Лариса Гулая
Интегрированная НОД в старшей логопедической группе «Поможем птицам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие связной речи, обогащение словаря по теме «Зимующие птицы».
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Автоматизация правильного произношения звуков [т-ть] в слогах. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными
«один-одна, два-две»).
Публикация «Интегрированная НОД в старшей логопедической группе „Поможем птицам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического восприятия, выделение звуков Ы-И из конца слов, развитие фонематических представлений, зрительного внимания и восприятия, тактильных ощущений, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, навыка пения слогов с мягким и твердым согласным звуком с музыкальным сопровождением по Новиковой -Иванцовой.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Программные задачи:
Образовательные: Уточнить названия зимующих птиц. Закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы-загадки о зимующих птицах; учить давать полные ответы на вопросы.
Развивающие: Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца. Воспитывать заботливое отношение к птицам, доброту, отзывчивость;
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие;
Оборудование: письмо от птиц, картинки плана, снежинки, конверт, разрезные картинки птиц, запись с голосами птиц, запись мелодии № 1, картинки зимующих птиц; мнемотаблица, перфокарты «Накорми птиц», перфокарты «Один-два», эмблемы с изображением птиц, изображение сороки, письмо от Старичка-Лесовичка, раскраски с птицами, кормушки с кормом.
Оборудование. Магнитофон, кассета с записью музыкального сопровождения для распевки «Кормушка», картинка-загадка «Дикие птицы», мешочек с плоскостными изображениями зимующих птиц, указка, мяч, игра «Веселые путешественники», буквари по числу детей, контейнер с цветными карандашами.
Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке, заучивание пальчиковой гимнастики, стихов.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Начнем мы наше занятие с рукопожатий. Возьмите друг друга за руку, пожмите немного, улыбнитесь друг другу. Пожелаем нам интересного и доброго занятия. Не забывайте: тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней.
Стук в дверь. Воспитатель идет к двери и обнаруживает письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, письмо. От кого же оно? Хотите узнать?
Дети: Да!
Воспитатель: Это письмо от Старичка Лесовичка.
Читаем письмо: «Здравствуйте ребята! Злая Баба Яга украла и заколдовала моих птиц. Помогите мне пожалуйста, умные, смелые и добрые дети. Я хочу, чтобы весной они снова запели в моем лесу… Спасите моих птичек, пожалуйста! Но сначала я хочу проверить, справитесь ли вы с заданием и предлагаю вам поиграть в игру путаница»
Воспитатель:-Поиграем, покажем Лесовичку, какие мы способные?
дети встают по кругу
• Тело птиц покрыто шерстью.
• Скворец живет в дупле.
• Птенчики вылупляются из икринок.
• В теплые края улетают перелетные птицы.
• Люди делают скворечники для ворон.
• Птицы строят гнезда из досок.
• Птицы собираются в стадо и летят домой.
Воспитатель:- Молодцы, теперь мы с вами сможем помочь Старичку Лесовичку? Вернем птичек?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: ребята, а каких птиц нужно искать. Зимующих или перелетных?
Дети : зимующих
Воспитатель : Нам нужно составить план.
Итак, что нам нужно сделать сначала? Давайте дочитаем письмо, может там есть подсказки?
«….Для того чтобы отыскать и вернуть их вы должны
1. Назвать зимующих птиц.
2. Найти их.
3. Покормить птиц.
4. Описать зимующих птиц.
5. Вернуть их в лес.
Воспитатель:Ну, ребята, план мы составили, нужно приступать к его исполнению.
Воспитатель: Итак, первое задание. Ребята, назовите птиц, которых мы будем искать.
Дети: воробьи, вороны, сороки, голуби, синички, снегири, клесты, совы, дятлы
Воспитатель: Как мы назовем всех этих птиц одним словом?
Дети: зимующие.
Воспитатель: Почему же их так назвали?
Дети: Потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас
Воспитатель: Но, чтобы нам их найти нам нужно отправится в сказочный зимний лес. Хотите?
Дети: Да
Воспитатель: Все вместе скажем волшебные слова: (под музыку) Вертись, крутись в зимнем лесу окажись.
Слышите, здесь кто- то есть.
Дети: Да, это птицы
Воспитатель: Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой.
Игра: «Кто как голос подает»
Воспитатель: Скажите, как птица свой голос подает, что делает?
Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Сорока – стрекочет
Синица – свистит
Снегирь – посвистывает
Дятел – трещит
Сова – ухает
Воспитатель: Молодцы
Следующее задание для нас: найти зимующих птиц.
Давайте их искать. Посмотрите, здесь, чьи то следы. Наверно, Бабы-Яги, подойдем ближе.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите на нашем пути сугроб. (нарезанные из бумаги снежинки, под которыми спрятан конверт).
