МААМ-картинки

НОД для детей подготовительного к школе возраста «Как на масляной неделе!»

Ирина Войтенко
НОД для детей подготовительного к школе возраста «Как на масляной неделе!»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Как на масляной неделе

Цель: Приобщение детей к культуре и истории русского народа, празднование масленицы.

Задачи:

1. Познакомить с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми.

2. Закрепить умение детей составлять рассказы и правильно употреблять прилагательные, использование мнемосхем.

3. Обогащение словарного запаса детей.

4. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: закличкам, пословицам, поговоркам, русскими народными играми.

Публикация «НОД для детей подготовительного к школе возраста „Как на масляной неделе!“» размещена в разделах

5. Воспитывать интерес и внимание к живому русскому слову, делать «открытия» с радостью и с удовольствием.

Материал: схема для составления загадки, карусель, угощение, конверт с письмом и флешкой, мультимедийная презентация, солнышко, лучики, диктофон.

Предварительная работа: беседа о русских народных обычаях изучение малых фольклорных форм.

Литература:

1. Бойчук И. А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством». Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед.

Детство-Пресс, 2013 г., 416 с.

2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет

3. Ушинский К. Д. «Проказы старухи-Зимы»

4. Пушкин А. С. «Они хранили в жизни мирной».

5. «Детские подвижные игры народов СССР» М. : Просвещение, 1988.

Ход НОД

1. Мотивация деятельности

Дети играют в уголках в группе, педагог обращает внимание на то, что пришло письмо.

- Ребята, посмотрите, сегодня утром нам пришло письмо, прочитаем?

- Ответы детей.

- Я предлагаю послушать звуковое письмо и посмотреть на монитор (изображение жителей цветочной страны).

- Здравствуйте, ребята, мы жители Цветочной страны. Недавно мы услышали песню (звучит песня «Ой, блины») и увидели картинки, нам они очень понравились (воспитатель показывает презентацию, дети определяют, что изображена масленица).

И мы думаем, что отмечают какой то праздник, но не знаем какой и как его встречать? А хотим тоже организовать такой праздник и незнаем, что нам делать?

- Ответы детей.

2. Постановка детьми цели

- Ребята как мы можем помочь?

- Ответы детей.

- Тогда я включаю диктофон, идет запись.

3. Совместная работа по нахождению способов деятельности

Рассказ воспитателя «Что такое Масленица».

Масленица один из любимых праздников русского народа. На Руси всегда любили этот праздник – веселый озорной, шумный. Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой. Праздник продолжался целую неделю. Про нее говорят: «Масленицу семь дней гуляют» Люди провожали зиму и встречали весну: катались с горок, устраивали игры, катания на лошадях.

Масленицу зазывали.

- Предлагаю рассказать как зазывали Масленицу

(выходят дети, инсценировка праздника)

1. Приезжай к нам в гости, масленица,

на широкий двор —

на горах покататься,

в блинах поваляться,

сердцам потешаться!

2. Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горках катаемся,

Блинами объедаемся.

3. Как на Масленой недели

Из печи блины летели,

И сыр, и творог -

Все летело за порог.

Весело было нам!

Достанется и вам!

4. Идет Масленица по льду,

Несет блинов сковороду.

Принимайте молоду -

Разбирайте по блину!

5. Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

6. Ты пришла с добром,

С сыром, маслом и яйцом,

Со блинами, пирогами

Да с оладьями.

Блины масляные,

Шаньги мазаные.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

4. Самостоятельная работа детей

- Ребята, как вы думаете: «Что является символом Масленицы

- Ответы детей.

- В конверте лежит еще одна картинка, посмотрите? Какие- то непонятные рисунки, и жители цветочной страны наверняка не поняли что же здесь такое?

- Ответы детей.

- Да и я никак не пойму, что за загадка здесь зашифрована? А вы поможете разобраться?

«Игра составь загадку»

По мнемосхеме составляется и расшифровывается загадка детьми.

Круглый, а не колесо.

Горячий, а не солнце,

Не пирог, а есть можно. (Блин)

- В народе говорили: «Без блинов не Масленица

Блин – символ солнца, блины пекли в знак будущего плодородия земли. Как ласково называют блины (блинцы, блинчики, блиночки, блинки). А какие блины бывают? (пышные, вкусные, румяные, масляные, тонкие, ароматные и т. д).

Физкультминутка «Карусель».

«Игра составь дни недели»

С этого же конверта достаются карточки с названиями дней недели.

Еще одна загадка? Что это? (Ответы детей). Только их нужно расположить в определенной последовательности. Расположите дни недели по порядку.

Дети составляют дни недели поочередно.

Рассказ воспитателя «Как празднуются дни недели в Масленицу».

Издавна сложился порядок проведения Масленицы. Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы.

Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна. Молодежь строила снежные горы, мастерила качели, веселилась, шутила, пела «величальные» песни в честь Масленицы

Вторник — заигрыши. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест. В самый лютый мороз девушки без рукавичек с горок катались, а будущие свекрови себе невесток выбирали: та, у которой руки теплые, доброй хозяйкой будет.

Среда — лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Всюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей, каленые орехи, медовые пряники.

Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Круглый золотистый блин своей формой напоминал солнце. Славили крестьяне возрождение солнечных дней.

Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.

Суббота — золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье — это проводы, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды.

Это был день очищения и объединения людей.

В воскресенье «сударыню Масленицу» взгромождали на сани и везли по улицам. За околицей устраивали большой костер и торжественно сжигали чучело Масленицы.

На проекторе показывается репродукция сжигания чучела.

- Я предлагаю составить рассказ по иллюстрации.

Составление рассказов про праздник «Масленица», опираясь на картинку.

- Вот мы и вспомнили, как празднуется масленица.

5. Подведение итогов, обсуждение результата, саморефлексия.

Как вы думаете, мы помогли жителям цветочного города?

- Ответы детей.

- А как мы помогли?

- Ответы детей.

- Конечно, мы все записали на диктофон и после сна отправим письмо.

Теперь жители цветочной страны тоже будут знать о празднике Масленица.

- Солнышко смотрит на нас и улыбается, только лучиков у него мало, потому что зимнее солнце, светит, а не греет! А мы добавим ему лучики, и в нашей группе всегда будет тепло и радостно!

- Ребята кто считает, что он помог жителям цветочной страны и они смогут провести праздник, выбирает желтый лучик, а кто считает, что недостаточно помог оранжевый!

Дети выбирают лучики.

- А почему ты выбрал именно этот лучик? Ты помог жителям цветочной страны или нет?

Дети прикладывают лучики. Все любуются солнышком!

- Теперь нам нужно будет поспешить отправить посылку с записью жителям цветочной планеты.

Публикации по теме:

Летнее развлечение «День Нептуна» для детей старшего дошкольного и подготовительного возрастаЛетнее развлечение «День Нептуна» для детей старшего дошкольного и подготовительного возраста Цель: - активизация интеллектуальных и творческих способностей детей через различные задания и конкурсы; - формирование положительного.

Досуг для детей подготовительного к школе возраста на зимнюю тему «Вечер отгадок и загадок» Досуг: «Вечер загадок и отгадок» (для детей подготовительного к школе возраста на зимнюю тему) Цель: - Закрепить знания детей о зимнем.

Физкультурное занятие для детей подготовительного к школе возраста с использованием гендерного подхода Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с ТНР подготовительного возраста «Космос» Тема "Космос"Коррекционно-образовательные цели:Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Космос» (Земля, солнце, Марс, Венера,.

Конспект проведения кружковой работы в театральной студии «Театральный занавес» для детей подготовительного к школе возраста Конспект проведения кружковой работы в театральной студии «Театральный занавес» для детей подготовительного к школе возраста. 2014 г. Разработала.

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительного к школе возраста с художественной литературойКонспект занятия по ознакомлению детей подготовительного к школе возраста с художественной литературой Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь». Цель: духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

КВН «Умники и умницы» — для детей старше-подготовительного дошкольного возраста Подготовила: воспитатель МБДОУ №13 "Радуга" Дубкова Л. В. Цели: закрепить знания в области математики, экологии, развития речи; поддерживать.

План-конспект занятия по музыкальному воспитанию детей подготовительного возраста Цель – закрепить знания о музыкальных шкатулках; познакомить с симфоническим оркестром; разучить песню «Чудо-балалайка»; закрепить «Золотую.

План кружка по футболу и хоккею. Для детей старшего и подготовительного возраста. План работы кружка «Футбол и Хоккей» на 2015-2016 год. Подготовила: воспитатель Кормителева Л. Э. Актуальность. «С раннего детства любимой.

Примерный проект для детей подготовительного возраста «Скоро в школу» Тема проекта: «Скоро в школу» Сроки реализации: долгосрочный декабрь 2015г. – апрель 2016г. Вид проекта: познавательно – творческий Возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД для детей подготовительного к школе возраста «Как на масляной неделе!»
Опубликовано: 17 ноября 2016 в 05:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД для детей подготовительного к школе возраста «Как на масляной неделе!»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Войтенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД