Оксана Пузакова
НОД «Космическое приключение» (для детей 6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Космическое приключение»
(для детей подготовительной группы)
Актуальность разработки.
Тема «Космос» привлекает детей дошкольного возраста, как что-то волшебное, таинственное. Раскрытие этой темы дает возможность всесторонне развивать личность дошкольника. А профессия космонавт всегда считалась и по сей день считается героической, потому что сопряжена с риском для жизни. Поэтому космическая тематика актуальна во все времена и занимает важное место в содержании образования.
Публикация «НОД „Космическое приключение“ (для детей 6–7 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: создать условия для формирования представлений о планете Земля, космосе и профессии «Космонавт».
Задачи: 1. Способствовать формированию у детей понятий «Космос», «Скафандр», «Герметизированный шлем».
2. Способствовать ознакомлению детей со звездами путем поисково-исследовательской деятельности.
3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь.
4. Способствовать формированию представлений о свойствах воздуха.
5. Воспитывать уважительное отношение к профессии «Космонавт».
Образовательная область: познавательное развитие.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: эксперименты («Всегда ли светят звезды?», «Можно ли увидеть и услышать воздух?», физминутка, хождение по дорожкам здоровья, изготовление ракеты из мягких модулей.
Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, мягкие модули цилиндрической и треугольной формы, трубочки, стаканы с водой, фонарик.
Ход НОД:
1. Вводная часть (организационный момент, мотивация)
Ребята, подойдите к этому сундуку. Как вы думаете, что в этом сундуке? Сейчас посмотрим. Что-то не открывается. Наверное, нужно сказать волшебные слова. А вы знаете волшебные слова? (Если дети испытывают затруднения, сказать хором «Раз, два, три, сундучок отопри»)
Воспитатель достает из сундука игрушечного космонавта.
- Ребята, это кто? (ответы детей)
-А вы знаете этого космонавта? Хотели бы сегодня полететь в космос, как Ю. Гагарин? (ответы детей)
- А вы знаете о том, что в космос берут только подготовленных, умных, отважных и выносливых людей? (ответы детей)
- А давайте проверим, насколько мы с вами подготовлены для того, чтобы лететь в космос, как Ю. Гагарин.
2. Основная часть.
- Испытание №1. Мы с вами говорили, что космонавт должен быть умным. Сейчас мы посмотрим, что вы знаете о космосе.
Отгадайте загадку:
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
Правильно, ребята, ведь космос – это и есть загадочный мир звезд, планет, комет. А когда мы можем видеть звезды на небе?
-Ребята, в старину люди думали, что звезды – это большие блестящие фонарики, подвешенные к небу. Ведь тогда еще не знали, что каждая звезда во много раз больше Земли. А ведь на самом деле, звезды – это громадные раскаленные шары, похожие на наше Солнце. Они находятся очень далеко от Земли, поэтому не греют нас и кажутся маленькими. Ночью, когда Солнце не освещает Землю, мы хорошо видим звезды, а днем солнечные лучи светят так ярко, что небо становится голубым.
- Ребята, хотите убедиться в том, что звезды светят постоянно? (ответы детей)
- У меня в одной руке конверт, а в другой фонарик. А теперь я включаю фонарик и направляю на конверт свет сначала с одной стороны, потом с другой. (Отверстия в конверте не видны, когда мы направляем фонарик от себя на конверт, и хорошо видны, когда мы светим на себя через конверт)
Вывод: свет одинаково проходит через конверт, независимо от того, где находится фонарик. Но отверстия начинают выделяться тогда, когда благодаря яркому свету выделяются на черном фоне. Также и со звездами. Днем они тоже светят, но из-за солнечного света днем небо становится настолько ярким, что звезд не видно.
- А теперь испытание №2. Отгадайте еще одну загадку:
В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло, и кислород.
Что же это за одежда? (ответы детей)
-А где же мы свами возьмем скафандр? У меня же есть волшебный сундучок. Давайте снова скажем волшебные слова, и откроем его.
Воспитатель достает из сундука шлем и показывает его детям.
-Что это?
Да, действительно, это герметизированный шлем. Но он всего один? А нас сколько? Что же будем делать?
-Ребята, подождите, в сундуке лежит записка. Читаю: «Если хотите все полететь в космос, тогда отгадайте загадку: Если дождик моросит и асфальт дождем залит, ты с собой его берешь и на улицу идешь. Ты под ним всегда сухой, в непогоду он с тобой».
