Ирина Войтенко
НОД для детей подготовительного к школе возраста «Как на масляной неделе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как на масляной неделе!»
Цель: Приобщение детей к культуре и истории русского народа, празднование масленицы.
Задачи:
1. Познакомить с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми.
2. Закрепить умение детей составлять рассказы и правильно употреблять прилагательные, использование мнемосхем.
3. Обогащение словарного запаса детей.
4. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: закличкам, пословицам, поговоркам, русскими народными играми.
Публикация «НОД для детей подготовительного к школе возраста „Как на масляной неделе!“» размещена в разделах
5. Воспитывать интерес и внимание к живому русскому слову, делать «открытия» с радостью и с удовольствием.
Материал: схема для составления загадки, карусель, угощение, конверт с письмом и флешкой, мультимедийная презентация, солнышко, лучики, диктофон.
Предварительная работа: беседа о русских народных обычаях изучение малых фольклорных форм.
Литература:
1. Бойчук И. А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством». Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед.
Детство-Пресс, 2013 г., 416 с.
2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет
3. Ушинский К. Д. «Проказы старухи-Зимы»
4. Пушкин А. С. «Они хранили в жизни мирной».
5. «Детские подвижные игры народов СССР» М. : Просвещение, 1988.
Ход НОД
1. Мотивация деятельности
Дети играют в уголках в группе, педагог обращает внимание на то, что пришло письмо.
- Ребята, посмотрите, сегодня утром нам пришло письмо, прочитаем?
- Ответы детей.
- Я предлагаю послушать звуковое письмо и посмотреть на монитор (изображение жителей цветочной страны).
- Здравствуйте, ребята, мы жители Цветочной страны. Недавно мы услышали песню (звучит песня «Ой, блины») и увидели картинки, нам они очень понравились (воспитатель показывает презентацию, дети определяют, что изображена масленица).
И мы думаем, что отмечают какой то праздник, но не знаем какой и как его встречать? А хотим тоже организовать такой праздник и незнаем, что нам делать?
- Ответы детей.
2. Постановка детьми цели
- Ребята как мы можем помочь?
- Ответы детей.
- Тогда я включаю диктофон, идет запись.
3. Совместная работа по нахождению способов деятельности
Рассказ воспитателя «Что такое Масленица».
Масленица один из любимых праздников русского народа. На Руси всегда любили этот праздник – веселый озорной, шумный. Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой. Праздник продолжался целую неделю. Про нее говорят: «Масленицу семь дней гуляют» Люди провожали зиму и встречали весну: катались с горок, устраивали игры, катания на лошадях.
Масленицу зазывали.
- Предлагаю рассказать как зазывали Масленицу
(выходят дети, инсценировка праздника)
1. Приезжай к нам в гости, масленица,
на широкий двор —
на горах покататься,
в блинах поваляться,
сердцам потешаться!
2. Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся.
3. Как на Масленой недели
Из печи блины летели,
И сыр, и творог -
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!
4. Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду -
Разбирайте по блину!
5. Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
6. Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.
Блины масляные,
Шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
4. Самостоятельная работа детей
- Ребята, как вы думаете: «Что является символом Масленицы?»
- Ответы детей.
- В конверте лежит еще одна картинка, посмотрите? Какие- то непонятные рисунки, и жители цветочной страны наверняка не поняли что же здесь такое?
- Ответы детей.
- Да и я никак не пойму, что за загадка здесь зашифрована? А вы поможете разобраться?
«Игра составь загадку»
По мнемосхеме составляется и расшифровывается загадка детьми.
Круглый, а не колесо.
Горячий, а не солнце,
Не пирог, а есть можно. (Блин)
- В народе говорили: «Без блинов не Масленица!»
Блин – символ солнца, блины пекли в знак будущего плодородия земли. Как ласково называют блины (блинцы, блинчики, блиночки, блинки). А какие блины бывают? (пышные, вкусные, румяные, масляные, тонкие, ароматные и т. д).
Физкультминутка «Карусель».
«Игра составь дни недели»
С этого же конверта достаются карточки с названиями дней недели.
Еще одна загадка? Что это? (Ответы детей). Только их нужно расположить в определенной последовательности. Расположите дни недели по порядку.
Дети составляют дни недели поочередно.
Рассказ воспитателя «Как празднуются дни недели в Масленицу».
Издавна сложился порядок проведения Масленицы. Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы.
Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна. Молодежь строила снежные горы, мастерила качели, веселилась, шутила, пела «величальные» песни в честь Масленицы
Вторник — заигрыши. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест. В самый лютый мороз девушки без рукавичек с горок катались, а будущие свекрови себе невесток выбирали: та, у которой руки теплые, доброй хозяйкой будет.
Среда — лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Всюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей, каленые орехи, медовые пряники.
Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Круглый золотистый блин своей формой напоминал солнце. Славили крестьяне возрождение солнечных дней.
Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.
Суббота — золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных.
Воскресенье — это проводы, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды.
Это был день очищения и объединения людей.
В воскресенье «сударыню Масленицу» взгромождали на сани и везли по улицам. За околицей устраивали большой костер и торжественно сжигали чучело Масленицы.
На проекторе показывается репродукция сжигания чучела.
- Я предлагаю составить рассказ по иллюстрации.
Составление рассказов про праздник «Масленица», опираясь на картинку.
- Вот мы и вспомнили, как празднуется масленица.
5. Подведение итогов, обсуждение результата, саморефлексия.
Как вы думаете, мы помогли жителям цветочного города?
- Ответы детей.
- А как мы помогли?
- Ответы детей.
- Конечно, мы все записали на диктофон и после сна отправим письмо.
Теперь жители цветочной страны тоже будут знать о празднике Масленица.
- Солнышко смотрит на нас и улыбается, только лучиков у него мало, потому что зимнее солнце, светит, а не греет! А мы добавим ему лучики, и в нашей группе всегда будет тепло и радостно!
- Ребята кто считает, что он помог жителям цветочной страны и они смогут провести праздник, выбирает желтый лучик, а кто считает, что недостаточно помог оранжевый!
Дети выбирают лучики.
- А почему ты выбрал именно этот лучик? Ты помог жителям цветочной страны или нет?
Дети прикладывают лучики. Все любуются солнышком!
- Теперь нам нужно будет поспешить отправить посылку с записью жителям цветочной планеты.