Ирина Александровна Архипова
НОД опытно-экспериментального и исследовательского занятия в средней группе на тему «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов ;
-знакомить с техникой проведения опытов;
-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения).
Развивающие:
– развивать навыки проведения опытов;
- развивать мышление, речь, кругозор и любознательность;
-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Публикация «НОД опытно-экспериментального и исследовательского занятия в средней группе на тему „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
-воспитывать любознательность, взаимопомощь.
Оборудование:
материалы для экспериментов, волшебная палочка, светодиодный диско -шар mp3, презентация.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку. Встают полукругом, лицом к гостям.
Воспитатель - Ребятки. Давайте встанем в кружок и дружно поздороваемся:
Приветствие: «Здравствуйте»
Здравствуй, солнышко-дружок, (руки вверх, фонарики)
Здравствуй носик-пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте губки
Здравствуйте зубки
Ручки вверх подняли
И ими помахали
А теперь все вместе «Здравствуйте» сказали.
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, нашла вот такой интересный предмет, посмотрите (в руках воспитателя волшебная палочка) что это?
Дети: Волшебная палочка!
Воспитатель: А для чего она нужна?
Дети: водить вокруг предметов, помочь во время заклинаний.
Воспитатель: Я возьму её с собой. Она мне поможет. А ваша задача посмотреть на волшебство и отгадать его секрет
Ребята, скажите, мечтали ли вы стать волшебниками?
Дети: Да
- Дорогие мои ребята, я сегодня хочу вас пригласить в волшебную страну. В этой стране вы узнаете много интересного и научитесь делать разные фокусы. Ну что, вы согласны отправиться в волшебную страну (ответы детей).
- А, чтобы попасть в эту страну, нужно надеть волшебные колпачки, которые прислал нам очень хороший волшебник из цирка.
- Сейчас мы дружно закроем глаза, и я произнесу волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь
Покружусь я, покружусь
С детками в волшебной стране окажусь.
(Включается волшебная музыка и световой шар).
Воспитатель: Ребята, что это за волшебство! И музыка сама включается и огоньки мигают.
Воспитатель: здравствуйте, мои маленькие волшебники. Я приветствую вас в «Волшебной стране экспериментов» и приглашаю на экскурсию.
Воспитатель: сегодня я буду главным волшебником, а вы моими помощниками. Ваша задача посмотреть фокус и отгадать его секрет
Воспитатель: Посмотрите на экран, что вы здесь видите?
Дети: Краски и воду.
Воспитатель: Какого цвета краски? Назовите цвета по порядку. А какого цвета вода?
Дети: Краски - красная, жёлтая, синяя, зелёная. А вода не имеет цвета.
Воспитатель: Я предлагаю посмотреть первый волшебный эксперимент
«Разноцветная вода»
На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:
Воспитатель: Была водичка простой,
Стань водичка цветной!
-Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).
-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?
-Почему вода окрасилась в разные цвета?
Дети: предполагают, что, скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.
Воспитатель берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.
Вывод: Вода бесцветная, т. е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, отгадали секрет первого волшебства.
Давайте снова посмотрим на экран.
-что вы видите?
Дети: Молоко и краски
Воспитатель: Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете?
Дети: На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте.
Воспитатель: Чем обычно рисуете?
Дети: Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками.
Воспитатель: А на молоке кто-нибудь из вас рисовал?
Дети: Нет.
Воспитатель: хотите попробовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть второй волшебный эксперимент.
«Волшебство в молоке».
воспитатель: На столе стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое детское мыло.
Палочкой, смоченной в жидком детском мыле, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Происходит «волшебство в молоке».
Воспитатель: А теперь ребята, каждый из вас сам попробует стать волшебником и повторить этот замечательный опыт.
Деятельность детей:
Дети самостоятельно капают в молоко краситель, окунают палочку в жидкое мыло и подносят к молоку и наблюдают чудесное явление: краски разлетаются в стороны, образуя причудливые узоры.
ВЫВОД: Жидкое мыло заставляет краски двигаться в молоке.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! У всех все отлично получилось!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот и секрет второго волшебства вы отгадали.
Давайте немного отдохнем.
Физкультурная пауза:
Вот волшебники идут, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Замыкают дружно круг.
И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)
Изумруды там и тут
Ну а если что-то скажут (повороты вправо, влево)
«Крекс, пекс, фекс»
Чудеса они покажут. (разводят руки в стороны)
Ножками потопают, (топают ногами)
Ручками похлопают, (хлопают руками)
Очень быстро приседают, (приседают)
Всем на свете помогают.
-А теперь давайте опять посмотрим на экран.
Что вы видите?
Дети: Цветок
Воспитатель: Как называется этот цветок?
Дети: Кувшинка.
Воспитатель: где она растёт?
Дети: На озере, в пруду.
Воспитатель: Правильно ребята. Цветы растут не только на клумбах, но и на водоемах.
Воспитатель: Я предлагаю посмотреть третий волшебный эксперимент
«Живые цветы»
На полу стоит емкость с водой. Дети садятся вокруг емкости.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас полу вокруг водоема кувшинки, сделанные из бумаги. Я вам предлагаю взять по одному цветку и бережно положить их на поверхность воды.
Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:
Воспитатель: Эй, цветочки, просыпайтесь!
Лепесточки раскрывайтесь!
Дети наблюдают за раскрытием лепестков.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?
-Почему лепестки цветов стали раскрываться?
Дети: предполагают, что лепестки намокли; бумага впитала воду.
Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.
Воспитатель предлагает ребёнку в стакан с окрашенной водой опустить салфетку, которая быстро впитает воду.
Вывод: Бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот и секрет третьего волшебства вы отгадали.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с какими секретами волшебства вы познакомились? Что вы делали?
Дети: Мы смешивали воду с краской; рисовали красками на молоке. Опускали цветы кувшинки в воду и наблюдали за ними.
Воспитатель: А что вам понравилось больше всего? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями и теперь по праву можете называться «Маленькими волшебниками».
- И я хочу подарить вам за это медали.
(Раздаёт медали «Маленькие волшебники»).
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Настала пора возвращаться в любимый детский сад.
- Сейчас мы дружно закроем глаза, и я произнесу волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь
Покружусь я, покружусь
С детками в детском саду окажусь.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были такие молодцы, давайте сами себе похлопаем. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.
- Ну, а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания!
Музыка «Волшебники двора»
Воспитатель: Уважаемые, гости! Сегодня вместе с ребятами вы тоже узнали несколько секретов волшебства, и поэтому, по праву, можете называться маленькими волшебниками, и за это вам полагается медаль (вручаются медали волшебников).