Анна Жукова
НОД в старшей группе «Блокада Ленинграда»
▼ Скачать
Конспект НОД «Блокада Ленинграда»
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде; дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Задачи:
Публикация «НОД в старшей группе „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников.
Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой,паек, монумент, мемориал.
Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: общение с взрослым, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок.
Предварительная работа:
1. Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда.
2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города.
3. Чтение художественных произведений по теме.
4. Рассматривание фотоальбома «Город – герой», картин о войне.
5. Прослушивание песен и музыки военных лет.
6. Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе.
Материалы и оборудование: презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись воздушной сирены; запись метронома; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.
Воспитатель: Скажите, ребята, как сейчас называется наш город, в котором мы с вами живем.
Слайд1 (Санкт-Петербург)
Ответы детей: Сейчас наш город называется Санкт – Петербург.
- Какие у Вас есть самые любимые места в нашем городе? (ответы детей)
-Молодцы! Вы назвали много прекрасных мест – достопримечательностей нашего города.
Воспитатель читает стихи о Санкт – Петербурге.
Ты красив в любое время года:
Грустной осенью, студеною зимой.
И в жару, и даже в непогоду
Я люблю тебя, мой город над Невой!
Город музеев, чудесных дворцов,
Город каналов, мостов, островов,
Город чугунных оград на Неве, -
И нет прекрасней его на земле!
Воспитатель: Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашего города. Хотя вы ещё маленькие, но по рассказам взрослых, по фильмам знаете о страшной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве.
Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город 27 января. Это очень памятная дата для нашего города.
-А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?
Ответы детей. Ленинград.
Воспитатель: А жители города назывались ленинградцами.
Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали города, полыхали пожары, гибли люди.
-А кто такие фашисты?
Гитлер-главнокомандующий немецкой армии, не сумел захватить город Ленинград силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Слайд2.(карта)
Рассматривание карты Блокады Ленинграда.
Воспитатель: Посмотрите (карту-картинку, на что это похоже? (Круг, кольцо.)
Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй, с Москвой и другими городами. (показ на карте)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо. (Выходят несколько детей).
Воспитатель: Вы стоите плечом к плечу. И нет такого промежутка, чтобы можно было пролезть между вами. Вот так и был окружен наш город. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали свой город.
Воспитатель: А сейчас мы с вами послушаем фрагмент песни «Священная война».
(Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.)
Воспитатель: Какой характер у этой музыки? Что вы чувствуете, когда слышите эту песню?
В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города. Жители города проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Это были взрослые, старики, дети. Все старались помочь своему городу.
Слайд3 (Зима)
Воспитатель: Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это почти 2, 5года. Жителям города нужно было пережить 3 холодных зимы.
Продуктов не хватало. Люди забыли вкус мяса, фруктов, овощей, дети- вкус конфет, печенья, булки.
Слайд4 (хлеб)
Норма хлеба снизилась, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать кусок хлеба такой массы). Хлеб выдавали по карточкам. И если житель терял карточку, то он оставался без хлеба. В хлеб добавляли муку, крупу, добавлялась бумага, древесные опилки, хвоя деревьев.
Слайд5 (печь-буржуйка)
Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Слайд 6 (окна)
Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
Слайд 7 (дневник)
Воспитатель: До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой.
В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала:
«Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама».
День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все» .Осталась одна Таня.
Таню удалось вывезти из города. Но врачи девочку спасти уже не смогли. Она умерла.
Слайды Дневника.
Физкультминутка
В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза.)
В январском снегу (Обнять себя руками.)
Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши.)
На морском берегу (Плавные движения руками-волны.)
С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо.)
Строг и красив (Руки вперед.)
Как будто вплывает (Движения руками «плывут».)
В широкий залив (Повтор.)
В блокадные дни (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу (Повторить.)
Не сдался, не сдался (Повороты головы.)
Наш город врагу (Наклон вперед.)
Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
Нужно было быстро бежать в бомбоубежище. Таким местом обычно служили подвалы домов или специально вырытые глубоко под землей помещения.
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома).
-Что Вам напоминает этот звук?
Воспитатель: Он напоминал звук биения сердца. Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Слайд8 (Дорога жизни)
Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картинки). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
Слайд9 (салют)
Воспитатель: Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.
Слайд10 (Разорванное кольцо)
В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо». Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
Слайд11 (Пискаревское кладбище)
Воспитатель: На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь (слайд 12 Вечный огонь).
Посередине возвышается скорбная фигура Матери-Родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней :
Никто не забыт и ничто не забыто.
Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Слайд13 (мемориальн. доска)
Воспитатель читает стихи
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами вечером, придя домой, зажжём свои маленькие огоньки-свечки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.
Чтение стихотворения
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили,выжили люди!
Блокадный паек, стакан кипятка.
Жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
Рефлексия.
Детям задаются вопросы:
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Почему наш город носит название город-герой?
3. Где проходила Дорога жизни?
4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
5. О каких мемориалах вы узнали?
6. Что вам запомнилось из моего рассказа?