Галина Макулова
Конспект НОД «Пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Образовательная область
Обучающая Развивающая Воспитывающая
Познавательное
развитие
Создать условия для расширения представлений детей о зимующих птицах родного края. Способствовать развитию
познавательного интереса к миру природы. побуждать детей устанавливать простейшие связи в природе. Обеспечить условия для воспитания заботливого отношения к птицам. Желание помогать им в трудных зимних условиях
Социально- коммуникативное
развитие Способствовать формированию основ безопасного поведения в природе.
Публикация «Конспект НОД „Пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать эмоциональную отзывчивость; коммуникативные умения: работать в коллективе. Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание Обеспечить условия для
воспитания доброжелательного отношения к сверстникам, умения выслушать товарища.
Речевое развитие
закреплять умения детей работать с мнемотаблицами
Способствовать
развитию связной речи, умение вести диалогическую речь. поощрять умение выражать свои действия в речи. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству.
Художественно-эстетическое развитие Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.
Физическое развитие Способствовать повышению двигательной
активности детей,
правильному выполнению движений.
Оборудование: презентация, иллюстрации с изображением зимующих птиц, игры «Узнай птицу», перо птицы, шишка, декорация зимнего леса, семена некоторых растений (семечки подсолнуха, пшено и т. д.,
Предварительная работа:
1. Беседы с детьми о птицах.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
3. Разгадывание загадок о птицах.
4. Чтение детям произведений:
- К. Ушинский «Ворона и сорока»;
- Н. Сладков «Синичкина кладовая»;
- В. Жуковский «Жаворонок»;
- рассказы из книги Т. Шорыгиной «Птицы. Какие они?».
5. Разучивание стихотворений о птицах.
6. Наблюдение за птицами на участке, их поведением возле скворечника и кормушки.
Ход НОД
Организационный момент.
Приветствие детей.
Основная часть.
В группу влетает сорока
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, сорока, не шуми. Ребята, вы узнали кто это? (Дети отвечают).
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята. (Дети здороваются с сорокой).
Воспитатель: Что случилось, сорока?
Сорока: Так я и говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.
Воспитатель: Давайте поможем сороке разобраться. Для этого мы должны отправиться в лес. Но прежде чем отправиться туда нужно вспомнить правила поведения в лесу
Дети называют правила поведения в лесу.
Нельзя ломать деревья, потому что,
Нельзя громко кричать в лесу, потому что…
Нельзя трогать птенчиков, потому что…
Воспитатель. Теперь можно отправляться в лес, для того, чтобы разъяснить сороке, почему так мало птиц в лесу и поближе познакомиться с птицами нашей местности.
Дети идут в лес Раз, два три покружись и в лесу окажись.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, как красиво вокруг, всюду снег лежит, тихо в лесу. Интересно, кто нас здесь встречает?
На ветке сидит воробей.
Воспитатель. Ребята, какая птичка нас встречает?
Дети. Воробей (а ласково? Воробьишко)
Воспитатель. А вот и он. А как вы определили, что это воробей?
Рассказ ребенка о воробье по мнемотаблице.
Воспитатель. Нам пора отправляться дальше. Как же нам найти птиц среди деревьев? Они очень осторожны!
- Ой, что это? (воспитатель находит красное перышко на снегу)
- Какая птица потеряла его, как вы думаете?
Дети. Снегирь
Воспитатель. Почему снегирь?
Дети. У снегирей красные грудки.
Зрительное упражнение «Посмотри вокруг»
Воспитатель. Давайте внимательно посмотрим глазками, может, увидим снегиря!
Дети находят снегиря.
Воспитатель. Хорошо! Расскажите мне о снегире?
Рассказ ребенка о снегире с использованием мнемотаблицы 1. Название птицы.
2. Где живет (в городе, в лесу, или на водоемах)
3. Размер (большая, маленькая)
4. Цвет оперения
5. Строение птицы (голова, хвост, лапы и т. д)
6. Зимующая или перелетная птица.
7. Чем питается?
8. Какую пользу приносит людям?
Воспитатель. Какое перышко на ощупь?
Давайте, я вам приложу перышко к вашей щечке. Чувствуете, какое оно?
Дети. Мягкое, легкое, пушистое.
Как вы думаете, а птицам тепло с такими перышками?
Дети. Вывод — зимой птиц греют перышки, которыми покрыто их тело.
Воспитатель. Без перьев птице не обойтись! Перья на брюшке – это перинка, перья на спине – это одеяло. С такой постелью везде можно спать: на земле, на снегу и даже на воде. Перо спасает птицу от ушибов, царапин, от холода и жары.
Воспитатель. А мы с вами отправимся дальше искать птиц. А это что такое? (воспитатель находит шишку). Дети. Шишка
Воспитатель. Какая же птица может быть рядом?
Дети. Клест! дятел!
Воспитатель. А может быть синичка? Или сорока?
Воспитатель. Давайте сядем на пенечки и по рассуждаем
Дети садятся на пенёчки.
