Нина Тимофеева
Нетрадиционные (инновационные) методы и приёмы в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня
▼ Скачать
Нетрадиционные (инновационные) методы и приёмы
в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня.
В настоящее время число детей с нарушениями речи возрастает год от года. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта в речи. Поэтому возникают большие трудности в коррекционной работе.
Публикация «Нетрадиционные (инновационные) методы и приёмы в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня» размещена в разделах
Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску новых, инновационных методов и форм в коррекционной работе.
Актуальность данной темы заключается в необходимости совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска новых, эффективных нетрадиционных (инновационных) методов и приёмов в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня.
На современном этапе недостаточно работать «по-старому».
Логопед-экспериментатор:
• Поиск новых педагогических и логопедических технологий и инноваций;
• Внедрение их в коррекционно-логопедический процесс;
• Анализ результатов логопедической работы с использованием новых технологий.
Для начала разберёмся – что такое традиционные и нетрадиционные приёмы работы в этой области.
Традиционные методы и приёмы работы в логопедии :
1. Дыхательная гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Зрительная гимнастика.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Развитие фонематического восприятия.
7. Развитие ЛГС (лексико-грамматического строя) речи.
8. Пополнение активного и пассивного словаря.
9. Развитие связной речи.
Нетрадиционные логопедические технологии:
1. Нейропсихологические технологии.
2. Кинезитерапии (физическая терапия, восстановительная гимнастика, врачебная гимнастика).
3. Гидрогимнастика (прокатывание, перекатывание, в тёплой воде различных предметов).
4. Различные виды логопедического массажа.
5. Аурикулотерапия (массаж ушных раковин).
6. Суджок-терапия (су-кисть, джок–стопа; метод лечения с использование кистей и стоп).
7. Гимнастика Стрельниковой (Александра Николаевна Стрельниклова -оперная певица, педагог. Мать – Александра Северовна Стрельникова. Разработали комплекс дыхательной гимнастики, известного как «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Род. в 1912г. – умерла 17.09.1989.).
8. Фитотерапия (вид лечения, при котором в качестве лекарственных средства используются растения).
9. Музыкотерапия (психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства).
10. ИЗО терапия.
11. Песочная терапия
12. Различные модели и символы.
13. БОС терапия (биологически обратная связь, н-р, аэрофобия – убрать боязнь летать, переходить дорогу).
14. Составление Синквейна (5-тистрочное стихотворение).
15. Рисование на стекле.
16. Ниткография
17. Трёхмерное изображение из газет.
18. Техника медиативного рисунка – мандала (в переводе с санскрита «мандал» означает «круг». Рисунок и его орнаменты расположены симметрично).
То, что услышал – я забыл,
То, что увидел – я помню,
То, что я сделал, я знаю. (Китайское изречение)
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.
РИСОВАНИЕ - самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.
Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.
- Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?
Нетрадиционно - не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций. (Толковый словарь Ефремовой Т. Ф., Ефремова. 2000.)
Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо,
нестандартно, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно.
Этапы работы в ИЗО терапии :
1. Настройка детей (уравновешивается дыхание).
2. Создание рисунка.
3. Работа с рисунком.
О видах техник нетрадиционного рисования
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.
Техники ИЗО терапии:
1. Для детей младшего и среднего возраста:
1.1. Тычок жесткой полусухой кистью
1.2. Рисование ватными палочками
1.3. Рисование пальчиками
1.4. Рисование ладошкой
1.5. Отпечатки листьев
1.6. Оттиск печатками из картофеля
1.7. Оттиск пробкой
1.8. Оттиск поролоном
1.9. Оттиск печатками из ластика
1.10. Ниткография - волшебные веревочки
1.11. Восковые мелки (свеча) + акварель
1.12. Проступающий рисунок
1.13. Рисование по мятой бумаге
2. Для детей среднего и старшего возраста:
2.1. Рисование по мокрой бумаге
2.2. Набрызг
2.3. Монотипия пейзажная
2.4. Печать по трафарету
2.5. Монотипия предметная
2.6. Кляксография обычная
2.7. Кляксография с трубочкой
2.8. Рисование мыльными пузырями
2.9. Воздушное напыление
2.10. Монотипия пейзажная
2.11. Рисование песком, крупой, солью, скорлупой
2.12. Граттаж (перевод с французского «скрести, царапать»)
2. 13. Рисование на стекле.
2.14. Рисунки штрихом.
2.15. Коллаж.
2.16. Техника рисования палочками, фасолью и т. п.
2.17. Витражное рисование.
Позитивные моменты ИЗО терапии:
• Рисунок помогает развивать чувство внутреннего контроля и самоконтроля;
• Снимает гиперактивность;
• Понижает уровень утомления, связанный обучением на занятиях (уроках);
• Происходит самораскрытие человека через спонтанное творчество;
• Активно протекает процесс самоанализа (рефлексии);
• Улучшаются межличностные отношения участников ИЗО терапии;
• Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Развитие таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, ощущение, воображение, представление, внимание, и как следствие всех процессов - РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Так же развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость у детей.
ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – это традиционные игры с песком в песочнице. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.
Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.
Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию
Использование игр с песком весьма эффективно.
В ЧЕМ СИЛА ПЕСКА?
Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:
• песок – очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;
• песок – природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, даёт ощущение творца;
• песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
• песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
• песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребёнка саморегуляцию и терпеливость.
Для детей это игра с песком, для специалиста это метод решения коррекционных задач.
Как можно использовать песочную терапию в коррекционно-логопедической деятельности?
Логопедическая практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
ВЛИЯНИЕ ИГР С ПЕСКОМ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
1. Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
2. Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;
3. Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице;
4. Развивать мелкую моторику рук;
5. Автоматизировать нарушенные звуки;
6. Развивать диафрагмальное дыхание;
7. Освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
8. Развивать фонематический слух и восприятие;
9. Изучать буквы, обучать грамоте.
10. Обогащать и активизировать словарь родного языка;
11. Формировать лексико-грамматические категории языка;
12. Развивать связную речь.
13. Снимают мышечную напряжённость.
14. Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку.
15.
СУ-ДЖОК-ТЕРАПИЯ.
Ещё одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия. Что в переводе с корейского языка означает "Су " – кисть, "Джок" – стопа.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком и кольцом.
НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, которую я применяю в своей практике - является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Слово синквейн происходит от франзузского слова «пять». В вольном переводе «синквейн» означает «пять удач» или «пять вдохновений».
Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейна.
1 строка - одно слово - название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
Лиса.
Хитрая, умная.
Плачет, жалуется, хитрит.
Есть такие и среди животных.
Обманщица.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Синквейн:
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
ИТАК:
Нетрадиционные методы и приёмы развивают у детей мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Уверенный в себе ребёнок будет общаться, т. е. разговаривать – что и требуется учителю-логопеду.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:
• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса;
• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса;
• Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми;
• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса;
• Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.
Освоение нетрадиционных (инновационных) методов и приёмов в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником.