Ольга Фёдорова
НОД «Обобщение знаний о геометрических фигурах»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
средней общеобразовательной школы № 1 «Образовательный центр» с. Борское
муниципального района Борский Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, - Детский сад «Колокольчик».
Примерный план – конспект
непосредственно образовательной деятельности
познавательной направленности
Публикация «НОД „Обобщение знаний о геометрических фигурах“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах».
Составитель:
Фёдорова О. Г
воспитатель
Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах».
Приоритетное направление развития: Познавательное
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное» «Физическое развитие», «художественно – эстетическое».
Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи:
1. Совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах «Познавательное развитие».
2. Закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой «Физическое развитие».
3. Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность; формировать умение работать в малых группах; осваивать элементарные навыки речевого этикета «Социально – коммуникативное развитие».
4. Чтение стихов и загадок о геометрических фигурах; рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами «Художественно – эстетическое развитие».
5. Способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения «Познавательное развитие».
Методы и приё мы:
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Игровые: создание игровой ситуации.
Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.
Материалы и оборудование:
• для воспитателя – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями;
• для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.
Детская деятельность Формы организации детской деятельности
Двигательная Физ. минутка «Сколько точек в этом круге, столько раз поднимем руки (выполнение действий по рисунку на доске); пальчиковая игра «Котята».
Игровая Игра: «Сложи картинку» (из геомет. Фигур).
Коммуникативная Отгадывание загадок о геомет. Фигурах.
Познавательная Решение логических задач на нахождение сходств и различий у геом. фигур; ориентировка по карте, нахождение необходимого объекта.
Продуктивная Закрашивание картинок из геом. фигур.
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемые результаты
Воспитатель представляет детям сказочных героев Машу и медведя, которые предлагают выполнить следующие задания, выполнив которые дети получат призы от сказочных героев.
Восп-ль загадывает загадку:
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие. (фигуры)
Предлагает вспомнить какие геом. фигуры знают, показывает рисунки фигур и читает стих-е :
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? -. (треугольник)
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
Долька арбузная – это полукруг,
Половина круга, часть его, кусочек.
Знание о формах очень важно, друг.
Не зря оно находится среди этих строчек!
Если взял бы
я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы. (овал)
Треугольник подпилили
И фигуру получили :
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник (трапеция).
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).
Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.
Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов? (шестиугольник)
Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:
Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар).
Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это… (куб).
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать (цилиндр).
Вот колпак на голове –
Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.
Как же звать его тогда? (конус).
Египтяне их сложили
И так ловко смастерили,
Что стоят они веками.
Догадайтесь, дети, сами
Что же это за тела,
Где вершина всем видна?
Догадались? Из-за вида
Всем известна… (пирамида).
Это, вроде бы, ведро,
Но совсем другое дно:
Не кружок, а треугольник
Или даже шестиугольник.
Очень тело уж капризно,
Потому что это… (призма).
Воспитатель предлагает детям разделиться на две малые подгруппы и решить каждой подгруппе логическую задачу.
1-я подгруппа, рассмотрев картинку с геометрическими фигурами : называют фигуры, находят лишнюю, объясняют, почему эта фигура лишняя, называют цвет фигур.
2-я подгруппа, рассмотрев картинку с треугольниками разного цвета: находят что общего у этих фигур; чем они отличаются; находят две одинаковые фигуры; называют признаки треугольников. Дети стоят в кругу
Дети слушают,
отгадывают загадку.
Рассматривают картинки с геомет. фигурами по ходу прослушивания текста.
Дети отгадывают загадки, находят отгадку на картинках.
Дети разгадывают загадки, находят ответы на картинках
Дети делятся на две подгруппы, рассматривают картинки с геометрическими фигурами, выполняют задания.
Формируется положительная установка к деятельности
Развивается понимание на слух текстов разных жанров.
Развивается логическое мышление.
Воспитатель предлагает отдохнуть. Физ. минутка (выполняется по рисунку на доске).
Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Игра «Сложи картинку».
Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти. Выполняют движения в соответствии с текстом
Дети делятся на подгруппы, рассматривают картинки, выкладывают сначала по образцу картинку из геометрических фигур, затем по памяти. Продолжают развиваться основные двигательные навыки
Развивается память, мышление.
Загадки от Маши и Медведя.
Ребята, Маша и медведь предлагают нам отгадать загадки, но не просто назвать фигуру, а показывать её, когда отгадали (у каждого из вас лежат на столе фигуры, но нужно выбрать ту, которая является отгадкой на загадку).
На фигуру посмотри,
И в альбоме начерти.
Три угла, Три стороны,
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны,
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Он похожий на яйцо,
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (круг)
Чуть приплюснутый квадрат,
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).
Эта фигура брат нашему квадрату,
Но у него только по две стороны равны,
А углы все одинаковы (прямоугольник)
Это месяц в облаках,
И пол - яблока в руках.
Если круг разломишь вдруг,
То получишь (полукруг).
Пальчиковая игра «Котята»
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).
Дети слушают, отгадывают загадки.
Находят и показывают, нужную фигуру.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Развитие образного логического мышления.
Развивается мелкая моторика.
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с котятами из геометрических фигур.
- Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?
- Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?
- А сколько кружков?
- Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры Рассматривают картинки, отвечают на вопросы.
Рисуют котят.
Развивается логическое мышление.
Развивается воображение
Практическая работа «Геометрическая раскраска».
- Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.
- Сколько кружков?
- Сколько треугольников?
- Сколько квадратов?
- Сколько прямоугольников?
Каждый ребёнок самостоятельно, раскрашивает рисунок, называет фигуры. Совершенствуются навыки самостоятельной деятельности.
- Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.
- Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке)
- Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)
- В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)
- На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)
- Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)
- Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)
- Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!
Работают с картой – схемой. Развивается внимание, логическое мышление.
Развивается готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Итог занятия, рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?
- Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.
- Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз конфеты. Дети оценивают себя с помощью цветных фишек. Формируется умение оценивания своей деятельности.