Евгения Абросимова
НОД «Мы — друзья космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД "Мы - друзья космоса"
[/b]
Образовательные цели. Уточнение представлений о космосе, освоении космоса людьми. Активизация словаря по теме «Космос». Составление и воспроизведение рассказа с помощью метода наглядного моделирования. Совершенствование грамматического строя речи (употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме, образование однокоренных слов).
Развивающие цели. Развитие связной речи, в т. ч. посредством мнемотехники, зрительного восприятия, внимания, общей моторики.
Публикация «НОД „Мы — друзья космоса“» размещена в разделах
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества; воспитание трудолюбия и желания заботиться о растениях.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Словарная работа: космос, космическое пространство, безвоздушное пространство, космический корабль, звезда, планета, метеорит, комета, астероид.
Оборудование: костюм Незнайки для воспитателя, магнитная доска, конверт с буквами на магнитах разной величины, образующие слово "Космос"; проектор, презентация «Космос», указка; мольберт с абаком, конверты с карточками для составления рассказа о космосе; для посадки семян: подготовленные по количеству детей – целлофановые пакеты, стаканчики с землей на одном подносе, семечки подсолнечника, вода для полива в стакане, салфетки для рук, пакет для использованных салфеток; аудиозапись космической спокойной мелодии, проигрыватель.
Предварительная работа: Беседа с воспитателем на тему "Космос", о первых космонавтах, о празднике "День космонавтики", рассматривание иллюстраций в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Входит Незнайка.
- Привет, ребята. Вы узнали меня? (Ответы детей)
- Да, я Незнайка. Я очень рад видеть вас в этот солнечный денек!
Незнайка приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
Незнайка. – Солнышко ласково согревает нас своими лучиками и мне хочется, чтобы мы все тоже согрелись добрыми словами. Давайте сегодня назовем друг друга по имени ласково, я начну, а вы продолжите по кругу.
(Дети называют друг друга ласково по цепочке: Настенька, Костенька, Матвейка, Алиночка и т. д.)
Незнайка. – Молодцы!
2. Сообщение темы занятия:
Незнайка. – Ребята, а ведь я не просто так к вам пришел. Мне захотелось поговорить с вами о том, что зашифровано в этом конверте.
Незнайка с детьми подходят к столу, высыпают буквы из конверта.
Незнайка. – Вы знаете, что это?
Дети. – Буквы.
Незнайка. – Правильно, буквы! Обратите внимание, что все буквы разной величины. Давайте на этом мольберте расположим буквы по порядку от самой большой к самой маленькой. А когда вы прочитаете получившееся слово, то узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Дети (после прочтения). – Космос!
Незнайка. – Молодцы! А какая первая буква в слове «космос»? («К»). Правильно, мы с вами это запомним, потому что потом нам эта буква пригодится.
Люди уже очень давно изучают космос, летают в космическое пространство, рассказывают о нем в книжках и научных фильмах. Поэтому мне кажется, что раз мы так много знаем о космосе, то можем называться его друзьями. Давайте вспомним, что же мы знаем о космосе.
Дети присаживаются.
3. Беседа о космосе с презентацией.
Незнайка. – Вы знаете, когда я с Пончиком летал на Луну, то мы увидели много интересного. Я даже сделал несколько фотографий. Только я их никому не показывал.
Показ презентации.
1 слайд. «Космос».
Н. – Ребята, вы узнали, что это? (Космос)
Я узнал, что космос можно назвать по-другому, вы знаете как? (Вселенная). Кто-нибудь уже слышал это слово? Давайте его повторим: все-лен-на-я.
2 слайд. «Солнечная система»
Н. – В космосе можно увидеть… (Солнце, звезды, планеты, метеориты, астероиды, комету и т. п.).
3 слайд. «Земля»
Н. – На какой планете живем мы? (Земля)
4 слайд. «Приборы для изучения космоса»
Н. – Люди изучают космос с помощью телескопов, космических кораблей, спутников.
5 слайд. «Ученые, космонавты»
Н. – Людей, изучающих космос, называют учеными, инженерами, космонавтами.
6 слайд. «ЦУП»
Н. – А вы знаете, откуда наблюдают ученые за полетом в космос? (если дети не знают, Н. отвечает сам – «из Центра Управления Полетами, а коротко это называется – ЦУП).
7 слайд. «Юрий Гагарин, Евгений Леонов»
Н. – На следующем слайде изображен тот, кто первым полетел в космос. Кто же это? (Юрий Гагарин).
