Валентина Евдокименко
НОД в форме беседы «Масленая неделя» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД Беседа на тему «Масленая неделя» в средней группе детского сада.
Публикация «НОД в форме беседы „Масленая неделя“ в средней группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Средняя группа
- Темочки
Тема: Масленая неделя.
Образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира).
Педагогическая цель: познакомить с праздником Масленицы; расширять знания и представления о русских народных праздниках; развивать слуховое внимание, логическое мышление; активизировать словарь; совершенствовать умение ориентироваться во времени; развивать мелкую моторику, координацию; приобщать к русской истории.
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, устойчивый интерес к исследовательской деятельности, различным видам детской деятельности.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, речевая, двигательная, коммуникативная.
Средства реализации : изображения грустного и весёлого солнышка, иллюстрации на тему Масленицы.
Организационная структура игрового занятия.
Мотивационно – побудительная деятельность:
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
В этот праздник все стремятся долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся представления смотреть.
Выступают скоморохи, пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник в завершение зимы.
- Ребята, как вы думаете, о каком празднике речь?
- Этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, его обрядах и обычаях.
- Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, издревле отмечавшийся на Руси. Длится Масленица целую неделю, и всё это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
- Посмотрите на солнышко – оно грустит. Давайте выполним задания, чтобы оно улыбнулось!
Организационно – поисковая деятельность:
- Ребята, а вы знаете, что является символом весны, солнца?
Жёлтый, круглый, ароматный и на вкус такой приятный,
И с вареньем, и с медком, со сгущенным молочком!
- Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
- Масленица, всегда бывает шумной, весёлой, с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Блин – символ солнца, такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются блины на стол.
На Масленицу катались на расписных санях, каруселях, распевали задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи смешили до слёз в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!
- Каждый день Масленицы имеет своё название и обряды. Давайте вспомним, ккой день начинает неделю. (Понедельник)
Игровое упражнение «Что за чем и перед чем?»
- Какой день наступает после понедельника? Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Какой день недели наступает после вторника и перед четвергом? А какой день недели наступает перед пятницей? И т. д.
- Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь рассмотрим, чем занимались люди на масленичной неделе!
- Понедельник – встреча. В этот день встречали Масленицу, строили снежные горы. Делали куклу – чучело – Масленицу, наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями.
- Вторник – заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день проходили игрища и потехи, устраивались девичьи качели, катались на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
- Среда – лакомка. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
- Давайте превратимся в весёлых пекарей, напечём блинов да пирогов к Масленице! А что нам понадобится для работы, попробуйте отгадать!
Лежит передо мною, сметанкою полит!
Люблю его, не скрою! Как солнышко блестит!
Скажу я только маме: «Есть буду не один! – а поделю с друзьями я самый вкусный. (блин)»
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких. как я, будет целая семья. (Зерно)
Наша толстая Федора наедается не скоро.
Но зато, когда сыта, от Федоры теплота. (Печь)
В печь сперва его сажают, а как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо, ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (пирог)
Кольцо не простое, кольцо золотое, блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье. Ну и объеденье! (Бублик)
Из меня пекут ватрушки, и оладьи, и блины.
Если делаете тесто, положить меня должны. (мука)
Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня, посадите в печь меня. (тесто)
- Какой день недели следует за средой? (четверг)
- Четверг – широкий разгул. В этот день Масленицы было больше всего развлечений, гуляли с утра и до вечера. Устраивали бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы и начинали колядовать. Давайте немного поиграем, ведь у нас Масленица!
Физкультминутка «Весна, весна красная»
- Встаньте в круг, сейчас мы будем выполнять движения под музыку. Повторяйте за мной:
Весна, весна красная (водят хоровод)
Приди, весна с радостью (останавливаются, поднимают руки вверх,
С радостью, с радостью, встают на носочки)
С великой милостью! (приседают, опускают руки вниз)
Со льном высоким. (бегут по кругу, взявшись за руки)
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
- Пятница –тёщины вечерки. В этот день зятья угощали тёщ блинами.
- Суббота – золовкины посиделки. В этот день молодые невестки приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением, вели разговоры о жизни, мирились.
- Воскресенье- прощеный день или проводы.
В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить, пели и сжигали куклу Масленицу. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В Прощеное воскресенье ходили мириться и просили прощения, если обидели. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». Отвечали: «Бог простит». Потом целовались и больше не вспоминали об обидах. Если не было ссор и обид, всё равно говорили: «Прости меня», даже незнакомым людям. Так заканчивалась Масленица.
Дидактическая игра «Назови ласково».
- Я буду произносить разные слова, а вы назовите их ласково:
Блин – блинок, блинчик.
Пирог - (пирожок)
Крендель - (кренделёк, мёд - (медок) и т. д.
- Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Посмотрите, ка улыбается наше солнышко! Что вы узнали о Масленице?
Рефлексивно – корригирующая деятельность
Воспитатель благодарит и хвалит детей за старание.