Юлия Байчурина
НОД для подготовительной группы по экологическому воспитанию «Комнатные растения — спутники жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД для подготовительной группы :
«Комнатные растения— спутники жизни».
Задачи:
Расширять и систематизировать знания о комнатных растениях.
Познакомить детей с новым растением — хлорофитум; отметить характерные особенности его внешнего вида, необходимых условиях жизни.
Закрепить знания о том, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло, вода.
Публикация «НОД для подготовительной группы по экологическому воспитанию „Комнатные растения — спутники жизни“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать умение узнавать растения по описанию и по внешнему виду, называть их.
Выявить причину потребности растения в рыхлении почвы.
Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, развивать познавательный интерес к природному окружению.
Предварительная работа: экскурсии в зимний сад, беседы о комнатных растениях, знакомство с картой мира и материками, чтение стихотворений о цветах, загадки, дидактические игры «Где спряталась Капелька?», «Угадай-ка», труд в зимнем саду.
Оборудование: физическая карта мира, изображение на карточках комнатных растений, модели леек с водой, шапочки цветов, магнитофон, палочки для рыхления, лейки с водой, баночки с водой, тарелки с землей, салфетки.
Ход занятия.
Сюрпризный момент. Дети заходят в зимний сад. Их встречает цветочница Анюта.
Воспитатель : Здравствуйте, дети. Я — цветочница Анюта. Весь год вас радует красота моих цветов. Летом — прекрасные, восхитительные цветы на клумбах, а зимой — комнатные растения. Я хочу пригласить вас на бал цветов. Вы хотите побывать на этом балу?
Беседа о растениях.
Тогда давайте поговорим о комнатных растениях. У вас в зимнем саду их много, какие они красивые, ухоженные. А для чего вы их посадили?
Ответы детей:
Комнатные растения нужны для того, чтобы было красиво и уютно.
Комнатные растения сажают для того, чтобы воздух был чище.
Комнатные растения отпугивают вредных насекомых, например моль. Чтобы мы наблюдали и ухаживали за ними.
Растения лечат людей.
Комнатные растения поддерживают влажность воздуха.
Комнатные растения выделяют кислород, которым мы дышим.
Воспитатель : Какие вы молодцы! Сколько интересного вы рассказали мне о комнатных растениях. Дети, проходят годы, меняется мода на платья, мебель, но сохраняется наша любовь к вечнозелёным комнатным растениям. Зимой, когда земля покрыта снегом, а деревья гнутся от порывов холодного ветра, наш глаз радуют нежные зелёные веточки или цветок, распустившийся в комнате. На балу цветов вам придётся встретиться со многими комнатными растениями, и конечно, нужно знать их названия. Назовите и покажите, какие растения растут у вас в зимнем саду?
Дети: Герань, традесканция, бегония Рекс, бегония крапчатая, папоротник, хлорофитум, фиалка, фикус, бегония лотосовидная, сансевьера (дети показывают и называют знакомое растение).
Дидактическая игра «Узнай по описанию». Моделирование.
Воспитатель : Вы много назвали комнатных растений, а сможете ли вы узнать свои любимые растения по описанию. Давайте поиграем в игру «Узнай по описанию».Один из вас будет описывать комнатное растение, а остальные отгадывать его название. [2, с. 200]
1 ребёнок. «Родом из Африки. У него красивые розовые цветки, похожие на розочки, нежные, овальные листочки. Долго цветёт, любит много воды, это растение светолюбивое».
Дети. Бальзамин. (Кто отгадал, берет карточку с изображением бальзамина и прикрепляет ее на карте там, откуда родом это растение).
2 ребёнок. «Похожа на травку. У неё пушистые листочки, цветочки маленькие, махровые. Цветёт почти круглый год. Ее родина — Австралия».
Дети. Фиалка (прикрепляют карточку с ее изображением на карту).
3 ребёнок. «Её родина — Южная Африка. У неё крупные, круглые листья по краям волнистые. Цветы очень красивые: розовые, красные».
Дети. Герань (прикрепляют карточку на карту).
4 ребёнок. «Царственная, королевская. Родина — тропические леса Азии. Растение с красивыми, яркоокрашенными, крупными листьями. Растение не любит прямых солнечных лучей».
Дети. Бегония Рекс (прикрепляют карточку на карту).
Воспитатель : Молодцы, дети. Благодаря вам все, кто будет у вас в гостях в зимнем саду, будут знать, откуда родом эти замечательные растения. Я вижу, вы любите их и знаете много комнатных растений, поэтому хочу вам подарить вот это комнатное растение.
Рассказ воспитателя.
Называется оно— ХЛОРОФИТУМ. Родина этого растения — Южная Африка. Растение с длинными ярко-зелёными, линейными листьями, собранными в пучки, на листьях есть по краям белые полоски. Из середины пучка листьев вырастают длинные свисающие стрелки, на которых появляются мелкие белые цветы, а затем детки — розетки с воздушными корнями. Хлорофитум хорошо растёт в прохладных помещениях и в комнатах с высокой температурой воздуха. Переносит затемнение. Летом растение обильно поливают. Размножается отводками и молодыми листовыми розетками.
Воспитатель. Скажите, что вы узнали про это растение?
Дети отвечают, затем прикрепляют карточку с этим растением на карту.
Постановка проблемных вопросов.
Работа с карточками - моделями.
Воспитатель. Мне интересно, куда вы поставите хлорофитум в зимнем саду?
Дети. Хлорофитум нужно поставить на пенек, потому что там не очень светло и есть небольшое затенение.
Воспитатель. А сейчас предлагаю вам выбрать карточку-модель, показывающую потребность хлорофитума в воде.
( Предлагается три модели: 1 — с полной лейкой для влаголюбивых растений; 2 — с неполной лейкой для растений, требующих умеренной поливки; 3 — с небольшим количеством воды для сухоустойчивых растений).
Дети. Я думаю, что для хлорофитума подходит 1модель, потому что он влаголюбивое растение.
Ребенок ставит модель возле растения.
Воспитатель. Молодцы, дети! Вы все запомнили про новое растение, поэтому с уверенностью могу сказать, что ему у вас будет комфортно, и оно долго будет радовать вас своей красотой.
Жалобная книга природы.
Воспитатель : Ребята, по пути к вам мне встретились герань, бегония крапчатая и фиалка. Они были такие печальные и послушайте, что они мне сказали.
Воспитатель включает запись на магнитофоне
(1-ая жалоба). «Ах, бедная я, фиалка! Как же мне плохо! Я так старалась, росла, на солнышке жарилась, а оказалась никому не нужна. Никто не пришел, не полил меня. Хорошо садовым растениям : они под открытым небом растут, дождь пойдёт, вот и попьют они водички».
Воспитатель : Какая беда случилась с фиалкой? Как помочь растению?
Дети: Надо полить.
Воспитатель : Как надо поливать фиалку?
Дети: Поливать нужно в край горшка так, чтобы носик лейки лежал на горшке. Поливают.
Воспитатель : Какие вы умнички! Как вы быстро догадались и помогли бедной фиалке. Посмотрите, ребята, фиалка сразу повеселела, листики оживают. Теперь она с радостью будет украшать ваш зимний сад.
Воспитатель включает следующую запись с жалобой бегонии крапчатой.
(2-ая жалоба). «Что же это делается, совсем пропадаю, ведь я люблю свет, а меня поставили в тень, мне страшно, мои листочки осыпаются!» Воспитатель : Что же случилось с бегонией крапчатой?
Дети: Её поставили в тень, бегония крапчатая светолюбивое растение, в тени листочки засыхают, их надо убрать, чтобы растение могло дышать.
Воспитатель : Куда мы поставим бегонию крапчатую?
