Елена Миронова
Конспект НОД в старшей группе «Мы знаем свои права!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема НОД: «Мы знаем свои права!»
Возрастная группа : дошкольный возраст (5-6лет)
Выполнила Миронова Е. Г.
Направление развития (образовательная область) : познавательное развитие (нравственно-правовое воспитание).
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Мы знаем свои права!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Цель: систематизация представлений детей о правах ребёнка (на жизнь, имя, досуг, семью, медицинскую помощь, жильё, образование, защиту от жестокого обращения).
Задачи:
Образовательная: формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы; закрепить понятие о том, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности; побуждать к самостоятельности суждений, умению делать выводы.
Развивающая: - развивать познавательную активность, интеллектуальную инициативу, умение делать выводы.
Воспитательная: воспитывать сочувствие, желание помочь другим людям, стремление быть внимательными и предупредительными по отношению к окружающим.
Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, конструктивная.
Словарная работа: Конвенция, право, обязанности, неприкосновенность, досуг, жестокое обращение, образование.
Формы реализации детских видов деятельности: создание игровой мотивации, дидактические игры, отгадывание ребуса, конструктивно- модельная деятельность, поисковые и проблемные вопросы детям, физминутка.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Права ребенка в народных сказках», ребус, предметы: медицинские инструменты, школьные принадлежности, свидетельство о рождении, знаки «Права ребенка» комплект по количеству детей, «Ромашка» на каждого ребенка., шляпа.
Предварительная работа:
-Чтение художественных произведений: К. И Чуковский "Доктор Айболит", "Бармалей", русские народные сказки: "Снегурочка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Рукавичка», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Золушка», «Морозко».
-Разучивание пословиц, стихотворений о правах ребенка.
-Рассматривание иллюстраций на тему: «Права ребенка».
Ход НОД
Как хорошо, что есть Закон
Ведь он нас строго защищает
И в нем важны нам все права
Они великой силой обладают.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами, а также не нарушать права других людей.
Как называется закон, в котором написаны права ребенка? (Ответы детей. Конвенция о правах ребенка).
Воспитатель: Какое первое право вы имеете? (ответы детей. Право на жизнь.)
В. : Право на жизнь.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить.
В. : Какое еще право имеет ребенок сразу после рождения? (Ответы детей. Право на имя.)
В. : В каком документе записано право ребенка на имя? (Ответы детей. Свидетельство о рождении)
В. : Для чего нужно имя? (Ответы детей. Чтоб нас не перепутали, различали)
Когда вы вырастете, как вас будут называть? (по имени и отчеству)
В. Что такое отчество и фамилия? (Ответы детей.)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
(Называть друг друга по имени)
Игра «Шляпа знакомств».
Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)
В. : Отгадайте, ребус и назовите следующее право ребенка.
7Я (Ответы детей. Семья)
В. : Расскажите мне, что это за право? (Ответы детей. Каждый ребенок имеет право на семью. Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой.
У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку.
сказать?
В. : Назовите пословицы про семью.
• «Без семьи нет счастья»;
• «Вся семья вместе, так и душа на месте»;
• «Если есть отец и мать, так ребенку благодать»;
• «В гостях хорошо, а дома лучше»;
• «Жалей отца с матерью – других не найдешь»;
• «Сердце матери лучше солнца греет»;
• «Нет друга нежнее матери».
Воспитатель: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры.
Ребенок: Я заправляю постель.
Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.
Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: Скажите, а вас не заставляют выполнять тяжелую работу или чтобы вы зарабатывали для всей семьи деньги? (ответы детей)
Воспитатель: Отсюда следует следующее право – дети не должны работать вместо взрослых, а лишь только помогать им в домашнем труде.
Вот вы помогли по дому маме, ну и, конечно, же устали. Что вы будете делать дальше? (отдыхать)
В. : А как вы будете отдыхать? (играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
В. : О каком праве можно здесь сказать? (ответы детей – право на отдых)
В. : Какое еще право ребенка вы знаете? (Право на дом, жилище)
Поиграем в игру.
Дидактическая игра: «Жилое – нежилое».
Воспитатель: Я называю здание, а вы говорите, жилое оно или нежилое:
Больница, дом, школа, гостиница, детский сад, почта, избушка, общежитие. (ответы детей).
В. Какое право напоминают вам эти предметы - градусник, фонендоскоп, шприц? (Ответы детей. Ребенок имеет право на медицинскую помощь).
В. : Чтобы быть здоровыми мы выполним физминутку «Юные спортсмены»
Физкультминутка «Юные спортсмены» :
Любим спортом заниматься.
Будем очень мы стараться, (Принять позу силача)
Мяч бросать и принимать, (Изобразить руками объем мяча, сымитировать его бросание и прием)
Метко вдаль его метать, (Изобразить «метание» выбросом руки вперед)
Ловко прыгать на скакалке, (Выполнить движения с воображаемой скакалкой)
Ног своих совсем не жалко,
Приседать и вновь вставать, (Выполнять движения по тексту)
Руки быстро поднимать
Наклоняться вправо, влево (Поднять руки, наклоны)
Все мы делаем умело! (Развести руки в стороны.)
В. : Какое право вам напоминают эти предметы – Букварь, тетрадь, карандаши? (Ответы детей. Право на образование)
В. : А сейчас мы поиграем в игру: «Угадаете – увидите!»
Я буду называть право ребенка, а вы должны вспомнить и назвать сказки, где это право было нарушено.
-Вспомните сказки, в которых нарушались права на жизнь и на свободу!
(«Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят»).
- А в каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Рукавичка», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»).
- Назовите сказки, в которых нарушено право на отдых? («Золушка», «Морозко»).
- В какой сказке описано право на медицинский уход? («Айболит»).
- В какой сказке описывается жестокое обращение? («Приключение Буратино», «Бармалей»).
Воспитатель: У вас на столах лежат ромашки. Серединка каждой ромашки – ваша фотография, а лепестки пустые. На тарелочках лежат разные знаки. Выберите те, которые обозначают права ребенка. Наклейте на каждый лепесток по одному знаку.
В. : Какие красивые ромашки у вас получились. Я думаю, теперь вы не забудете о своих правах и расскажете о них своим родителям.
В заключении дети прочтут стихотворение:
Документ про меня.
Есть документы разные,
Серьезные и важные,
Один из самых главных-
Конвенция о детях.
И соблюдать должны ее
Все взрослые на свете.
Зачем конвенция нужна?
Чтоб самый юный гражданин
Не находился бы один;
Чтоб помощь получал всегда,
Когда случится с ним беда.
Когда рождается малыш,
Его обязаны назвать,
Должны ухаживать за ним
И никогда не обижать.
Играть, учиться, отдыхать
Хотят все дети на планете,
Об этом каждый должен знать
И их права не нарушать!
Зачем Конвенция нужна
Чтоб под защитой были дети.
И соблюдать ее должны
Все взрослые на свете!
Рефлексия
В. : О чем мы сегодня говорили?
Как называется документ, где описаны права детей?
Назовите права, которые вы запомнили?
Что больше всего понравилось на занятии?