Дыхательное упражнение: «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох) - Воспитатель: Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.
Воспитатель: Посмотрите, что это за конверт? Хотите посмотреть, что в нём? (В конверте разрезанные на части картинки)
Дети: Да, хотим
Воспитатель Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. Но работать мы будем в парах. Проходите за столы и становитесь вокруг стола.
Дидактическая игра: «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)
Воспитатель: Ребята, назовите птиц, которых вы собрали?
Дети: Мы с Соней собрали синицу.
Мы с Денисом собрали ворону. И т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли освободить птичек. Давайте, пройдем на свои стулья. Ребята, давайте вспомним, что у нас дальше по плану?
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы освободили птиц, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами. (Обратить внимание на план)
Дети: Покормить птичек.
Воспитатель: Правильно покормить. Чем можно угостить птиц :
Дети: хлебными крошками, ягодами рябины, боярышника, салом, зернышками, крупой, семечками, орешками, фруктами.
Логопед : Но сначала мы разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика
Прилетайте, птички(«Зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь,
«катая из хлеба макароны»)
Дети выполняют задание.
Логопед :
*Птички поели и радостно запели (слоговая зарядка под ритм мелодии № 1 по Новиковой -Иванцовой с прохлопыванием ритмического рисунка). Тя-тя-та-та, тё-тё-то-то, тю-тю-ту-ту, те-те-тэ-тэ, ти-ти-ты-ты.
* Д/и «Отгадай звук в конце слова»
Ребята, пока мы искали зимующих птиц, звуки «Ы» и «И» в названии птиц потерялись, давайте их найдем, без них мы не сможем вернуть птиц в лес. Слушайте и определяйте какой звук в конце слова. Дети называют птиц и выделяя голосом последний звук, «сажают» птиц на разные ёлочки. Синицы, клесты, вороны, щеглы,дятлы, совы. Воробьи, голуби, снегири, поползни, свиристели, галки, сороки.
*А сейчас поиграем в игру «Один-два». Будем считать и прислушиваться, как изменяется конец слова. (слева на карточке одна синица, справа две синицы)
Согласование существительных с числительными «один-два, одна-две» и выделение голосом звука в конце слова.
Дети. Один голубь-два голубя, один дятел- два дятла, один клест -два клеста.
*Логопед : Ребята, перед тем, как преступать к следующему заданию, давайте немного отдохнем.
Динамическая пауза. Физминутка по Нищевой.
Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движениями.
Вот на ветках снегири,
По 4 хлопка по бокам
Много птичек, посмотри.
4 наклона головы в сторону
Распушили пёрышки
Частое потряхивание руками
Греются на солнышке.
По 4 хлопка по бокам
Головой вертят,
Улететь хотят.
По 2 поворота головы на каждую строку
Кыш! Кыш!
Махи кистями рук от себя
Улетели! За метелью! За метелью!
Взмахи руками с поворотом туловища то влево, то вправо.
Какие птички играли с нами?
Дети. Снегири. Давайте расскажем о снегире.
*Логопед : Какой следующий пункт плана? Давайте вспомним план рассказа о птицах. Таблица-схема нам поможет. С чего вы начнете рассказ?
Дети. Мы назовем птицу и скажем, что она зимующая.
Логопед. О чем расскажете потом?
Дети. Потом скажем, какая она по размеру и окраске.
Логопед. Затем что опишете?
Дети. Мы опишем части тела птицы и расскажем о ее особенностях.
Логопед. Чем закончите рассказ?
Д е т и. В конце нужно рассказать, чем питается птица.
Логопед. Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать по очереди.
Ребенок. Это снегирь. Снегирь — зимующая птица. Он небольшой. У него красная грудка, черные голова, крылья и хвост. На крыльях у снегиря белые полоски. А на спине у него темно-серые перья. У снегиря широкий клюв и короткий хвост. Снегирь любит лакомиться рябиной.
Аналогично рассказ составляют дети из слабой подгруппы по цепочке.
Воспитатель: Вот и остался последний пункт плана, чтобы его выполнить, нам нужно отделить зимующих птиц от перелетных. Вы должны найти зимующую птицу и посадить ее на веточку.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, пусть они летят в лес к Старичку Лесовичку. Помашем им, до свиданья птички.
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим на наш план. Все ли мы сделали?
Дети: Да
Воспитатель: А что мы делали?
Дети: Помогали Старичку-лесовичку найти заколдованных птиц. Называли зимующих птиц, искали птиц, собирали разрезные картинки с птицами, описывали птичек, накормили птиц и отпустили в лес.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, такое доброе дело сделали. Наше путешествие в зимний лес закончилось, нам пора домой. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.