Приложение МААМ

Нетрадиционные методы и приемы развития речи детей раннего возраста

Ирина Кононова
Нетрадиционные методы и приемы развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

Нетрадиционные методы и приемы развития речи

детей раннего возраста

Уважаемые коллеги! Никого из вас не надо убеждать, что речь – это главное свойство человека, позволяющее ему общаться, понимать, взаимодействовать с другими людьми. Речь – это то, что отличает человека от животного мира. Именно по этой причине развитию речи уделяется столь пристальное внимание.

Публикация «Нетрадиционные методы и приемы развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Речевое развитие детей определено ФГОС как одна из важнейших задач образования.

Речью ребенок начинает овладевать с раннего детства. Задача педагогов и воспитателей развивать это умение, используя все возможные методы и приемы. Причем делать это надо так, чтобы детям было интересно заниматься.

Какие же методы развития речи дошкольников существуют? Они делятся на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся заучивание стихов наизусть, пересказ сказок, беседы на различные темы и т. д.

Я хочу подробнее рассказать о некоторых нетрадиционных методах развития речи детей младшего возраста.

Первый из них – это мнемотехника. Помните, еще на уроках физики нас учили запоминать цветовой спектр с помощью фразы «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»? Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, которые позволяю быстро запомнить, надежно сохранить и точно воспроизвести информацию с помощью ассоциаций.

Как можно использовать эту фразу? Да по прямому назначению. С ее помощью можно научить детей быстро вспоминать цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Мнемотехника позволяет быстро решить такие задачи:

- развитие связной и диалогической речи у детей;

- развитие у них умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

- обучение детей правильному звукопроизношению.

Ведущим мышлением младшего дошкольника является наглядно-образное. Поэтому для него важно не просто слышать слово, но и представлять, видеть его.

В младшем дошкольном возрасте особым успехом пользуются мнемотаблицы. Новое слово, незнакомое ребенку, или словосочетание представляем в виде картинки. Ребенок смотрит на эти картинки и воспроизводит слово или словосочетание. С возрастом можно эти мнемотаблицы использовать для воспроизведения не только отдельных слов, а сказок, рассказов и т. д.

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая

ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их

значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок

повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7. Ребенок рассказывает стихотворение без помощи картинок.

Важно помнить, что рисунок должен быть простым, так его легче понять и запомнить малышу. Поэтому не надо рисовать целые сюжеты. И картинки должны быть яркими, цветными, привлекающими внимание.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Сначала предлагаются мнемокартинки, мнемоквадраты, затем уже мнемодорожки, а в более старшем возрасте – мнемотаблицы.

Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

Детям младшего дошкольного возраста можно предложить цветные мнемотаблицы: елочка - зеленая, небо – синее, ягодка – красная.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка способствует Су-джок-терапия. Это слово образовано от двух корейских слов: су-кисть, джок – стопа. Су-джок-терапия не имеет противопоказаний. Если ее применять правильно, то она дает быстрые хорошие результаты, если неправильно – она просто не подействует.

Итак, каким образом су-джок-терапия помогает развивать речь?

Су-джок терапия – это самомассаж, который и полезен, но и очень интересен детям. Он положительно влияет на развитие речевого аппарата ребенка.

Что надо делать?

Для Су-джок терапии нужен специальный массажный шарик. Это маленький шарик с шипами, внутри которого находятся две пружинки. Если дети покатают шарик между ладошек, то ощутят прилив тепла и лёгкое покалывание в ладонях. От этого массажа в кору головного мозга идут нервные импульсы, которые воздействуют на речевую зону. Прокатывая шарик между ладошками, мы массируем мышцы рук, тем самым активируем работу центра речевого развития.

Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки, ими можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, также создавая приятное ощущение и массажный эффект.

Детям при занятии су-джок можно читать вот такое стихотворение:

Этот кругленький дружок

называется Су-Джок.

Этот шарик разноцветный

покатаем мы в руках,

Чтобы легче было думать,

Сила чтоб была в руках.

Покатаем по ладошкам,

Он откроется вот так!

Там, волшебное колечко

Ни большое, ни малое,

В гости к пальчикам заходит,

Всем оно подходит.

Основные элементы массажа су-джок:

1. Прокатывание массажного шарика ладонями вверх – вниз. (Соединить ладони пальцами вперед. Су-Джок находится между ладонями. Перемещать шарик вверх, вниз, от ладони до кончиков пальцев).

2. Прокатывание массажного шарика по каждому пальцу. (Соединить ладони пальцами вперед. Су-Джок перемещается от ладони до кончика пальца и обратно (катать по всем пальцам поочередно). Покалывание массажным шариком каждого пальца. (Держим одну руку в открытом положении. В другую руку берем Су-Джок. Легкими массажными движениями покалываем каждый палец, начиная с большого и заканчиваем мизинцем).

3. Покалывание ладошки массажным шариком. (Держим Су-Джок в одной руке, другая рука открыта ладонью вверх. Легким массажными движением стучим по ладони, не затрагивая пальцы).

4. Перемещение массажного шарика от одного пальца к другому. (Держим Су-Джок в одной руке, другая рука открыта ладонью вверх Легким массажными движением стучим по ладони, не затрагивая пальцы).

5. Возьмите массажное кольцо. Прокатывание массажного кольца по каждому пальцу. (Надеваем массажное кольцо на палец и прокатываем его вниз – вверх (и так каждый палец). Начинаем с мизинца).

Такие элементы универсальны, выполняя их, нужно сопровождать веселыми стихотворениями.

а) Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В руку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

б) У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец!

2. Теперь возьмите эластичное кольцо и повторяйте за мной. Проговаривая стихотворение поочередно надевайте массажные кольца на каждый палец.

Этот пальчик самый сильный, (катаем пружинку вверх - вниз)

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, (катаем пружинку вверх - вниз)

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, (катаем пружинку вверх - вниз)

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, (катаем пружинку вверх - вниз)

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал, (катаем пружинку вверх - вниз)

Очень ловок и удал.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

Мы с вами рассмотрели только два нетрадиционных метода развития речи младших дошкольников. На самом деле их намного больше. Это и ТРИЗ, и сиквейн, и т. д. Но все они более сложные, могут добавляться по мере взросления ребенка.

Таким образом, нетрадиционные методы работы в дошкольном учреждении всегда соседствуют с традиционными.

Но нетрадиционные методы разнообразят, совершенствуют, дополняют традиционные. А также позволяют лучше заинтересовать детей в обучении. И созданы они по требованию времени.

Когда воспитатель, педагог использует в работе что-то новое, интересное, то он увлекает не только детей. В первую очередь он загорается сам. Он видит результаты своего труда, а это вдохновляет его на поиски все новых и новых методов работы с детьми.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы и приемы развития речи детей раннего возраста
Опубликовано: 20 февраля 2021 в 18:47
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные методы и приемы развития речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кононова (УИ 430635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД