Пархоменко Виктория
НОД по развитию активной речи детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности «Необычное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по «Художественно-эстетическому развитию».
Тема: «Развитие активной речи детей дошкольного возраста
(интегрированное занятие
для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила:
Публикация «НОД по развитию активной речи детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности „Необычное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Пархоменко Виктория Владимировна
г. Владикавказ,
2019г.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» ,«Познавательное развитие»
Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в раз-личных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
Задачи по направлениям:
«Художественно-эстетическое развитие»
1. Обучающие:
- формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
- учить петь коллективно, с музыкальным сопровождением
2. Развивающие :
- развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов;
-способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной, исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.)
3. Воспитательные:
-воспитывать эстетический вкус в передаче образа;
- воспитывать умение общаться через песню и танец;
«Речевое развитие»
. Развивающие :
- развивать связную речь детей с помощью артикуляционной гимна-стики, соотносить движение с текстом в речевых играх, самомассаже;
«Физическое развитие»
Оздоровительные:
- укреплять физическое и психическое здоровье; с помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологической распев-ки, музыкотерапии, динамических и музыкально- ритмических упражнений
Методы и приё мы: словесные, игровые, практические, наглядные.
Форма организации деятельности : групповая
Средства обучения:
1. Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска
2. Раздаточный материал: музыкальные инструменты :
маракасы, погремушки, шуршанчики, воздушные шарики,
ленточки.
3. Демонстрационный материал: Презентация с композиторами, слайды ноты, мнемотаблица.
Музыкальный материал : П. И. Чайковский. «Марш деревянных сол-датиков», «Музыка, здравствуй!». М. Лазарев. валеологическая песенка-распевка «Доброе утро» О. Н. Арсеневской, П. Чайковский «Ввльс цве-тов», Э. Григ «Лесная сказка», сл. И. Яворской муз. А. Кудряшовой пес-ня «Веселые нотки», муз «Озорная полька» А. Г. Филиппенко;
Ход ЗАНЯТИЯ.
I : Под «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского дети входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Они тоже хотят посмотреть, как музыка помогает улучшить здоровье.
А на какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, на слово «здравствуй». Ведь когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы.
Приветствие «Музыка, здравствуй!». М. Лазарев.
Музыкальный руководитель : А сейчас давайте приготовим свои горлышки для пения, ушки для слушания, руки и ноги для танца.
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажом «Доброе утро!» сл. и музыка Арсеневской.
1. Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка)
Улыбнись скорее! (кланяются друг другу)
И сегодня весь день ("пружинка")
Будет веселее. (поднимают ручки вверх)
Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, (наклоны головы к правому и)
Как в саду цветочки! (левому плечу поочередно)
2. Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! (разводят руки в стороны)
II Музыкальный руководитель : Очень хорошо, ребята! Мы поздоровались с нашими воспитателями, назвали все свои имена.
Музыкальный руководитель : А скажите, ребята, из чего состоит пе-сенка? Правильно, из звуков, звуков речи и музыкальных звуков, а теперь я сыграю вам добрую музыку. (открывает ноты и видит пустые листы с дырками). Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете? (ответы детей)
Музыкальный руководитель : Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать? (задумывается) Придумала! Кто больше всего боится мышей? Правильно Кот! Сейчас мы позовем котика, чтобы он поймал тех мышек, которые унесли нотки.
Музыкальный руководитель : Дети дружно покружите
И в мышаток превратитесь! (дети становятся в круг)
Котик в круг забегай вместе с нами поиграй (на одного ребенка надеть шапочку котика)
Проводится игра.
Музыкальный руководитель : Ой, ребята, по моему все стало еще хуже. Мышки испугались нашего котика и совсем убежали…унеся с собою нотки. Вск! Пора звонить в музыкальную справочную.
(звучит гудок и голос автоответчика. Здравствуйте, вы дозвонились в музыкальную справочную. Вам ответит первый освободившийся оператор.
Голос Кота: Здравствуйте! Специалист по ловле мышей Кот Мурлыка слушает вас!
Музыкальный руководитель : Кот Мурлыка. мышки унесли наши нотки…мы теперь не можем играть добрую музыку… Подскажи где нам их найти?
Голос Кота: Путь вам держать в «Царство Царицы Целебной музыки! Туда мыши унесли ваши ноты…
Музыкальный руководитель : Ну, что ж ребята…хоть путь нам с вами предстоит долгий, но теперь мы знаем как нам отыскать нотки…
(говорит на фоне музыки)
- Льётся музыка рекою,
Закружила всё вокруг,
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук.
Их волна крутая гонит,
Но унять не может, нет.
