Карташева Зинаида
Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Среди различных видов изобразительной деятельности, которыми овладевает дошкольник, нетрадиционное рисование занимает ведущее место. В процессе занятий нетрадиционным рисованием у ребенка среднего дошкольного возраста может развиваться творческое воображение.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Считается, что нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с такими техниками как :
рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками; тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование мятой бумагой; монотипия; кляксография обычная и многие другие.
В данном исследовании более подробно будут представлены следующие техники нетрадиционного рисования :
«Рисование по мокрому листу». Прикрепите плотный белый (можно цветной) лист бумаги вертикально. Вместе с ребенком смочите губку в воде и проведите по листу, сделав его влажным по всей поверхности. Кисточку обмакните в акварельную краску, разведенную водой, и проведите сверху на бумаге горизонтальную линию (сначала рисуете рукой ребенка). Вы увидите, как цветные капли стекают вниз, образуя причудливые узоры. Так вы можете вместе с малышом нарисовать дождь, который идет прямо у вас на глазах. Если вы смешаете несколько красок, то получится красивое разноцветное небо, утреннее или вечернее.
«Эбру» – это техника рисования на воде, для которой необходимы специальные натуральные краски и загуститель для воды. Краски ложатся на поверхность воды и не смешиваются, что дает нам возможность рисовать всевозможные картины.
Жидкость нужно залить в емкость размером не меньше листка А4, это идеальный размер работы для начинающего художника.
Краски наносим кисточками в любом порядке по желанию, и они сами расходятся по полотну. Кроме этого, можно работать шилом и гребешком, создавая более декоративные узоры.
Чтобы создавать четкие формы, нужно сначала капнуть небольшое количество краски, а затем придать ему форму шилом. Для начинающих полезнее всего будет научиться рисовать простые четкие фигуры.
Заключительный этап – перенос рисунка. Это очень ответственное дело, для которого требуется большая аккуратность. Бумагу нужно выбирать плотную, фактурную и ни в коем случае не глянцевую. Лист укладываем на воду, выдерживаем несколько мгновений и снимаем точным движением, чтобы не смазать краску. Кроме бумаги рисунки можно переносить на различные ткани или дерево.
«Ниткография» Суть техники заключается в использовании нити вместо кисточки. Она пропитывается краской, но рисунок не выводится, а получается несколько иным путем: Шерстяную нитку окунают в емкость с краской. Когда нить наберет цвет, ее помещают меж двух листов бумаги. Картинки будут интереснее, если уложить веревку зигзагом. Дальше, слегка придавив бумагу, нить вытягивают наружу. Она оставляет замысловатый след, который можно дополнить или вырезать и использовать в качестве аппликации.
«Рисование мыльными пузырями». В стакане с водой следует развести краску и добавить шампунь. Опустить в стакан трубочку-соломинку и дуть через нее к образованию цветной пены. Сверху на цветные пузыри следует приложить лист бумаги для получения отпечатка.
Так можно делать несколько раз, пузырьки образовывать различные сочетания цветов. Изображения можно дорисовать кистью, фломастерами или черной тушью. Для этой техники потребуется немного : бумага, стакан, вода (100 г, шампунь (1 ст. ложка, гуашь двух цветов по одной чайной ложке, трубочка-соломинка для напитков.
Художественное обыгрывание ситуации вызовет у детей и взрослых отличное настроение, желание фантазировать.
Чрезвычайно важно у детей средней группы воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата, развивает творческое воображение. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание, развивает творчество.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса нетрадиционного рисования.
являются нетрадиционные техники рисования
Основные педагогические приемы нетрадиционного рисования предусматривают :
1) свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора);
2) открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);
3) деятельность (предусматривает применение знаний на практике);
4) высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности детей, учитывая их интересы);
5) обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи);
6) соединяет детский коллектив путем совместного творчества;
7) развивают желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
8) закрепляют и обогащают знания детей среднего дошкольного возраста о разных видах художественного творчества.
Во время изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования ребенок среднего дошкольного возраста имеет возможность выразить свое эмоциональное состояние, свое отношение к окружающему миру, учится самостоятельно создавать прекрасное, замечать его в повседневной жизни, в произведениях искусства.
Во время выполнения работ по нетрадиционному рисованию у ребенка происходит сенсорное воспитание и изобразительное развитие технических навыков : тренировка движений пальцев рук, ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки. Осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету и др.
Во многом результат работы ребенка подчиняется его заинтересованности, поэтому на занятии по нетрадиционному рисованию имеет первостепенное значение активизировать заинтересованность дошкольника, спровоцировать его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами смогут быть: игра, которая является основополагающим видом деятельности детей; сюрпризный отрезок времени - любимый герой сказки или мультфильма прибегает в гости и приглашает ребенка пуститься в путь.
Нетрадиционные техники рисования имеют потенциальные возможности в развитии творческого воображения детей среднего дошкольного возраста, которые заключаются в следующем результате :
1. Создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета.
2. Передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы
3. Строить благоустроенные позиции для изучения детьми назначения цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).
4. Ориентирование в пространстве. Ориентироваться в пространстве на основе его непосредственного восприятия и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности). Ориентироваться на плоскости листа бумаги, книги, тетради (верхний правый угол, нижний левый и т. д.). Уметь составлять орнаменты, рисунки с использованием фигур, различных по величине, форме, цвету.
5. Осуществлять свободные движения руки с карандашом и кистью во время нетрадиционного рисования.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник способствует : снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах у ребенка, пространственное мышление; свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; развивает чувство композиции, ритма, колорита,чувство фактурности; мелкую моторику рук; творческое воображение и полет фантазии.
Таким образом, для развития творческого воображения у дошкольников средней группы приемами нетрадиционного рисования воспитателю нужно стараться приготовить красивые и многообразные материалы, предоставлять детям возможность выбора средств изображения. Организовать необычное начало работы, применение разных приемов изображения поможет не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и тоску, обеспечит живость и непосредственность детского восприятия и творческой деятельности.