Н. – Когда это случилось? (12 апреля 1961 года). С тех пор эта дата называется день космонавтики, и каждый год 12 апреля мы его отмечаем.
Н. – А вы знаете, кто первый космонавт, который вышел из корабля в космическое пространство? (если дети не знают, Н. отвечает сам – «Евгений Леонов»).
8 слайд. «Скафандр»
Н. – В чем выходят космонавты в космическое пространство? (В скафандрах). А почему? (В космосе нет воздуха, в скафандре воздух есть. В космосе очень холодно, в скафандре поддерживается температура тела. В космосе опасно, скафандр защищает космонавта от радиации, космической пыли).
Незнайка. – Оказывается, вы уже очень много знаете о космосе! Я думаю, мы можем называться его друзьями, потому что мы много о нем знаем, интересуемся им, а некоторые даже летают к нему в гости!
4. Незнайка. – Хорошо мы с вами поработали, надо бы и отдохнуть! Встаньте рядом со своим местом и задвиньте стульчики, чтобы они вам не мешали. Я буду читать стихотворение "Астрономическая считалка" и показывать движения, а вы – повторяйте!
На Луне жил звездочет, (складываем руки так чтобы получился
телескоп, смотрим в него)
Он планетам вел учет. ("считаем" указательным пальцем
правой руки)
Меркурий – раз, (описываем круг руками)
Венера – два-с, (хлопаем в ладоши)
Три – Земля, (приседаем)
четыре – Марс. (встаем)
Пять – Юпитер, (наклон вправо)
шесть – Сатурн, (наклон влево)
Семь – Уран, (наклон вперед)
восьмой – Нептун, (наклон назад)
Девять – дальше всех – Плутон. (прыжок на месте)
Кто не видит – выйди вон. (развести руки в стороны).
Незнайка. – Молодцы!
5. Составление рассказа (мнемотехническое задание).
Незнайка. – Космонавты очень умные люди. Поэтому для тренировки ума передали для вас трудное задание. Нужно расшифровать знаки и составить по ним рассказ.
(Карточки в пронумерованных конвертах.
Конверт выдается один на двоих – с будущим предложением.
Каждая пара составляет предложение, выходит к доске с таблицей для мнемотехники, дети вставляют карточки в нужном порядке, «читают» свое предложение.
Если пара не может составить предложение, она все равно приглашается к доске, остальные помогают.)
Незнайка. – Давайте рассмотрим карточки и подумаем, что на них зашифровано, о чем хотели сказать нам космонавты. Что могла бы означать эта карточка? (и т. д.)
Конверт № 1. «Космос – безвоздушное пространство».
Конверт № 2. «В космосе есть звезды, планеты, кометы, метеориты».
Конверт № 3. «Космос изучают с помощью телескопов, космических кораблей, спутников».
Конверт № 4. «Первым в космосе летал Юрий Гагарин».
Конверт № 5. «Мы – друзья космоса».
Повторение получившегося рассказа.
6. Посадка семян в «космические стаканчики» (в целлофановом пакете)
Незнайка. – Ребята, а вы знаете, что космонавты не только наблюдают за космосом, но и проводят эксперименты, например, сажают растения и наблюдают за их ростом. Поэтому я предлагаю вам почувствовать себя учеными-космонавтами и заняться научной работой. Мы посадим космические овощи, а после посадки вы заберете свои будущие растения в группу и будете наблюдать за их развитием самостоятельно.
Возьмем контейнер с космическими горшочками. Из пакетика аккуратно достанем семечко. Воткнем его в землю. Польем водичкой из стаканчика. А теперь наши горшочки поставим в целлофановые пакеты, как в скафандры. Это нужно, чтобы будущему растению внутри было теплее.
7. Итог.
Незнайка. – Ну как, ребятки, понравилось вам говорить о космосе? А что вы запомнили? Что понравилось больше всего?
8. Релаксация под космическую музыку.
Незнайка. – А теперь ребята, давайте ляжем на ковер на спинки, закроем глаза и представим себе, что мы – пассажиры космического корабля, который находится в космическом путешествии и в большой иллюминатор вы видите далекие звезды и чудесные планеты, давайте полюбуемся ими.
(Спустя полминутки). А теперь мы открываем глаза и я предлагаю вам в свободное время нарисовать то, что вы увидели во время этого путешествия. А свои рисунки можно прислать в Цветочный город для Незнайки, я буду смотреть на них и вспоминать, что мы – друзья космоса.