В царство музыки целебной
Поплывём за ними вслед?
(змейкой подходят к интерактивной доске. На доске появляется изображение замка)
Музыкальный руководитель : Ребята, а где живут нотки? Правильно на нотном стане (На экране появляется изображение пустого нотного стана) Ох, ребята…а нотный стан пустой… нет наших ноток. Посмотрите, что я нашла? Это телеграмма от Царицы Целебной Музыки. (читает «Чтоб секрет здоровья вам узнать - надо нотки все собрать, Путь нелегкий предстоит, вам массаж не повредит».
Музыкальный руководитель : Ну, что ж, в путь. Я предлагаю вам выполнить вот такой массаж.
Комплекс игрового массажа «Дружок». С использованием мнемотаб-лицы.
Дети стоят парами по всему залу.
У меня такие ручки!
По-смо-три! (Гладят руки.)
Звонко хлопают в ладоши. (Хлопают)
Раз, два, три!
Твои ручки тоже
На мои похожи, (гладят по ручкам друг друга)
Хорошо с тобой, дружок, (Кружатся «лодочкой»)
Покружись со мной разок.
У меня такие щечки!
Посмотри! (Гладят свои щечки)
Пощипаю их немножко. (Легко щиплют щечки)
Раз, два, три!
Твои щечки тоже (Растирают)
На мои похожи. щечки друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, (Кружатся «лодочкой»)
Покружись со мной разок.
У меня такие ушки! (Массируют мочки ушей)
По-смо-три!
Разотру их потихоньку. (Растирают)
Раз, два, три!
Твои ушки тоже, (Теребят ушки друг друга)
На мои похожи.
Хорошо с тобой, дружок,
Покружись со мной разок. (Кружатся «лодочкой»)
Музыкальный руководитель : Почувствовали, как по телу разливается тепло? Значит, вы массаж сделали правильно. Смотрите, и первая нотка возвращается на нотный стан.
Музыкальный руководитель : (читает телеграмму) «чтобы к нам вер-нулась следующая нотка, надо устроится удобно на ковре, закрыть глаза и послушать прекрасную музыку, а потом рассказать, что же вы представили.
Звучит музыка «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель : Необыкновенная музыка. Какими красивыми словами можно сказать о ней? А кто поделится своими мечтами, фантазиями? Сколько замечательных слов, не зря П. И. Чайковский назвал свою музыку «Вальс цветов» – мне даже кажется что я чувствую аромат только что распустившихся цветов.
Музыкальный руководитель :
На поляне, у реки,
Собрались в кружок цветы.
Жёлтые и синие,
Белые и красные –
До чего ж красивые,
До чего ж прекрасные!
Пальчиковая игра «Волшебный цветок».
Спал цветок волшебным сном: (кулачок крепко сжат)
Показался лепесток, (Распрямить большой палец)
А за ним - его дружок, (Указательный палец)
Вот и третий не проспал, (Средний палец)
И четвёртый не отстал, (Безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (мизинец)
Вот раскрылся весь цветок! (кисть руки - в форме чашечки).
Музыкальный руководитель : Посмотрите и еще одна нотка вернулась на нотный стан. (ре)
Музыкальный руководитель : А теперь я предлагаю мальчикам взять в руки цветы, а девочкам не менее красивых бабочек и передать в танце все то, что вам представилось, когда вы слушали «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Вы прекрасно передали в танцевальной импровизации свои мечты. Ваши горящие глаза и улыбки говорят мне, что вам понравилось это задание. Вот и третья нота возвращается на нотный стан (в завершении танца появляется нота МИ)
Музыкальный руководитель : Ребята, а кто такой П. И. Чайковский (ответ детей) А кто такой композитор? А каких еще вы знаете композиторов? Замечательно! Ребята, а каких композиторов Осетии вы знаете? (ответ) Замечательно.
Проводится игра: «Угадай композитора» (На интерактивной доске появляются портреты композиторов известных детям. Среди них Русские, Зарубежные и композиторы Осетии. Детям необходимо рукой расставить по местам портреты, найдя среди них Осетинских композиторов. Игру можно провести усложнив…Попросить детей показать отдельно Русских композиторов, Зарубежных и композиторов Осетии)
Музыкальный руководитель : Следующее задание: «Чтобы следую-щая нотка появилась, нужно разогреть и размять свой язычок.
Комплекс артикуляционной гимнастики «Язычок».
Наш забавный язычок… (Дети хором произносят слова)
Щелк, щелк. Щелк, щелк. (Щелкают языком)
Зубки чистим мы умело, (Показывают, как чистят зубки)
Вправо-влево, вправо-влево.
Мы ни сколько не устали. (Высовывают язычок и «дразнят»)
Вверх вниз им двигать стали.
Словно пчелки пожужжали Ж-ж-ж-ж-ж
Как машина порычали Р-р-р-р-р-р
Как, лошадки, вскачь пустились (Двигаются по залу прямым галопом)
Вовремя остановились! Стоп! (Останавливаются).
Музыкальный руководитель : Ребята, а вот и четвертая нотка! Мы с вами размяли свой язычок и теперь готовы искать следующую нотку. Ребятки, а как вы думаете, где ее искать, для чего мы с вами разминали язычки?
Пятая нотка живёт в песне (дети садятся на стулья, стоящие по кругу)
Музыкальный руководитель : Я исполню для вас песню, а вы её вни-мательно послушаете.
Педагог исполняет песню.
Музыкальный руководитель : О чем эта песня?
Дети: О нотках.
Музыкальный руководитель : Какие ноты вы знаете?
Дети: До, ре, ми, фа….
Музыкальный руководитель : А сейчас, давайте споем песенку для Царицы Музыки.
Песенка «Веселые нотки»
Музыкальный руководитель : Голосов чудесных пенье улучшает настроенье. Какое у вас стало настроение?
- Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!
- А вот и шестая нотка вернулась на нотный стан.
Появляется слайд с Голосом Царицы Музыки :
«Лесная сказка ждет вас впереди.
Но прежде чем ей зазвучать, я хочу вам показать, какие необычные инструменты я вам принесла:
вот птичка-свистулька,
- шишки, – шуршалки -2 шт (бумага, пакет)
- колокольчик,
- султанчик,
- палочки,
-орешки.
Ребята, выберите себе один инструмент, а теперь я скажу какого героя вы будете озвучивать.
Шишки – для темы мишки,
Орешки – для белочки,
Палочки- Для дятла,
Шуршалки – для листочка,
Шуршалки – для лисички,
Султанчики – для ветра,
Свистулька – для жаворонка
Колокольчик – для росинки.
Музыкальный руководитель : В нашей сказке у каждого героя свой музыкальный инструмент, попробуем озвучить сказку, а поможет нам опять музыка.
(Дети пробуют играть.)
На фоне музыки Грига дети играют оркестр. «Лесная Сказка».
Тихо бродит по дорожке - говорит ведущий.
Утро в золотой одёжке
Где листочком зашуршит Шуршалки
Где росинкой зазвенит колокольчики
Раздаётся громкий стук Деревянные палочки
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло –
Птенцам будет там тепло
Из-за леса, не спеша, шуршалки
Вышла рыжая лиса.
Ступает она мягко
по шелковой травке.
Белка прыгнула наверх Орехи
И грызет там свой орех —
Вот идёт по шишкам шишки
Косолапый мишка.
Ветерок вдруг налетел султанчики
По деревьям зашумел
Тучки разгоняет
Солнышко сияет
В небе крылья раскрывая свистулька
Жаворонок вьётся
Жив-жив-жив, жив-жив-жив,
Над полями льётся.
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята!
Сейчас мы с вами сделали музыкальную зарисовку «Лесная Сказка», мы ее нарисовали не на бумаге, воспринимали ее не зрительно, а на слух, через ушки. Замечательно получилось, вы все творческие ребята.
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята! Замечательно получилось. Вот и шестая нотка! Ребята, а у царицы музыки к нам вопрос : «Может ли нотка прятаться в весёлом танце?» (ответ детей)
Музыкальный руководитель : Проверим?
Чтоб здоровье укреплять – будем с вами танцевать!
Танец «Озорная полечка»
Музыкальный руководитель : Посмотрите, последняя нотка вернулась на нотный стан. Царица музыки поделилась своим секретом! Давайте вместе прочитаем, кто нам сегодня помогал укреплять здоровье.
Дети читают слово на нотках "МУЗЫКА! "
Правильно, музыка нам помогала укреплять здоровье!
III. Музыкальный руководитель : Вот и подошло к концу наше заня-тие. Мы были с вами одним целым, дружным, сплоченным коллективом. И прежде, чем мы скажем до свидания друг другу и нашим гостям, я предлагаю каждому вспомнить и поделиться с нами тем, что больше всего запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии. Присаживайтесь по кругу на ковер, вы будете передавать этот скрипичный ключ по очереди друг другу и делиться своими впечатлениями.
Дети передают «скрипичный ключ» и говорят, что кому запомнилось, понравилось на занятии.
Музыкальный руководитель : А за то, что вы выполнили все задания Царицы Музыки и раскрыли секрет здоровья, она вам дарит подаро-чек (нотки, на которых изображены смайлики)
Дети уходят из зала.