Ирина Чешинская
Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мыли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Дошкольный возраст наиболее благоприятный не только для развития образного мышления, но и воображения психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Воображение – великая сила. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Формирование творческой личности - одна из важных задач воспитания. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Актуальность состоит в том, что знания детей не ограничиваются только рамками программы. Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание, что детям не хватает уверенности в себе, слабо развито воображение, плохо проявляется фантазия. Актуальность темы определяется интересом к изучению нетрадиционного рисования, как результата познания эмоционального мира ребенка.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Исследования ученых, работы педагогов – доказывают, что каждый ребенок по своей природе - творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят ученые и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.
Порой, традиционные карандаши и краски надоедают детям, поэтому, помимо планирования образовательной деятельности и работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой, говоря непосредственно о изо деятельности, где программа направлена на творческую организацию (креативность) воспитательно-образовательного процесса, я предлагаю и обучаю детей приемам нетрадиционного рисования. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одной из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Нетрадиционные техники рисования расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, преодолев страх перед неудачей, ребенок только тогда сможет в дальнейшем получать удовольствие от работы. Как пишет в своей статье Саметова Е. А. «Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора». По мнению Т. С. Комаровой создание изображения с помощью нетрадиционных техник рисования является значительно более трудным, чем рисование карандашом и кистью и имеет положительные черты «в манипулировании материалами».
Н. Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; И. А. Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу; 2) развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в своем замысле; 3) расширять представления детей о нетрадиционных техниках рисования; ; 4) учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
Используя различные техники рисования, а также и нетрадиционные, педагог, тем самым, прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию, придает важное значение творческому развитию детей. Но творить без определенных знаний детям, нелегко. Поэтому в ходе игр, бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания иллюстраций, я стараюсь показать детям красоту окружающего мира. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Прогулка также является неотъемлемой частью для творческих занятий, например сбор листьев, рассматривание цветка или ели, наблюдение за птицами. В детском саду могут использоваться самые разные способы и приемы нетрадиционных техник рисования. Учитывая возрастные особенности дошкольников можно использовать особенные техники и приемы. Например, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулачком, пальцами, оттиск печатями из картофеля).
На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.
На первых занятиях необычного общения с краской дети пришли в восторг от результатов своих работ. Детям очень нравится рисовать ладошкой. Наши ладошки могут превращаться в цветы, рыбки, осьминожки и т. д. Интересные отпечатки могут оставлять разные предметы. Чтобы их найти, нужно внимательно оглядеться вокруг и немножко приложить фантазию, представляя какой след они могут оставить. Так, например катушка от ниток может оставить след похожий на колесо или воздушный шарик. Использование бросового материала в художественно-творческой деятельности разнообразно. Применение различных отпечатков и штампов очень нравится детям. Стоит только раскрасить верхнюю часть катушки и отпечатать ее на лист, получившийся ровный круг дополняется воображением ребенка.
Подводя итог, можно сказать, что рисование, с использованием нетрадиционных техник, дает положительные результаты, а именно: дети проявляют активность и самостоятельность в изобразительной деятельности, стараются применять в самостоятельной деятельности новые способы для художественного изображения, развивается воображение, дети начинают домысливать, а что же получится в результате, также активизируется речевая и мыслительная деятельность.
Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, почувствовать полную свободу в своих способностях. Поэтому я буду продолжать применять нетрадиционную технику рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста, совершенствуя новые методы и приемы нетрадиционного рисования.