Валентина Вылиткова
ННОД в подготовительной группе «Осенние заботы диких животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе коррекционной направленности
Тема: Осенние заботы диких животных.
Цель: закрепить знания о диких животных наших лесов.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов, их внешнем виде, образе жизни, о том, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
2. Закреплять знания детей о правилах поведения в природе.
Публикация «ННОД в подготовительной группе „Осенние заботы диких животных“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные, лесные звери
- Животные. В мире животных
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
3. Упражнять в подборе определений к существительным.
4. Упражнять детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.
5. Продолжать знакомить детей с техникой рисования мятой бумагой.
Коррекционно-развивающие:
6. Развивать зрительное восприятие.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать элементы логического мышления на основе отгадывания загадок.
Коррекционно-воспитательные:
9. Воспитывать культуру поведения в лесу, бережное отношение к природе.
10. Воспитывать умение внимательно слушать ответы сверстников.
Зрительный ряд: слайды (иллюстрации «Правила поведения в лесу», иллюстрации с изображением Лесовичка, диких животных, осенняя картинка, зимняя картинка); модели-иллюстрации «Как зимуют дикие звери»; игра «Разрезные картинки»; трафареты зайцев, краска гуашь белого цвета, маленькие листы бумаги; листы бумаги с изображением следов животных.
Литературный ряд: загадки о диких животных, стихотворение «Правила в лесу», пальчиковая гимнастика «Заяц».
Ход:
- Ребята, к нам пришло необычное письмо. (Дети рассматривают конверт, оклеенный осенними листочками). Читают:
Куда: Детский сад «Огонёк»
Кому: Детям группы №12
От кого: от Лесовичка
Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки!
Я – Старичок Лесовичок, живу на поляне, это мой дом. На этой
полянке я живу не один, а со своими друзьями – дикими зверями.
Но мои друзья, лесные жители, где-то заблудились. Помогите, пожалуйста, найти моих друзей.
- Поможем Лесовичку?
-А где живёт Старичок Лесовичок? (В лесу.)
- Сейчас мы совершим путешествие в лесное царство. Закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Влево, вправо повернись
И в лесу ты очутись.
(слайд №1)
«Смотри, всё ближе с двух сторон нас обнимает лес дремучий,
Глубоким мраком полон он, как будто набежали тучи»
- Ребята, мы пришли в лес, и будем вести себя тихо, чтобы никого не вспугнуть.
Дети находят на лесной тропинке мусор.
- Посмотрите, кто-то оставил мусор в лесу. Может быть, взять спички и разжечь костёр? (может случиться пожар и лес сгорит).
- Что же нужно сделать? (собрать мусор в пакет и унести из леса).
- Лес – большой дом для растений, птиц, животных. В этом доме есть свои правила, надо их знать и выполнять. Давайте вспомним правила поведения в лесу:
1. Не разоряй муравейники (слайд №2)
2. Не шуми (слайд №3)
3. Не оставляй после себя мусор (слайд №4)
4. Не жги костры (слайд №5)
5. Не ломай ветки деревьев (слайд №6)
6. Не повреждай кору деревьев (слайд №7)
7. Не лови диких животных и не уноси их домой (слайд №8)
- Молодцы, хорошо знаете, как надо себя вести в лесу.
Если в лес пришёл гулять, (Идут по кругу, взявшись за руки)
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай, (Останавливаются)
Что в лесу нельзя шуметь, (Поочерёдно загибают пальцы рук)
Даже очень громко петь!
Ветки дуба не ломай,
Из рогатки - не стреляй
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость. (Идут по кругу)
Здесь хозяин – дуб и лось.
- А где же Старичок Лесовичок? (слайд №9)
Он предлагает нам присесть на пеньки и помочь ему найти своих друзей – лесных жителей.
Посмотрите внимательно и скажите, какие животные здесь спрятались (слайд №10 – зашумлённое изображение диких животных)
(Белка, заяц, волк, лиса, медведь, лось, олень)
- Какие это животные? (дикие)
- Почему их называют дикими? (живут в дикой природе, сами о себе заботятся)
- Если вы отгадаете загадки, то дикие животные появятся на лесной поляне.
1. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
А в рыжей шубке летом (белка) (слайд №11)
- Какая белка? (заботливая, трудолюбивая, хлопотливая, маленькая, быстрая, рыжая, серая, хозяйственная).
(слайд №12)
2. Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (лиса) (слайд №13)
- Какая лиса? (хитрая, рыжая, вороватая, осторожная, ловкая, хищная).
(слайд №14)
3. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придёт весна,
Пробуждается от сна (медведь) (слайд №15)
- Какой медведь? (неуклюжий, косолапый, большой, лохматый, бурый).
(слайд №16)
4. В густом лесу под ёлкою,
Осыпанной листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой (ёж) (слайд №17)
- Какой ёж? (колючий, отважный, храбрый, маленький, заботливый, осторожный).
(слайд №18)
5. На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (волк) (слайд №19)
- Какой волк? (злой, серый, зубастый, голодный, хищный).
(слайд №20)
6. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора (заяц) (слайд №21)
- Какой заяц? (трусливый, боязливый, пугливый, маленький, быстроногий, длинноухий, серый, белый).
- Кого боится заяц? (волка, лисы)
Физкультминутка:
(Дети стоят по кругу, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки.
Раз, два, три, четыре — (Дети поочередно разгибают пальцы, начиная с указательных и кончая мизинцами.)
Заяц уши оттопырил (дети поднимают согнутые руки к голове (изображают «уши»).)
Вот он серый волк, волк (двигаются по кругу большими шагами)
Он зубами щелк, щелк! (хлопки перед собой – «волк щелкает зубами»)
Зайка, я, и ты, и ты, (пружинящие полуприседания.)
Быстро прячемся в кусты (приседают).
- А вот и Лесовичок. (слайд №22). Он благодарит вас за то, что помогли найти его друзей – диких зверей и спрашивает : «Что делают сейчас животные в лесу? Почему Лесовичок так редко видит зверей?»
- Какое сейчас время года? (осень) (слайд №23)
- А какое время года придёт за осенью? (зима) (слайд №24)
- Зима – очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. Давайте посмотрим, как звери готовятся к зиме. Дети находят следы животных и по следам подходят к картине, на которой изображены дерево, пенёк, куст, сугроб.
Рассматриваем дерево. Там есть дверца. Открываем и видим белочку.
- Где живёт белка? (на дереве в дупле, там у неё тепло и сухо.)
- Как белка готовится к зиме? ( делает запасы: сушит грибы, собирает ягоды, орехи, семена шишек и прячет их в дупло).
- А почему белка не рыжая, а серая? (Поменяла цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов – ястреба и куницы. В серой шубке на дереве её не видно.)
- А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? (Заяц летом был серым, а к зиме постепенно белеет.)
Дети рассматривают следующую картинку – куст, а под кустом – заяц (подвижная модель).
- Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (В белой шубке на белом снегу зайцу легче спрятаться от волка и лисы. Он бегает очень быстро и запутывает следы.)
Кто теперь заметит зайку
В белой шубке на снегу?
Ну-ка, где он? Угадай-ка!
Под кустом иль на лугу?
- Чем питается заяц зимой? (Ест ветки, упавшие с дерева, обгладывает кору.) А кто враги зайца? (выставляю модели волка и лисы.)
- Волк и лиса – хищники. Днём они спят, а ночью охотятся.
- А каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Почему? (Ёж и медведь зимой впадают в спячку.)
Дети рассматривают следующую картинку – сугроб, находят медведя.
- Что это? (Берлога медведя.)
- А вы знаете, как медведь готовится к зиме? (Все лето и осень он готовится к зиме : ест много, ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, такое место называется валежник, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)
Дети рассматривают следующую картинку – пенёк.
- Кто здесь спрятался? (Ёж.)
- Как ёж готовится к зиме? (Ёжик свернулся в клубок и приготовился спать. Он питается мелкими грызунами, змеями. Добычу стало трудно добывать и он тоже спит, заготовив запасы.)
- А вот и Старичок Лесовичок (слайд №25) Он благодарит вас за интересный рассказ о том, как лесные жители готовятся к зиме и дарит вам волшебный конверт.
Дети достают картинки с трафаретами зайцев.
- Заяц зимой какого цвета? (белого)
- Давайте мы оденем зайцев в белые шубки.
- Возьмите листок бумаги и сомните его так, чтобы у вас получился бумажный комочек (сопровождаю слова действиями, окуните его в гуашь белого цвета и приложите к изображению зайчика.
- Какие у нас получились красивые пушистые зайцы в белых шубках!
- Нам пора возвращаться в детский сад.
- С кем мы сегодня встречались в лесу? Кого видели? (Встречались со Старичком Лесовичком, видели диких животных)
- Чем занимаются дикие животные осенью?
- О чём мы ещё говорили? (о правилах поведения в лесу)
- До свидания, лес! До свидания, Лесовичок! Лесовичок говорит вам: «До свидания», и просит, чтобы вы бережно относились и к лесу и к животным.
Конспект составила Бабаина Л. А.