Любовь Левченко
Нетрадиционные методы рисования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениям
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи. Детское рисование является "графической речью" и наша задача – облечь мысль ребенка в слово» - Л. С. Выготский.
Актуальность. Для дошкольной педагогики речевое развитие - это актуальное, постоянно развивающееся направление. Нетрадиционные техники рисования верное средство развития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Художественно творческая деятельность выступает как специфическое, образное средство познания действительности, поэтому выполняет еще и компенсирующую функцию для умственного развития детей. В изобразительной деятельности участвуют и проявляются все психические процессы, происходит развитие восприятия формы, цвета и пространственных отношений, моторики, внимания и воображения.
Публикация «Нетрадиционные методы рисования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениям» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
По мнению психологов детское рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Существует тесная связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, рисование дает ему возможность в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку словарного запаса. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают и многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движения пальцев рук.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения предложенной деятельности.
Изобразительная деятельность благоприятна для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи.
Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия, одновременно решаются задачи по развитию речи детей : обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.
Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание творить.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности, используя в работе нетрадиционные техники рисования. Задачи:
• развитие мелкой моторики рук (гимнастическое развитие-импровизация, зрительно-моторная координация, развитие техники рисунка, овладение);
• формирование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве - на примере собственного тела, ориентация во времени);
• развитие активной речи, словарного запаса;
• развитие мышления, памяти, внимания зрительного и слухового восприятия, творческого воображения;
• совершенствование навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки, действовать по образцу и правилу);
• развивать и обобщать сенсомоторный опыт детей;
• способствовать обогащению словарного запаса, знаний об окружающем мире.
Нашу группу компенсирующей направленности посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, первый год обучения. Дети поступили в группу через медико – педагогическую комиссию. Для них характерны: снижение познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоциональной сферы, которые проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной возбужденности, и наоборот расторможенности. Низкий уровень восприятия проявляется в ограничении знаний детей об окружающем мире. У ребят наблюдается неустойчивость внимания, координация, как общей моторики, так и мелких движений руки развиты слабо, что сказывается в продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации. Дети понимают и принимают задания, но нуждаются в помощи воспитателя, в усвоении способа действий и переноса его при выполнении заданий. Затрудняются в установлении связей между предметами и объектами. Речь у детей не чёткая. Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Значения слов неустойчивы и недифференцированы. Звуковые комплексы непонятны окружающим.
Исходя из всего, мы определили цель и задачи по которым стали работать с
детьми с тяжелым нарушением речи в группе компенсирующей направленности, по направлению – нетрадиционные техники рисования (образовательная область – художественное творчество).
Структура нашей работы тесно связана с работой учителя – логопеда. Мы используем предложенные пальчиковые и ритмические гимнастики, речевые упражнения, загадки, сказки по теме. Проигрываем различные пластические этюды, создание образа предмета с помощью мимики, голоса, движений. Такие упражнения способствуют обобщению сенсомоторного опыта детей, развивают речевой аппарат, способствуют лучшему усвоению материала. Способствуют обогащению словарного запаса, знаний об окружающем мире, формируют у детей комбинаторные способности.
Сформировали базу предметно – развивающей среды по направлению «художественное творчество». Используемые техники рисования :
тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск печатками из овощей, фруктов, рисование ватными палочкам, «Печать листьев», «Оттиск пробкой», «Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом, «Кляксография», «Печать по трафарету», «Монотопия», «Шаблонография», «Фотокопия», «Пластилинография».
Для развития речи на занятиях продуктивной деятельности и в индивидуальной работе мы используем различные приемы: показ и обследование предмета, демонстрация приемов изображения, словесное объяснение, комментирование действия, анализ работы, сличение работы с образцом, сравнение и вопросы, обыгрывание предметов и игрушек.
Планируемые результаты к концу учебного года:
• может самостоятельно применять различные виды нетрадиционных техник рисования для получения выразительного образа, свободно воплощать свои замыслы:
• проявляет интерес к художественной деятельности, имеет желание к самовыражению, к выполнению заданий подходит творчески;
• ребенок видит результат своей деятельности, умеет его анализировать и находить иму применение;
• умеет высказать собственную оценку воспринимаемого;
• изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел, изображение;
• положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;
• знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства;
• знает основные цвета и их оттенки;
• сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
• владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
• может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы);
• обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;
• в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;
• понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
• использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией.