Екатерина Евко
Нетрадиционные техники рисования для младших дошкольников
▼ Скачать
«Страна, в которой учили бы рисовать, так же как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах…»
Дени Дидро
Актуальность:
Публикация «Нетрадиционные техники рисования для младших дошкольников» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду. Занятия рисованием способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с пеной для бритья, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Цель: Овладение детьми нетрадиционными техниками рисования, доступными младшему дошкольному возрасту и их применение в различных видах деятельности.
Развитие потребности к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности, а также развитие эстетической оценки и стремления к творческой самореализации.
Задачи:
• Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, силу, ловкость и точность мелкой мускулатуры рук, совершенствовать эстетический вкус.
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (Рисование ватной палочкой, ниткография, мармирование, рисование с помощью природных материалов и др.)
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
Срок реализации проекта: июнь-август.
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели.
Гипотеза: Я предполагаю, что использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию творческого воображения детей и повысит их интерес к изобразительной деятельности.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
• Составление плана совместной работы с детьми и педагогами;
• Беседа с детьми о нетрадиционных методах рисования;
• Выбор наиболее интересных техник;
Основной:
• Познавательное развитие: Беседа «Профессия –художник»
• ООД «Краски лета» (применение трафаретов листьев)
• ООД «Бабочки в поле» (Рисование губками)
• ООД «Баночка компота» (Рисование ватными палочками)
• Экспериментальная деятельность «Необычная картина» (мармирование)
• Экспериментальная деятельность «Яркий цветок» (ниткография)
• Дидактическая игра «Подбери цвет»
• Речевое развитие:
- Чтение сказки Н. Забила. «Карандаш»;
- Заучивание стихотворения «Кисточка»
• Физическое развитие:
Пальчиковая гимнастика «Киса кисточку взяла.», «Рисовали,рисовали-наши пальчики устали»
• Выставка рисунков «Вот как мы рисуем!»
Конечный продукт проекта: у детей младшего дошкольного возраста сформировались знания о нетрадиционных способах рисования. Они овладели простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами. Научились самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
Используемая литература:
• Авторская программа «Цветные ладошки». И. А Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации».
• А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"
• Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
• Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
• А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»