Получи документы

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей дошкольников» (6 фото)

Стефанишина Оксана Владимировна
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей дошкольников»

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей дошкольников»
Фото «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей дошкольников»
Опыт работы - фото
Фото №1 Публикация Опыт работы Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей дошкольников размещена в разделах ИЗО творчество Фото №2 Консультации для педагогов Консультации для педагогов и воспитателей Нетрадиционные техники рисования Опыт работы практика Развитие детей Фото №3 Материалы для педагогов Рисование

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей дошкольников, сохранения их психологического здоровья, а также обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в области художественно-эстетического развития.

Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей дошкольников“» размещена в разделах

Особое место в становлении всех способностей человека, в том числе и творческих, принадлежит дошкольному детству как периоду, когда закладывается базис личностной культуры. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться творческое воображение, которое является основой для развития творческого потенциала личности. Всем этим требованиям как нельзя лучше соответствует обучение дошкольников основам изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования и лепки из пластилина, холодного фарфора и соленого теста. Использование нетрадиционных техник рисования дает простор фантазии, учит смелому обращению с красками, всегда дает неожиданный результат, любимо детьми именно за непредсказуемость, неожиданность успеха. Ничего на листе не было и вот появились цветы, птички или ветка сирени. А нарисовано все собственными пальцами, ладошками, мятой бумагой, картофельными штампами, ватными палочками, осенними листьями и много еще чем. На каждом занятии инструменты для рисования разные.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности в должности воспитателя, начиная с 2015 года, я веду занятия на базе Половинского детского сада по дополнительным общеобразовательным программам в коллективе «Разноцветный мир» и коллективе «Семейные мастерилки». В кружке «Разноцветный мир» занимаются дети старшей и подготовительной групп детского сада, а на «Семейные мастерилки» приходят заниматься дошкольники 4-7 лет вместе с родителями, а иногда со старшими братьями или сестрами.

Программы этих коллективов составлены мной в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей Половинского Дома детского творчества.

Общей целью моей работы в этих коллективах является саморазвитие личности ребенка, выявление и развитие его творческого потенциала, осознание ребенком целей его собственной деятельности.

На занятиях коллектива «Разноцветный мир» ни у кого не бывает плохого настроения. Дети без преувеличения погружаются в работу с головой, так как сам процесс нетрадиционного рисования для них интересен, а привнесение в занятия элементов игровой деятельности способствует получению обучающимися положительных эмоций. Им просто-напросто не только интересно, но и весело.

На занятиях коллектива «Семейные мастерилки» для осуществления творческого развития детей я использую разнообразные формы работы с детьми и родителями: совместные творческие проекты, занятия по рисованию, лепке, ручному труду, а также организую выставку работ в конце года, которая становится итогом плодотворной работы.

А присутствие взрослых на занятиях - очень удачное решение для организации деятельности ребенка, так как дети приходят ко мне только на кружковые занятия, а в своей группе нашего детского сада у них свой воспитатель. Родители создают широкие возможности для творческого самовыражения своих детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребёнком художественных замыслов. Кроме того, между ребёнком и взрослым, благодаря совместной творческой деятельности укрепляются дружеские отношения, улучшается взаимопонимание. Творческих мам за годы моей работы было не мало, а вот папа, желающий погрузится в творческую деятельность, был всего один.

Согласно Федеральной образовательной программе, игра в дошкольном возрасте занимает центральное место. Это преобладающий вид самостоятельной деятельности ребёнка, в котором закладываются основы его личности, развиваются психические процессы.

Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность, воспитывает чувство коллективизма и товарищества, а также чувство личной ответственности перед коллективом за успех общего дела.

Поэтому на занятиях этих коллективов я активно использую учебные игры. Использую их практически на каждом этапе занятия: как метод проведения опроса, как метод закрепления материала или как вариант проведения занятия коллективной творческой деятельности. В гости на занятия к детям приходят герои народных сказок и известных мультфильмов, и дети помогают им найти ответы на их вопросы, учат их рисовать и учатся с ними сами. В процессе игровой деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности, взаимопомощи. Контроль, корректировка и оценка деятельности при этом осуществляется не только педагогом, но и самими детьми.

Нетрадиционные техники рисования помогают создать ситуацию успеха у детей, что также благоприятно влияет на уверенность ребенка в себе, его самооценку и развитие в целом. Они очень интересны детям и воспринимаются детьми как игра, доставляют много положительных эмоций. Как воспитатель я использую их на занятиях по рисованию в средней группе.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве с помощью нетрадиционных техник рисования не только воспитывают ребёнка, но и учат его находить нестандартные решения в будущем, взращивая в ребёнке креативную творческую личность, что поможет ребёнку нестандартно мыслить и принимать неординарные решения абсолютно в любой профессии, став взрослым. Ведь не всегда под рукой будет всё необходимое для жизни, и нужно учиться быть находчивым с детства, что мы успешно и делаем на наших занятиях по изобразительной деятельности: зубной щёткой рисуем ёлочку, ватными палочками – снег, целлофановым пакетом, мятой бумагой и пупырчатой плёнкой – цветы, картонной втулкой – салют, коктейльной трубочкой выдуваем ствол дерева, а вилкой рисуем лучи для солнышка и иголки ёжику. Дети приходят в полный восторг от такой взаимозаменяемости предметов для рисования и часто сами фантазируют, что и чем можно заменить, нарисовать. Любят экспериментировать, приобретать новый опыт.

