Яника Баклушина
Конспект НОД «27 января — день снятия блокады Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знать героическое прошлое родного города.
Задачи
Образовательные
• Продолжать знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, героическими подвигами людей;
• Познакомить с трудностями, которые испытывали взрослые и дети во время блокады Ленинграда;
Развивающие
• Развивать интерес к истории города, государства;
• Побуждать к посещению музеев, выставок и памятных мест, посвящённых снятию блокады Ленинграда;
Воспитательные
Публикация «Конспект НОД „27 января — день снятия блокады Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• Воспитывать бережное отношение к городу, историческим памятникам;
• Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое жителей Ленинграда.
Материалы и оборудование: иллюстрации, аудиозапись Седьмой (Ленинградской) симфонии Дм. Шостаковича, карта города с исторической частью.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Современные образовательные технологии: ИКТ (подбор иллюстративного и дополнительного методического материала; составление презентации, здоровьесберегающая технология (технология музыкального воздействия, личностно-ориентированная технология (объяснять эмоциональное состояние, формулировать суждения, рассказывать последовательно и логично).
Ход образовательной деятельности.
27 января – день воинской славы. Назвали этот день в честь снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года, то есть 74 года назад.
Как сейчас называется наш город? (Санкт-Петербург) В годы войны он назывался Ленинград. Как назывались жители Ленинграда? (ленинградцы) Эти люди проявили великий героизм.
Много лет назад, летом 1941 года, фашисты напали на нашу страну. Враги хотели уничтожить русский народ, сломить дух, захватить города и сёла. Беспощадные бои шли практически по всей стране, было разрушено много городов. Наш замечательный город тоже хотели захватить и разрушить. Произошло это уже через несколько месяцев после начала войны. Враг не смог быстро захватить Ленинград, и поэтому решил уничтожить город голодом. Фашисты были так близко, что могли видеть дворцы и музеи, улицы и дома, шпили и золочёные купола, памятники культуры (иллюстрации).
Поэтому исторические памятники закрывали, маскировали, одевали на них чехлы, закрашивали позолоту. Аэростаты воздушного заграждения использовали для защиты исторических зданий (иллюстрация).
В итоге блокады наш город единственной железной дороги, которая связывала его со страной. Враг взял наш город в кольцо. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Это и назвали Блокадой.
Практически сразу были разрушены склады с запасами продуктов – Бадаевские склады.
Людей лишили запасов еды. В день людям выдавали норму хлеба – 125 грамм и больше ничего. Зимы были очень холодные. От голода погибло очень много людей. За водой ходили к Неве.
Дома отапливали мебелью, книгами. В городе не было отопления, электричества, не работал водопровод и канализация, стоял транспорт.
Страна не забыла Ленинград. Чтобы облегчить жизнь городу, начала действовать ледовая трасса по Ладожскому озеру, которую так и назвали – «Дорога жизни» (иллюстрации). Под бомбёжками и обстрелами в город перевозили хлеб, продовольствие и боеприпасы, а также эвакуировали детей и раненных. Грузовики шли круглые сутки – днём и ночью.
Весной, когда сходил лёд с Ладоги, припасы перевозили на баржах.
Весной, летом и осенью разводили огороды, даже в исторической части города, потому что старались использовать каждый клочок земли (иллюстрации). Надо было выращивать не только пропитание, но и сделать запасы еды на зиму.
Жители Ленинграда выстояли, город не сломился. Работало городское радио, по которому жители слушали вести с фронта. Работали заводы, на которых выпускали снаряды, производили ремонт военной техники, танков. На таких заводах работали женщины и дети (подростки).
Люди ходили в театры, филармонию, библиотеки.
В первые дни блокады Дмитрий Шостакович написал «Седьмую симфонию», которую посвятил Ленинграду (иллюстрация, портрет композитора). Она так и называется «Ленинградская симфония».
Сейчас мы послушаем отрывок из этого произведения. Какая по характеру эта музыка? (Ответы детей) Также поэты сочиняли произведения. Например, Пётр Богданов сочинил стихотворение «Песня о Ладоге».
Сквозь шторм и бури, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,
Родней дороги не найти!
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна…
Недаром Ладога родная
Дорогой жизни названа.
Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в шторм, и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Зимой машины мчались вереницей,
И лед на Ладоге трещал, —
Возили хлеб для северной столицы,
И радостно нас Ленинград встречал.
И знаем мы, кровавая блокада
Исчезнет скоро, словно тень:
Растут и крепнут силы Ленинграда,
Растут и крепнут каждый день!
Когда пройдут года войны суровой,
Залечит раны город мой,
Народ вздохнет и песню с силой новой
Споет о Ладоге родной.
Эх, Ладога, родная Ладога,
Метели, штормы, грозная волна…
Недаром Ладога родная
Дорогой жизни названа.
Декабрь 1942
Но всё-таки настало радостное время – наши советские войска перешли в наступление, и блокада Ленинграда была прорвана, а потом полностью снята 27 января 1944 года, то есть 74 года назад.
Блокада длилась почти 900 дней и ночей. Люди ликовали и радовались. За подвиг народа и его мужество городу было присвоено звание города-героя.
На Ладоге стоит мемориальный комплекс – «Разорванное кольцо» - в память о тех тяжёлых временах (иллюстрации). Люди чтят героический подвиг народа.
По итогам занятия составляется стенгазета о Дне снятия блокады Ленинграда.