Инна Разумцева
Конспект НОД в старшей группе «Как звери зимой в лесу живут»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД образовательная область "Познание". Как звери в лесу зимой живут.
Группа : старшая
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация; социализация
Программные задачи:
Познание:
• Расширить и уточнить представления детей об образе жизни лесных зверей (белки; зайца; лося; лисы; медведя; волка) в зимнее время; о способах добывания пищи; защиты от холода; от врагов.
• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изменении образа жизни животных, условий их обитания
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Как звери зимой в лесу живут“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
• Развивать наблюдательность; умение определять по следам, «домам» обитателей зимнего леса.
Коммуникация:
• Развивать диалогическую и доказательную форму речи; умение высказывать свою точку зрения, доказывать, объяснять.
Социализация:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время совместных игр.
• Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям, желание им помочь в трудных условиях.
Оборудование: коллаж зимнего леса с изображением следов зверей, хвостами, корма-гостинцы для животных - морковка, сено, соль, шишки, рыбка, косточка; рога лося, картинки зверей, шапочки-маски зайца, белки, лисы, волка, видеофильм "Зима"
Словарная работа: нора, дупло, гнездо, берлога, мышкует, вожак, длинноухий, длиннохвостая, длинноногий, короткохвостый, всеядное, травоядное, хищное.
Предварительная работа:
наблюдение за сезонными изменениями в природе;
рассматривание иллюстраций "Животные в лесу"
дидактические игры «Покорми животное», «Кто где зимует», чтение рассказов Н. Сладкова «Кто куда», «Под снегом»; Г. Скребицкий «Белая шубка», «Белочка хлопотунья», «Смышлёный зверёк»; Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовятся»; И. Соколов- Микитов «На опушке», «На лесной дороге», «В берлоге», «Волки».
1. Игра-приветствие.
Дети стоят полукругом.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Воспитатель:
Запорошила дорожки,
Разукрасила дорожки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила!
Что это? (Зима)
Воспитатель: - Ребята, а вы любите зиму? (Да)
Самая большая радость для нас - это снег.
Игра "Волшебный снежок"
Дети бросают друг другу "снежок" и называют слова-определения, отвечающие на вопрос "Какой бывает снег?" (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, искристый, скрипучий, рассыпчатый, хрустящий, сверкающий и т. д.)
-Мы рады снегу, нам хорошо зимой. Живём в тёплых домах, с наступлением зимы одеваем тё плую одежду: шапки, пальто, сапоги и варежки. А за городом, в лесу живут звери. Как вы думаете, трудно ли приходится лесным зверям зимой? (Да, так как зимой в лесу холодно и голодно, трудно под снегом отыскать корм, трудно передвигаться по глубокому снегу в поисках пищи)
- Я вам предлагаю отправиться в зимний лес. Прежде, чем начнётся наша прогулка, вспомним правила поведения в лесу (Не шуметь, не пугать животных, не ломать ветки кустов и деревьев, соблюдать чистоту)
- Давайте выберем угощение, которое пригодится лесным зверям. На столе разложены угощения: сено, конфеты, шишки, соль, жвачка, желуди. Воспитатель предлагает выбрать необходимые угощения для животных. Дети выбирают угощения с уточнением, для какого животного и складывают все в корзинку.
-Я думаю, что наши гостинцы хоть немного помогут пережить зверям тяжёлое зимнее время. Когда звери сыты, им и голод не страшен.
- Пойдём мы по тропинке.
Тропинка, тропинка, ты нас проведи.
Пойдём за тобою, а ты впереди!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас немного отдохнём,
Дальше по лесу пойдём!
Зимний лес стоит печальный,
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Тихо-тихо сядем рядом
В удивительном наряде.
Мы увидим зимний лес,
Полный сказок и чудес!
Заботливой хозяйкой пришла сюда зима. В тяжёлые снеговые шубы нарядила она ели, до самых верхушек нахлобучила им снеговые шапки. Даже о веточках не забыла-дала им пуховые варежки. Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой свежий воздух!
Дыхательное упражнение "Подуй на снежинку"
-Неужели в лесу никого нет? Ой, смотрите, вот чьи-то следы. Чьи они? (заячьи) На что похожи? (на капельки) А вот и хвост показался. Чей это хвост? (Заячий)
-Как вы думаете, от кого он прячется? (от волка, лисы, совы)
-Что помогает зайцу заметить опасность? (большие чуткие уши)
-Как заяц спасается от врагов? (быстро бегает, петляет, запутывает следы, затаивается. Но если уж настигнет враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, ведь у зайца очень острые зубы)
-Как приспособился заяц к жизни в лесу в зимнее время? (Он имеет белый мех, длинные задние ноги)
-Есть ли у зайца дом?
Скачет мальчик в шапочке зайца:
Нет у зайчика избушки,
Кто ему построит дом?
Он лежит, прижавши ушки
Под ракитовым кустом
Нелегко прожить зимою!
Колкий снег метёт метель,
И под снежной бахромою
Опустила лапы ель!
-Скажи нам, зайчик, что ты кушаешь зимою? (травку, кору деревьев)
Воспитатель: - Я, кажется, слышу чей-то голос.
Да это к нам Сорока летит, вещунья лесная.
Летит девочка в шапочке Сороки:
-Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!
Заяц: -А я, сорока, осинку на третье блюдо употребляю. На первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!
Воспитатель: - Вот и мы тебе угощение принесли, подкрепись немного. (Дети дают зайцу морковку)
С ветки дерева падает "снег" (кусочки ваты)
Воспитатель:
-Ой, на меня падает снег. Откуда это он? Кто здесь хозяйничает?
(Показывает на коллаже беличий хвост)
-Чей это хвост? (беличий)
Выходит белка (девочка в шапочке белки)
Воспитатель: -Ты чего белка так долго не выходила из своего дупла?
Белочка: -Я тепло берегла. В лесу сегодня холодно. Мы, белки, лучше всех морозы чувствуем. А в дупле у меня сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Если хорошая погода - по веткам прыгаю. Но как только на мороз потянет. я забираюсь в дупло, сворачиваюсь клубочком и закрываю хвостом носик. Так и сплю.
Воспитатель: -А что ты там кушаешь?
Белка: - А у меня с лета грибы припасены, да жёлуди, да орешки. Вот так и морозы отсижусь.
Воспитатель: - Знаете, как белка собирала грибы? Надкусывала каждый грибок - вкусен ли? Сотни грибов насушила она за лето. Белочка и орехи собирать мастерица. Ударяла лапкой по веточке орешника и наблюдала, какая из них дольше качается, на такой ветке орехи самые спелые.
- А как ты, белочка от врагов спасаешься?
Белка: -Быстро прыгаю по деревьям.
Воспитатель: -Да я вижу, ты и шубку поменяла. Ребята, зачем белочка изменила цвет шерсти? (Чтоб быть незаметной среди веток деревьев)
Воспитатель: -Принимай от нас гостинцы (дети угощают белку шишками и жёлудями)
Воспитатель: -Белочка, а ты играть любишь? (да)
Игра с белочкой.
Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула, потом
Покружилась над дуплом.
Влево - вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, а вот и нора. Чья она? Как вы думаете? (Лисья)
Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. А вот и сама рыжая хозяйка.
Выходит девочка в шапочке лисы.
Лиса:
Рыжая хозяйка по лесу прошла,
Стежки-дорожки хвостом подмела.
- Зачем мне такой пушистый хвост? (Согревает, следы заметает)
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
- Кого я под снегом вынюхиваю? (мышей)
Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши-полёвки. Лисица мышкует - это значит охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры!
-Чем ещё питается лиса? (мелкими зверями, птицами)
-А почему лиса шубку не поменяла? (Она хищница, ей не от кого прятаться в лесу)
- Мы и тебе, лиса, гостинец принесли! (угощают лису рыбкой)
Внезапно появляется волк (мальчик в шапочке волка)
Ходит-бродит серый волк,
И зубами щёлк да щёлк.
Шёрстка как щетинка,
Вздыбилась на спинке.
Он грибов не хочет,
Только зубы точит,
Чтобы съесть бельчонка,
Мышку иль зайчонка!
Мышка прячется в норе,
Зайчик скрылся на бугре.
Белка смотрит из дупла,
Ох, зимой жизнь голодна!
Воспитатель: - Что помогает охотиться волку? (Длинные сильные ноги. Они могут долго бежать за добычей)
- Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей. Они окружают добычу и нападают на неё. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие волки ему подчиняются.
Воспитатель:
- Ребята, это чьи рога? Кто их потерял в лесу? (Лось)
Дети рассматривают рога лося (твёрдые, серые, острые)
- Как он их потерял? (Лоси зимой сбрасывают рога, а за лето у них вырастают новые, больше прежних. Вот так чудеса)
-Расскажите, как лось проводит зиму? (Лось питается ветками деревьев, кустарников, корой. Спит на снегу или в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо, чтобы не замёрзли)
-А у лосей есть враг? (да, волки)
-А как он спасается от них? (убегает, отбивается передними ногами, бьёт копытами)
-Как люди помогают лосям пережить снежную зиму? (Лесники обустраивают кормушки, раскладывают сено, соль, сухие ветки с листьями)
-Давайте мы угостим лося сеном и солью, оставим угощение у кормушки, он придёт и поест.
-Долго мы бродили по лесу, но почему-то не встретили следов медведя. (Медведь зимой спит в берлоге)
-Почему медведь зимой спит? (Ему трудно найти пропитание, медведь животное всеядное)
Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.
Лес для зверей - это большой, родной и любимый дом. И в большом доме звери устраивают свои маленькие домики Послушайте об этом.
Ребё нок рассказывает стихотворение:
Есть у каждого свой дом.
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого своё дом,
Всем тепло, уютно в нём.
-Для чего нужен каждому дом? (Дом нужен для того, чтобы прятаться от непогоды, отдыхать, устраивать запасы)
Итог:
Воспитатель:
-К нам из лесной почты пришли письма. Вот они. (воспитатель показывает детям письма от зверей, на конверте изображены картинки зверей)
Дети получают письма, открывают конверты, достают листочек с написанным заданием. Воспитатель читает задания, каждый ребёнок отвечает на тот вопрос, который он получил.
В сумке находится большое письмо: от Деда Мороза. Воспитатель читает его. "Здравствуйте, дорогие ребята. Помогите мне отгадать, какие животные спрятались в лесу. Я знаю, вы очень любите рисовать, нарисуйте их. Это будет ваш подарок для меня. "
Дети отгадывают зверей по ушкам и хвостику, рисуют акварельными красками.
Ты сначала улыбнись,
На носочки поднимись.
Правой, левой, правой, левой,
Мы идём вперёд, вперёд,
А теперь остановись
И немного покружись!
Оглянитесь все назад,
Мы попали в детский сад!
-Понравилось вам наша прогулка? Что вам больше всего запомнилось?