Дети: На окно, там много света, ведь бегония светолюбивое растение. Ставят.
Воспитатель : Теперь, бегония, тебе не придётся жаловаться.
Воспитатель : Давайте послушаем жалобу герани.
Включает запись. 3-я жалоба «С одной стороны мне грех жаловаться, хозяйка обо мне всё время заботилась: поливала, рыхлила, подкармливала. Спасибо ей! Но она уехала и попросила соседей за мной ухаживать. Поливать-то они поливали, но землю, ни разу не порыхлили и корни мои задыхаются. Одна надежда осталась на детей детского сада «Солнышко». Только они смогут спасти меня».
Воспитатель : Как помочь герани? Дети: Надо порыхлить землю.
Воспитатель : Зачем рыхлят землю?
Дети: Рыхлить землю необходимо для того, чтобы корням растения легко дышалось.
Воспитатель : Как вы думаете, в какой земле растению дышится легко в плотной или рыхленной? А это мы сейчас проверим.
Опыт.
Воспитатель : Пройдите к столам. Возьмите рыхлую почву и плотную. Погрузите их в баночки с водой и посмотрите, где больше выделяется пузырьков воздуха: из рыхлой земли или из плотной.
Самостоятельная деятельность детей.
Вопросы: Из какой земли выделяется больше пузырьков воздуха? В какой земле растению дышится легко?
Вывод: В банке с плотной землёй мало и медленно выделяются пузырьки воздуха, потому что земля твёрдая, плотная, хуже проходит вода, а в банке с рыхлой землёй пузырьков воздуха очень много. Вот поэтому необходимо рыхлить землю в горшках, чтобы растению легко дышалось.
Воспитатель : Кто хочет помочь фиалке? Расскажите, как вы это будите делать.
Дети: Рыхлить надо осторожно, неглубоко, чтобы не повредить корни. Рыхлят.
Воспитатель : Посмотрите, как растения сразу ожили, повеселели. Я думаю, они никогда не будут жаловаться, потому что за ними будите ухаживать вы. Ведь не случайно у вас в зимнем саду очень красивые растения.
Экологическая викторина.
Воспитатель : Хотите попасть на бал цветов? Тогда приглашаю вас на викторину, где за правильный ответ даю приз — шапочки — цветы. Это будет приглашением на бал цветов.
Вопросы: Кому из растений нужно больше воды?
Ответ: Бальзамину, хлорофитуму, розе.
Какие условия необходимы для хорошего роста растений?
Ответ: Тепло, свет, вода, удобрения
Какую пользу приносят комнатные растения?
Ответ: Лечат людей, отпугивают вредных насекомых, очищают воздух, поддерживают влажность воздуха.
Какую работу проводите осенью с растениями.
Ответ: Осенью поливаем реже.
Что будите делать весной?
Ответ: Весной комнатные растения пересаживают.
Как ухаживаете за комнатными растениями?
Ответ: Поливаем, рыхлим почву, убираем сухие листья, протираем листочки.
В какое время года поливают цветы каждый день?
Ответ: Весной и летом.
Как размножаются комнатные растения?
Ответ: Черенками, листьями, клубнями, розетками.
Воспитатель. Я очень рада, что все дети смогли получить приглашение на бал.
Звучит музыка П. Чайковского «Вальс Цветов».
Рефлексия.
Воспитатель : Спасибо, ребята, что вы пришли ко мне в гости. Мне понравилось, что вы знаете названия комнатных растений, любите их и бережно, заботливо относитесь к ним.
Скажите, что нового и интересного вы узнали?
А вам понравилось у меня в гостях?
Если вам понравилось — возьмите красный цветок и положите на полянку, а если не понравилось — жёлтый.
Пришло время расставаться, до свиданья. Приходите ещё ко мне в гости.
Литература: Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2012. — 128 с. (Библиотека Воспитателя) (8). Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию : Средняя, старшая, подготовительные группы. — М. : ВАКО, 2010. — 240 с. ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).