Ирина Матусова
НОД в старшей группе «Кораблекрушение»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе
Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально модулируемых проблемных ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
Развивать поисковую деятельность детей:
• способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
• умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
• умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.
Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательность, желание помочь товарищам;
Развивающие:
Публикация «НОД в старшей группе „Кораблекрушение“» размещена в разделах
- развивать способность делать собственные умозаключения.
Предварительная работа:
- чтение энциклопедий, книг;
- рассматривание иллюстраций, картин о путешественниках;
- посещение библиотек;
-проведения опытов «Фильтрация воды», «Прятки в воде», «Переливание воды», «Огненная вода»;
-разучивание правил безопасности на воде, при обращении с огнём, в лесу.
Оборудование:
-предметы (картинки) : бананы, апельсины, лимоны, ананасы, киви, орехи, рыба в море;
-мяч;
-Аптечка, спички, верёвка, головные уборы;
-Бутылочки с питьевой водой;
-Карточки для плана действий (подать сигнал бедствия; найти воду для питья; найти пищу; найти жильё.)
-Атрибуты к игре «Моряки»
-Макет пещеры;
-Картинки для «Азбуки выживания»
Ход занятия:
(В группе дети встают в круг для игры «Плавает – не плавает»)
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Вы хотели бы отправиться в путешествие по морю?
- На чём можно отправиться в путешествие по морю? (на корабле, на пароходе)
- Что для этого необходимо взять с собой? (аптечку, спички, верёвку, головные уборы, воды для питья, еды)
- Садимся в корабль и отправляемся в плавание. (Дети садятся на корабль, проводится с/ р. игра «Моряки»).
- Можно сегодня капитаном буду я? Все усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в далёкое плавание. (Звучит музыка «Симфония океана»).
- Ребята, мы с вами плывём по морю.
- Каким может быть море? (тёплое, солёное, спокойное, ласковое, бескрайнее, синее)
(Раздаётся сильный гром, грохот)
- Ребята, прислушайтесь, что случилось, что это могут быть за звуки? (началась буря, сильный ветер, грохот)
- У нас неприятность, наш корабль терпит бедствие. Что же нужно сделать? Наш корабль не может дальше двигаться?
(доплыть до острова)
- Как мы это сможем сделать? (сесть в шлюпки)
- Плавать умеют не все, поэтому давайте сядем в шлюпку.
- Сможем ли мы на шлюпке продолжать наше путешествие? Почему?
- Удобно ли в маленькой шлюпке совершать далёкое путешествие?
- Куда мы дальше поплывём? Давайте посмотрим в бинокль. (Дети приставляют руки к глазам и смотрят в «бинокли»)
- Что вы там видите? (Там вдалеке виден остров)
- Плывём до острова.
- Где мы с вами оказались? (На острове)
- Что такое остров? (Это суша, со всех сторон окружённая водой).
- А ты как думаешь? А ты как думаешь?
- Значит, остров – это часть суши, со всех сторон окружённая водой.
- Мы с вами оказались на острове, далеко от людей, наш корабль не может продолжать путешествие, он потерпел крушение. (Дети предлагают разные варианты).
- Что нам нужно сделать, чтобы выжить и дождаться спасателей?
Дети:
а) подать сигнал бедствия;
б) найти воду для питья;
в) найти пищу;
г) найти жильё.
(Воспитатель выкладывает карточки – план действия).
- Что же нам делать? (Подать сигнал, что мы здесь.)
- Как подать сигнал бедствия, чтобы к нам поспешили на помощь?
*зажечь на самом высоком месте костёр;
*поднять кусок яркой ткани на длинном шесте (палке);
*выложить на песке из камней или веток большое
слово «СОС», «СПАСИТЕ»;
*написать записку, положить в бутылку, закупорить её
и бросить как можно дальше в море.
(Воспитатель обобщает ответы детей)
- Что мы с вами сделаем?
(Дети выбирают и делают яркую ткань на палку, бутылку с запиской)
- Подали сигнал, что будем делать дальше? (Выживать)
- Правильно, нам с вами нужно научиться выживать.
- Что необходимо сделать для выживания?
- Как нужно действовать в экстренных ситуациях?
- Для начала давайте осмотрим остров: были ли здесь раньше люди? (Были)
- Почему вы так решили?
*оставлена пустая бутылка
*место от костра
* очки, верёвка…
Ребята, пока мы с вами ходили по острову, я так захотела пить, а вы хотите пить?
- Где нам взять воду?
- Давайте наберём воды из моря. (Её пить нельзя)
- Почему? (Она соленая, невкусная, ей не напьёшься)
- Какую воду можно пить? (пресную)
- Вокруг нет ни озера, ни родника, где же взять воды для питья? (Можно использовать дождевую).
- Правильно, можно использовать дождевую воду.
- Недавно был дождь, и в листочке собралась вода. Давайте её выльем в банку и эту воду - будем пить. (Выливают воду в банку.)
- Какая она? (Дождевая, грязная, мутная)
- Давайте попьём эту воду. (Её нельзя пить, она грязная).
- Что необходимо сделать с водой, чтобы она стала чистой, пригодной для питья? (профильтровать, очистить)
- Что для этого необходимо? (вата, бумага, ткань)
Опыт «Фильтрация воды»
- Какая стала вода? (чистая, прозрачная)
- Воду мы очистили, сейчас можно её пить? Почему? (Её нужно прокипятить).
- Правильно, её нужно прокипятить.
- А для чего нужно кипятить воду? (Чтобы уничтожить микробов).
- Как мы сможем вскипятить воду?
- Давайте выльем воду в чайник и поставим кипятить её на костёр.
- А пока вода кипятиться, что мы с вами будем делать? (Дети возвращаются к плану). Оглянитесь вокруг, посмотрите, что может быть съедобного на острове?
Дети называют предметы (картинки, которые находятся по всему острову (бананы, апельсины, лимоны, ананасы, киви, орехи, рыба в море).
- Это всё растёт на острове, если мы сорвём, можно ли будет это съесть? Почему? (Нужно сначала вымыть кипячёной водой).
- А это что? (Воспитатель показывает детям незнакомый фрукт). (Незнаем).
- Его можно есть? (Незнаем, нет).
- Правильно, можно кушать только то, что вы хорошо знаете?
- Что будем делать дальше? (Дети возвращаются к плану).
-Правильно, нужно найти жильё, чтобы спрятаться в случае непогоды.
- Где на острове можно спрятаться?
- Правильно, можно спрятаться в пещере. Она укроет нас от ветра, непогоды.
Дети усаживаются около пещеры.
- Мы с вами сегодня преодолели опасности. Как нас можно назвать? (смелые, ловкие, дружные, храбрые)
- Представьте себе, что кто – то оказался в подобной ситуации и растерялся. И чтобы ему помочь, что для этого можно сделать? (нарисовать – у нас нет бумаги, написать письмо – мы не умеем писать)
- Я предлагаю вам создать «Азбуку выживания» из картинок, которые у нас есть. Разложите картинки так, чтобы кто их увидел смог справиться с неприятностями.
Игра «Что сначала, что потом»
- Теперь мы можем быть спокойными за тех, кто попадёт на этот остров.
Слышится звук вертолёта.
- Это за нами прилетел вертолёт. Садимся в вертолёт и полетели домой.
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает
Отправляется в полёт
Наш российский вертолёт.