Воспитатель Кто же прав? Кто же достает семена из шишек и питается ими? Как же нам разобраться?
Сравнение клюва синички и клюва клеста.
Каким же клювом удобнее доставать семена из шишек?
(синичка своим коротким маленьким клювом сможет семена достать из шишки?
Дети. Нет, голодная останется
Воспитатель. Какой клюв для этого нужен?
Дети. Сильный, длинный!
Воспитатель. Вот мы и разобрались, кто от нас спрятался.
Дети. Клест!
Воспитатель. А вот и он показался. Да вот он же он. Тише, тише, не спугните его.
Еловик (Клест –короткий хвост). Клесты строят гнёзда на хвойных деревьях. В лапах ельника тепло. И что еще интересно: в феврале, в самые холода и метели, у клеста появляются птенцы (клестята). Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
Воспитатель. Вы знаете почему?
Своих птенцов клесты выкармливают измельченными семенами сосны и ели. А как раз к концу зимы шишки начинают раскрываться и легко вышелушиваются. Наедятся клестята вкусной еловой каши - и спать. Внизу будто мягкая перинка в гнёздышке постелена. Сверху - мама, как пуховое одеяльце. А изнутри каша греет. Так и мороз не страшен!
Воспитатель А это что за звуки? Кто это стучит?
Дети: Дятел.
Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел? В лесах нашей местности можно встретить дятла.
Воспитатель предлагает одному из детей составить небольшой рассказ по мнемотаблице.
Воспитатель. Ребята, выходите ко мне на полянку, мы с вам поиграем.
Физкультминутка «Птичка»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Воспитатель. Следующую птицу я вам предлагаю определить по описанию.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию».
Жёлтая грудка и чёрный беретик,
Галстучек носит, её знают дети.
Птички зимуют в и нашем поселке,
Корм - это семечки, хлеб даже сала кусочки.
Воспитатель. Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это?
Дети: Сова.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше?
Рассказ о сове по мнемотаблице.
Воспитатель. Можно сказать, что это грозная птица?
Дети. Да
Воспитатель: Сова - это хищная, ночная птица, зимующая птица.
Воспитатель: Скажи, сорока, правильно, ответили дети?
Сорока: Да, правильно.
Воспитатель. Ребята, как мы можем назвать птиц, с которыми познакомились.
Дети. Зимующие.
Воспитатель. Сорока, теперь ты поняла почему мало птиц у тебя в лесу.
Сорока. Ответ.
-Многие птицы улетели в теплые края (Птицам нечем питаться.)
- Часть зимующих перебираются ближе к человеку (в лесу не хватает пищи для птиц, поэтому они прилетают к нашим жилищам за помощью.)
Воспитатель. Зима – очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицам приходиться не легко отыскать насекомых спрятавшихся в трещины коры, в щели домов, отыскивают они и плоды, шишки деревьев с семенами. Когда им сложно отыскать пищу, то они прилетают к нашим жилищам за помощью. Знаете ребята, когда птицы голодны, они сильнее мерзнут и могут погибнуть. К тому же зимой день очень короткий, поэтому, чтобы выжить и не замерзнуть, птицам необходимо съесть больше пищи, чем летом. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
Ответ детей.
Воспитатель. Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой.
- Строить для них кормушки.
-Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм.
-Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. ---
Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда.
-Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
Воспитатель. Верно ребята, не легко живется птицам зимой Давайте покормим этих птиц.
Игра «Покорми птицу»
- Чем будем кормить синицу? Рябина, боярышник
- Что любит снегирь? Семенами ясеня, клена.
- Чем угостим воробья? Салом.
- Сова Мыши
Воспитатель. А вот ржаной хлеб, кожуру бананов и мандаринов, соленое сало, жаренные семечки, чипсы, птицам лучше не давать – это опасно для их здоровья.
Игра «Что лишнее?
Воспитатель. - Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? Что может случиться, если мы не будем подкармливать птиц и птицы вдруг исчезнут? Давайте вместе подумаем. (установлении причинно-следственных связей)
Изображение леса
Воспитатель. Посмотрите, как красиво. Представим, что исчезли птицы.
Дети. Ответ. Появится много насекомых, грызунов. Размножаясь, они поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.
Воспитатель. Верно. Растительность постепенно исчезнет, значит исчезнет и животный мир. Таким образом человек уничтожит сам себя.
Вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.
Дети читают стихи
Ребенок. Чтение отрывка стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Гость зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима
Ребенок
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в морозы
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Итог.
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
-Что нового узнали?
- О чем расскажете дома?
Воспитатель. А сейчас нам пора возвращаться домой.
Выход в свободную деятельность
Воспитатель. По возвращении в группу, я предлагаю вам приготовить необычное блюдо для птиц – зимний пирог. За основу предлагаю взять кусочек сала, и украсить его семечками, ягодами, зернышками. угощать птичек.
Воспитатель. Раз, два три покружись и из леса возвратись.