку, собачку, птичек.
Совершенно верно, автор призывает помогать птичкам и собачкам, всему живому в природе, не быть равнодушным человеком, безразличным.
Давайте подумаем и скажем: «Какой бывает мороз?»
Ответы детей: жестокий, лютый, сильный, обжигающий, крепкий, русский.
Зимой птицы жмутся к жилью человека. В мороз они целый день ищут корм. Поедают насекомых в коре деревьев, значит, сады и леса будут жить.
Народ составил заповеди:
1. Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай.
2. Покормите птиц зимой – они отплатят тебе летом.
3. Чем можно покормить птиц? (ответы ребят).
ЗНАЙ!
Птица боится голода, но не холода! (выучить на занятии)
Я читаю, а вы подумайте: «Беспокоится ли автор о птицах, яблоньке, Жучке?»
Детские ответы: - рассказывает, как от мороза укутать яблоньку,
- спасти собаку Жучку,
- покормить яблоньку.
Согласна с вами: нужно любить и помогать тем, кто в этом нуждается.
Я хочу прочитать вам высказывание другого писателя Михаила Михайловича Пришвина. Он много писал о природе, об отношении человека к животным и птицам.
«Я так полагаю: ты человек - и щади зверя, береги его, он природой создан. С лаской к животному надо идти «много ли ума требуется, чтобы обидеть или сбить пулей доверчивого зверя? – Немного»
Так много ли ума надо, чтобы обидеть зверей и птиц?
Какой это человек? (неумный, глупый, не умеет жалеть, злой, жестокий).
Мы с вами проинсценируем стихотворение, давайте постараемся. Молодцы!
В народе говорят: январю – морозы, февралю – метели.
Посмотрите на картины, художник показал красоту метели, а писатель описывает словом, послушайте красивую картину «Метель»
«бушует непогода, земля, небо и лес – все смешалось в снежном круговороте. Снежная пурга то увеличивается, то стихает. Все кругом бело! Густой сильный снег кружится в воздухе и падает на землю.
Снежинки – одна лучше другой. Валит и валит снег, а сильный ветер рвет и завывает, и гонит легкие снежинки ввысь и вдаль.
Великолепен вид зимней природы. В народе говорят: январю – морозы, февралю – метель!»
(читать описание под музыку Георгия Свиридова «Метель» романс).
Красиво?
Композитор сочинил красоту зимы музыкой. Прослушайте еще раз музыкальную картину Георгия Васильевича Свиридова «Метель» и потанцуйте танец снежинок (произвольные движения ребят под музыку Г. Свиридова Вальс «Метель»).
Метель – тревожное, беспокойное ощущение зимнего дня, и в тоже время сказочное и фантастическое явление в природе.
Зима красива и сказочна! Давайте скажем МОРОЗ И МЕТЕЛЬ. Первый раз - грустно, с разочарованием, а второй - радостно.
Итоговая часть
Человек должен быть добрым, приходить на помощь тем, кто в этом нуждается. Мне так хочется, чтобы вы в жизни были добрыми людьми, умели прийти на помощь. В одной сказке Елены Александровны есть слова: «как хорошо, как радостно жить одной со всеми жизнью». Давайте и мы по заповедям автора жить радостно и жалеть все вокруг.