Людмила Кудашева
НОД по реализации национального компонента «Мы на Севере живём»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дельфин»
Город Муравленко
Конспект непосредственно-образовательной деятельности:
Развитие представлений об окружающем мире и о себе с использованием регионального компонента :
«Мы на Севере живём»
Воспитатель:
Кудашева Л. В.
2014 год
Цель: развивать представления детей об особенностях одежды и быта коренных народов севера (ханты, закреплять названия ягод и грибов, произрастающих в нашем регионе, развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь к родному краю.
Публикация «НОД по реализации национального компонента „Мы на Севере живём“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций.
Образовательная область: познание.
Интеграция областей: чтение художественной литературы, здоровье, безопасность
Словарная работа: сахе, кисы, нарты.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций.
Материал: кукла в национальной одежде народов ханты, дидактическая кукла в зимней одежде, чум, нарты, иллюстрации – грибов, ягод, домов, силуэт куклы вырезанной из картона, бисер, вата, клей, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель (В) : Ребята, проходите в группу.
Стук в дверь.
(В) : К нам в гости пришёл кто-то в гости, давайте узнаем кто?
Воспитатель заносит куклу в национальной одежде народов ханты.
(В) : Ребята, как вы думаете, кто это к нам пришёл?
Дети (Д) : хантейка.
(В) : Правильно, это девочка народов ханты.
Кукла (К) : Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам, чтобы пригласить вас к себе в гости, и познакомить вас с моим народом. Пойдемте со мной.
Дети проходят в групповую комнату, где оформлена экспозиция из элементов быта народов Крайнего Севера.
(В) : Ребята, вот мы и пришли в гости, присаживайтесь на стульчики.
(К) : Люди народа ханты очень любят, когда к ним приходят в гости и я сегодня надела свою саму праздничную одежду.
Ребята, а вы знаете, как называется моя одежда?
(Д) : Шуба, малица.
(К) : Правильно она называется – САХЕ. Ребята, посмотрите, как украшено мое сахе, и сахе других женщин. Скажите, чем мы украшаем свои САХЕ?
(Д) : Бисером, лентами, мехом.
(К) : правильно
Хантейские орнаменты красивы!
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей!
Ребята, а еще сегодня я одела вот, такую обувь. Вы знаете, как называется моя обувь?
(Д) : Кисы.
(К) : Ребята, а вы знаете, из чего, мы ханты шьем свою одежду.
(Д) : Из шкур оленей.
(К) : Правильно, ребята. А сейчас расскажите, мне, как называется ваша одежда и обувь, которую вы одеваете сейчас на улицу.
(Д) : Куртка, комбинезон, валенки, шапки варежки и т. д.
(К) : Ой, как интересно. Ребята, а вы знаете, как называется моё жилище?
(Д) : Чум.
(К) : Правильно. Из чего сделан чум?
(Д) : Их шкур оленей и длинных палок.
(К) : Правильно. Скажите, а вы где живете?
(Д) : В домах.
(К) : А из чего они построены?
(Д) : Из камня, кирпичей, дерева.
(К) : Ребята, а вы знаете, чем занимаются люди народа ханты?
(Д) : Выращивают оленей, ходят на рыбалку, собирают грибы, ягоды. (К) : Правильно. Для жителей народов Крайнего Севера олень настоящее домашнее животное. Как оно помогает моему народу?
(Д) : На нём можно ездить. Делать дома из шкуры оленей, одежду.
(К) : Молодцы, ребята, а как называются большие сани, в которые запрягают оленей?
(Д) : Нарты.
(К) : Правильно. Ребята, солнышко греет всё сильнее. Скоро наступит лето, и мы все пойдем в лес за грибами и ягодами. Я хочу проверить, знаете ли вы грибы, которые можно собирать, а какие нельзя.
Проводится игра «Соберите съедобные грибы в корзинку».
(К) : Ребята, посмотрите, как много разных грибов выросло в нашем лесу. Вам надо собрать съедобные грибы в корзинку, а ядовитые оставить на поляне.
(К) : Еще наши северные леса очень богаты ягодами. Ребята, посмотрите на картинки и скажите, как называются эти ягоды.
(Д) : Брусника, черника, голубика, клюква
(К) : Правильно. А еще ханты очень любят играть и соревноваться. Одна из игр называется «Поймай оленя». И в неё мы сейчас и сыграем.
Физкультминутка. Подвижная игра «Поймай оленя».
На ковре раскладываются гимнастические палки по количеству детей. Под звуки бубна дети ходят в рассыпную по ковру, «пасут оленей». На громкий звук бубна берут палку и садятся на нее. Игра проводится 2 – 3 раза.
Дети садятся на стульчики.
(К) : Ребята, скоро у народа ханты будет праздник. И мы с подружками (показывает силуэты кукол в национальных одеждах) собрались пойти на праздник. А как вы видели, мы очень любим украшать свою одежду бисером. Помогите, моим подружкам украсить свои сахе.
Дети проходят за столы.
(В) : Ребята мы украсим сахе девочек красивым поясом из бисера, и сделаем красивый мех.
Используя клей и вату, дети украшают капюшон и низ сахе ватой, имитируя мех. Для пояса раскатывается полоска пластилина под цвет сахе, и украшается разноцветным бисером.
Воспитатель по мере необходимости ведет индивидуальную работу.
(В) : Ребята, посмотрите как красиво мы украсили куколок, и теперь они смогут все вместе пойти на праздник.
(К) : Спасибо, вам ребята. Нам с подружками пора уезжать на праздник. Но, я думаю мы еще встретимся с вами, и я покажу вам новые игры, а вы научите меня играм в которые любите играть вы.
Дети прощаются с куклой и воспитатель уносит её из группы. Дети возвращаются к игре.