Кроме того, художественно-эстетическое развитие дошкольников является неотъемлемым условием для создания психологического здоровья воспитанников. Положительный эмоциональный настрой на занятиях способствует общему благополучному развитию детей.

Я, как педагог творческий, забочусь об эмоциональном благополучии своих маленьких воспитанников не только на кружковых занятиях, но и на занятиях в группе среднего возраста. Ведь не зря говорят: чтобы мысли были свободны, должны быть заняты руки. Рисование – прекрасный способ успокоить тело и мысли. Оно помогает детям выразить различного рода эмоции, в том числе и отрицательные, дать выход своим чувствам, от чего получается хорошая эмоциональная разгрузка. А если рисовать под хорошую спокойную музыку, то релаксации лучше не найти.

Наблюдая за тем, как мои воспитанники с радостью погружаются в такое занятия и зная, как педагог, какая от этого польза для развития ребенка дошкольного возраста, я стала включать рисование в другие занятия, т. е. интегрировать их. Например, в области познавательного развития- поговорили о круглых предметах и тут же их закрепили, нарисовали что-то круглое или побеседовали на тему: «Теплая одежда», закрепили, нарисовали варежку или сделали аппликацию. Работа в рабочих тетрадях и на занятиях по таким образовательным областям, как познавательное и речевое развитие, нужно закрасить линии, дорисовать, зачеркнуть и т. д. Дети в восторге от таких заданий. Но все это не означает, что мы занимаемся только рисованием. Цели и задачи других занятий сохраняются, а изобразительная деятельность помогает расширить представления детей об окружающем мире, развивать мелкую моторику рук и пальцев, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания.

Нашим дошкольникам в скором будущем предстоит перейти на ступень начального общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры, выступающие основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, способности детей принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. А формированию таких способностей происходит в разных видах детской деятельности, в том числе и в художественно-творческой деятельности, которая осуществляется и в детском саду в процессе рисования и лепки детьми, и в начальной школе на уроках по изобразительной деятельности.

Важнейшим условием художественно-творческого развития дошкольников и младших школьников является организация интересной содержательной жизни детей в образовательном учреждении и в семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

На моих занятиях созданы условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами. Дети осваивают простейшие умения работы с различными материалами, используют для создания выразительных образов традиционные и нетрадиционные средства и техники выполнения, развивают и проявляют свои таланты. Больших успехов, я считаю, достигают все обучающиеся изобразительному искусству, а наши дети еще и делают это особенно старательно. Совместно с воспитанниками стараемся участвовать в творческих конкурсах, в основном отправляем коллективные работы, но есть ребята, которые получали и индивидуальные грамоты на районных, областных и всероссийских конкурсах.

Поступив в школу, дети будут использовать полученные навыки в дальнейшем творчестве, посещая школьные кружки живописи, прикладного искусства.

Таким образом, мое успешное сотрудничество с детским садом как педагога дополнительного образования, применение практических умений в области художественно - декоративной направленности на занятиях с обучающимися средней группы дает мне возможность более глубоко развивать художественные способности дошкольников, сохранять их психологическое здоровье, а также обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования в области художественно-эстетического развития.

Своим опытом работы неоднократно делилась с педагогами Половинского муниципального округа. В ходе РМО, в декабре 2022 года, рассказала педагогам, о том, как можно заинтересовать детей на занятиях по ИЗО с помощью простых предметов, которыми, мы пользуемся ежедневно, но на первый взгляд, совершенно не предназначенных для рисования : пластиковая карта, зубная щётка, пучок ватных палочек, поролоновая губка, картофель, из которого можно сделать штамп, апельсиновая палочка для маникюра, малярный скотч. С помощью такого набора различных предметов, мы с коллегами нарисовали Новогоднюю ёлочку. А спустя некоторое время, при встрече с ними, можно было услышать, что они пробовали такую ёлочку нарисовать с детьми и у всех она успешно получилась. Я и сама, прежде, чем предложить коллегам, пробовала рисовать её с детьми подготовительной группы и у нас тоже получились прекрасные ёлочки. В рамках Августовской педагогической конференции – 2024 раскрыла опыт работы по теме : «Преемственность в творческом развитии детей на этапах дошкольного, начального общего и дополнительного образования», а также провела мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, который привлёк множество заинтересованных участников. Мы все рисовали осенние букеты, но каждый в своей нетрадиционной технике. Один рисовал цветы целлофановым пакетом, другой - отпечатками разных листьев, третий – картофельными штампами, четвёртый – ладошками, пятый – пучком ватных палочек. А я соединила все эти нетрадиционные техники в своём букете. Вазы у всех были в виде трафарета разной формы, таким образом мы использовали ещё одну нетрадиционную технику рисования – печать поролоновой губкой по трафарету. Конечно, же все работы получились очень красивыми. И такие букеты можно рисовать с детьми.

На этом я не останавливаюсь, а уже обдумываю как проведу следующий мастер – класс для своих коллег на ближайшем педагогическом совете на тему: «Нетрадиционные техники рисования, как способ для снятия психического напряжения у участников образовательного процесса». И это тоже они смогут применить в своей работе с детьми, также успешно, как это делаю я!

Библиографический список

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

2. Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.).

3. Вестник образования, декабрь 2013г. ФГОС дошкольного образования. Стр 4 – 32.

4. Научно – методический журнал «Педагогическая мастерская», март 2004 г. Роль образования в современном обществе. Стр 9 – 12.

5. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

6. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа)«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа) Цель: - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи:.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей дошкольников»
Опубликовано: 3 апреля 2025 в 20:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Стефанишина Оксана Владимировна (УИ 3555762) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД