Галина Иванова
НОД «Мебель» для детей подготовительной группы
НОД по развитию речи. Тема «Мебель»
Цель: Создание условий для развития речи детей по теме «мебель»
Программная задача:
1. Учить детей описывать мебель, которая находится на кухне, а прихожей, в гостиной, в детской, в спальной.
2. Обогащать словарь глаголами, существительными, прилагательными.
3. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов в согласовании существительных с местоимением «мой», в роде и числе.
4. Закрепить употребление в речи предлогов.
Публикация «НОД „Мебель“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
5. Развивать умения составлять описательный рассказ по схеме - опоры, рассказы из личного опыта, творческие рассказы.
6. Расширять знания детей о видах мебели и ее назначение, материалах.
7. Воспитывать любознательность, интерес к истории возникновения различных предметов.
Оборудование: демонстрационный материал с изображением мебели.
Предварительная работа: рассматривание тематического альбома «Мебель», работа с дидактическим пособием «Лексические домашние задания для детей с ОНР», познавательная беседа, чтение страничек энциклопедий по теме «Мебель».
Ход НОД. Организационный момент.
Ребенок:
- Ребята отгадайте загадку (загадывает ребенок) : «Под крышей четыре ножки, а на крыше – суп да ложки».
Воспитатель:
- А сейчас ребята отгадайте мою загадку: «Я с ножками, а не хожу; со спинкою, а не лежу; садитесь вы – я не сижу».
Воспитатель:
- А сейчас доскажите словечко: «По ночам во мне Ванятка, до чего задремлет сладко, что не хочется вставать, что за штука я… (кровать)»
Воспитатель:
- Итак, стол, стул, кровать как можно назвать одним словом? Что это? (мебель).
- А для чего нужна мебель?
- А знаете ли вы, где делают мебель (на мебельной фабрике, в столярной мастерской? А как называется профессия, изготавливающего мебель?
- А из каких материалов изготавливают мебель (из дерева, стекла, пластика, поролона, мягкой обивки, кожи?
Воспитатель:
- А сейчас ребята я прочитаю вам отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Откуда стол» :
Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной,
Пришел он из глуши лесной.
Ваш этот стол – сосновый стол –
К вам из лесу пришел.
Он много лет в лесу провел,
Ветвями шевеля
Он был в чешуйчатой коре,
А меж его корней
Барсук храпел в своей норе
До первых вешних дней
Он на ветвях качал галчат
И слышал, как они кричат
Проснувшись поутру.
Но вот горячая пила
глубоко в ствол его вошла,
Вздохнул - он и упал
И в лесопилке над рекой
Он стал бревном
Он стал доской
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал
Он вышел из рабочих рук,
Устойчив и широк,
Где был на нем рогатый сук –
Виднеется глазок.
Домашним жителем он стал
Стоит он у стены,
Теперь барсук бы не узнал
Родной своей сосны
Воспитатель:
- Вот ребята, оказывается, откуда пришел стол. А как вы думаете, какую историю о себе рассказал бы сам стол (дети составляют рассказ? А как вы думаете, история стула будет похожа на историю стола или нет? Ребята, а где ставят мебель (в квартире?»
- А сейчас представьте, что вас в гости пригласил Петя. Мы открыли дверь и оказались в прихожей. Петя, расскажи, какая мебель стоит у тебя в прихожей и для чего она нужна (шкаф для одежды, вешалка, тумба для обуви).
- А сейчас пройдем в гостиную. Давайте кА побываем в гостиной у (называет имя ребенка). Какая мебель стоит у тебя в гостиной? Для чего она нужна?
- Из гостиной переходим в спальную комнату или в спальню. Какая мебель стоит в ней и для чего она нужна?
- Идем в вашу любимую комнату – детскую (дети рассказывают о мебели в своей комнате, воспитатель задает наводящие вопросы, где хранятся твои вещи, где лежат твои игрушки и т. д.).
- Отправляемся на кухню. Как называется мебель, которая стоит на кухне (кухонная мебель или кухонный гарнитур).
Физминутка
Воспитатель:
- Дети встаньте в кружок на ковре, я буду бросать вам мяч, а вы будете придумывать слова, отвечающие на мой вопрос (слова - признаки).
- Стол – какой; кровать – какая; кресло – какое.
- А сейчас для вас ребята будут индивидуальные задания.
- Давид подойди к маленькому кожаному дивану и сядь на него. Скажи, что ты сделал?
- Кирилл, поставь мягкую игрушку под маленький деревянный стул. Скажи, что ты сделал?
- Макар, достань мягкую игрушку из-под маленького деревянного стула.
- Соня, положи мягкую игрушку в шкаф и скажи, что ты сделала?
- А сейчас скажите, что я делаю (вы выдвинули стул, вы обошли вокруг стола, вы заглянули под стол).
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю отправиться в страну Лилипутию. Что это за страна!
- Да, эта страна, у которой люди и предметы очень маленькие. У нас стол – у них столик (игра с мячом, у нас стул – у них стулик (диван, кровать, шкаф)
- А сейчас ребят садитесь на места, посмотрите на мебель, подумайте и назовите о чем можно сказать «Мой, моя, моё, мои»
Воспитатель:
- Ребята, художник для меня нарисовал последовательность изображения стула, но я, к сожалению, рисунки перепутала, помогите восстановить последовательность (дети выходят и рассказывают). Ну что ж молодцы, вот вечером мы с вами и нарисуем стул, теперь мы знаем, как его рисовать правильно.
Воспитатель:
- Ребята, наше занятие подходит к концу, скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? Мне очень понравилось, как вы занимались и что бы понять, как вы усвоили материал, я прошу вас самим придумать загадки о мебели и загадать их для наших гостей»
Использованная литература:
1. Селихова Л. Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
2. Теремкова Т. М. «Лексические домашние задания для детей с ОНР»
3. Маршак С. Я. «Откуда стол»