Снежана Сергеевна Гарбуз
Нетрадиционные техники рисования-как средство развития моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в разных
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Каждый ребенок в душе художник, всем детям нравится рисовать. Стремясь к творчеству, ребенок интуитивно находит способы, которые необходимы для отображения предметов и действительность.
Дети с речевыми нарушениями (ОНР, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования-как средство развития моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в разных» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Они с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их, обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов, причём перенос этот является стойким.
Моторика рук на всех этапах развития ребенка играет важную роль, это и развитие речи, и внимания, и координация движений, ориентировка в пространстве, концентрация, и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. В связи с этим, в занятия детей дошкольного возраста всегда должны быть включены упражнения для развития мелкой моторики дошкольников.
У детей с ОНР отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев, замедленное формирование пространственных представлений.
Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они, расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.
Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов, речевой деятельности, мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.
Целью педагогического коллектива нашего детского сада в этом учебном году является построение такой системы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с нарушениями речи в возрасте 6 - 7 лет, которая предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Одной из задач является: охранять и укреплять здоровье детей, формировать привычку к здоровому образу жизни.
По результатам медицинского осмотра в начале учебного года выявлено 90% плоскостопия у детей нашей группы. Поэтому мы с инструктором по физической культуре в своей работе с детьми коррекции плоскостопия решили применить элементы стопотерапиии – рисования ногами.
Это не только отличная профилактика плоскостопия, но и средство развития тактильного восприятия, координации движений, наглядно-образное мышления, воображения. Именно этот способ рисования у дошкольников вызывает особый интерес. Данная техника даёт ощущение свободы, формирует положительный эмоциональный настрой на деятельность.
Растущая несформированная стопа ребёнка требует внимания. А начинать работу по профилактике плоскостопия необходимо как можно раньше. Рисование ногами мы используем во время динамических пауз, спортивных развлечений, кружковой работы, не более 10- 15 минут.
Дети, рисуя ногами, научатся видеть и представлять образы, выражать свои мысли, эмоции, ощущения. Прикасаясь к краске узнают ее свойства: густоту, вязкость, твердость.
Занятие начинается с гимнастики для ног. Мы используем ходьбу по гимнастической дорожке в группе и в спортивном зале.
Для организации деятельности по рисованию ногами нужно подобрать соответствующее оборудование и материалы. Помещение должно быть светлым и тёплым, так как дети занимаются босиком.
Мы используем упражнения по тематическим неделям.
Упражнение «Тучка». Для этого ребёнок, сидя на стуле и держа спину ровно, одной ногой прижимает лист бумаги, а другой, зажав пальцами фломастер, рисует заданную фигуру (тучу). После создания трех элементов меняет ногу. Данное упражнение рекомендуется не только при подозрении на плоскостопие, но и для общего развития и тренировки стоп.
Упражнение : «Уточка»
Упражнение: «Бабочка»
Нетрадиционное рисование : «Отпечаток»
Рисование пальчиками : «Ветка рябины»
В этом учебном году запланировали и осуществляем работу по развитию моторики в тесном сотрудничестве с инструктором физической культуре.
Постоянная, совместная работа может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.
Таким образом, в работе мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Дети стали проявлять творчество, думать, пробовать, искать, экспериментировать, приобрели уверенность в себе, а самое главное, самовыражаться.
Работу по нетрадиционному рисованию с детьми мы продолжим дальше. Упражнения постепенно будут усложняться, где каждый пальчик будет обмакиваться в разные по цвету краски и наносить мазки.
В заключение хочется отметить, что для детей рисование пальцами, ладошками, ножками- это разрешенная игра с грязью, которая позволяет избавить индивидуум от агрессии, а наоборот, ей все восхищаются.