- Больше здесь ничего не написано. Что будем делать? (дети находят большой зонт, за которым лежат шлемы для всех детей)
- Здорово, теперь у нас есть шлемы. Но на чем же мы полетим в космос? А где мы возьмем ракету? Может мы ее построим сами?
-Но строительство ракеты – не простое дело. Нужно быть сильными и крепкими. Давайте сделаем зарядку.
Физминутка «Ракета»
Раз, два – стоит ракета (руки вытянуты вверх,
Три, четыре – самолет (руки в стороны,
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет (шагают на месте).
Раз, два, три, четыре (наклоны влево-вправо)
Руки выше, плечи шире (руки вверх – вниз).
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши,
Мы на месте походили.
-А теперь давайте с вами построим ракету, на которой полетим в космос.
(дети строят ракету из мягких модулей)
-А теперь, когда ракета готова, занимайте места.
- Итак, ведем отсчет назад: три, два, один, пуск…
Звучит аудиозапись «Запуск ракеты».
-А теперь посмотрите, ребята в иллюминатор (на экране видеоролик «Детям о космосе. Космические дали»). В необъятных просторах космоса вращается наша Земля. Она одна из планет Солнечной системы. Планет всего 9. И все они разные. А еще в космосе движутся небольшие тела из льда и пыли. Это кометы. А между планетами Марс и Юпитер – большое скопление астероидов – каменных глыб.
-Ребята, а вы хотите побывать на какой–нибудь другой планете, например, на Марсе?
-Тогда вперед! Мы как раз пролетаем мимо этой планеты. Ну, вот мы и на Марсе. Давайте выйдем из ракеты. Не забудьте свои герметизированные шлемы, иначе вам нечем будет дышать.
-Мы на Марсе! Ребята, а давайте снимем обувь и проверим, какая поверхность на планете Марс. (дети ходят по «дорожкам здоровья»)
- Что вы чувствуете? Вам здесь нравится? (ответы детей)
- Ребята, а почему нам никто не встретился на этой планете? Здесь кто-нибудь живет, как вы думаете?
- Да, ребята, на этой планете никто не живет, т. е. на ней нет жизни. А если здесь нет жизни, то и мы, наверное, здесь жить не сможем. Как вы думаете? (ответы детей)
- Тогда пора нам возвращаться домой, на Землю. Ведь наша планета такая красивая и на ней столько живет людей, птиц, зверей. Кто еще живет на нашей планете?
-Ну, тогда вперед! Идите, занимайте места в ракете.
-Ведем обратный отсчет: три, два, один, пуск…
Звучит аудиозапись «Запуск ракеты»
-Мы снова смотрим в иллюминатор и видим нашу планету Земля. А почему она такая голубая?
- Да, ребята, большая часть Земли покрыта водой. Это океаны, моря, реки и озера. Земля – третья от Солнца планета. Это огромный шар, большая часть которого покрыта водой.
- Ну, вот мы и приземлились. Ура! Мы дома! Давайте вместе крикнем: «Ура! Мы дома!»
- Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней. Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
Опыт «Как увидеть воздух»
- Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что вы видите? (пузырьки) Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхаем. Значит внутри нас есть воздух) Пузырьки опускаются на дно или нет? Почему? (Пузырьки поднимаются вверх, потому, что воздух легче воды. А когда весь воздух выйдет - пузырьков не будет)
- Ребята, а вы знали о том, что воздух можно еще и услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах, очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента, воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук) Почему возник звук? (когда дрожит воздух, мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
3. Заключительная часть.
-Ребята, на этом наше приключение заканчивается. Вам понравилось наше приключение? Где мы с вами побывали и что видели? (ответы детей)
Что вам больше всего понравилось? Если вам понравилось наше приключение, возьмите звезду и поместите ее на небо. Посмотрим, какое звездное небо у нас получится. (дети размещают звезды на «небе»)
- Ну, нам с вами пора прощаться. Давайте любить и беречь нашу планету Земля, ведь она такая красивая и только на ней есть жизнь. В этом мы с вами убедились сами. И на память о нашем путешествии я хочу подарить вам вот что.
Воспитатель раздает всем мыльные пузыри.
-Я не просто так подарила вам мыльные пузыри. Я вам их подарила, потому что внутри них … (желательно, чтобы дети ответили) воздух. Всего вам доброго!