Галина Бирюкова
Нетрадиционные формы развития элементарных математических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Бирюкова Г. А.
воспитатель МАДОУ №69
г. Старый Оскол
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика.
Публикация «Нетрадиционные формы развития элементарных математических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одним из основных предметов в школе является математика. Несмотря на возрастающую компьютеризацию многих отраслей науки и техники, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, его значение для развития всех наук и для жизни в современном обществе.
Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на занятиях внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И нам в этом помогают нетрадиционные занятия.
При организации с детьми нетрадиционных форм математической направленности мы руководствуемся психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры и познания ребенка:
- деятельностный подход,
- принцип интереса,
- сочетание индивидyaльнoй и коллективной деятельности,
- единство отдыха и познания.
В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные занятия :
Занятия-соревнования.
( Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)
Занятия КВН.
(Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина) .
Театрализованые занятия.
(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)
Занятия - сюжетно-ролевые игры.
(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения) .
Занятие-консультации.
(Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка) .
Занятия-взаимообучения.
(Ребёнок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, лепке, рисованию) .
Занятия-аукционы.
(Проводятся как настольная игра «менеджер»)
Занятия-сомнения (поиска истины) .
(Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает) .
Занятия-путешествия.
Бинарные занятия.
(Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа) .
Занятия-сказки.
Занятия-концерты.
(Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию) .
Занятия-диалоги.
(Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .
Занятия типа «Следствие ведут знатоки».
(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .
Занятия типа «Поле чудес».
(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .
Занятие «Интеллектуальное казино».
(Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда) .
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий – проектная деятельность.
Так как я занимаюсь проектной деятельностью, хотелось бы заострить внимание на ней.
Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в программу обучения. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика.
Главная цель организации проектной деятельности - развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. В достижении этой цели можно выделить такие задачи, как:
-мотивация учебной деятельности,
-развитие познавательной самостоятельности;
-формирование и развитие творческих способностей;
-усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности;
-формирование опыта самообразования и т. д.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.
Одно из средств решения этих задач на уроках математики - творческие проекты детей. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Содержание проектной деятельности обуславливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами.
Работа по подготовке проекта всегда начинается с постановки цели, с обдумывания того, зачем проект нужен воспитателю и детям.
Проектную деятельность дошкольников условно можно разделить на несколько основных этапов. В рамках первого из них осуществляется погружение в проект. Этот этап должен быть проведен так, чтобы дошкольники заинтересовались работой в рамках проекта. После появления интереса, его необходимо сохранять и развивать.
В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Сами ребята определяют старшего в каждой группе и распределяют роли. При таком подходе ребята работают активно и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль и, по необходимости, консультация детей перед их выходом на защиту проекта.
Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Решая различные познавательно-практические задачи со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний. Помимо работы над основной проблемой – темой проекта - решаем следующие задачи: воспитание самостоятельности, активности, коллективизма; уважение чужого мнения и свободы, развитие творческой “жилки”, пытливости и любознательности.
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки.
С помощью метода постановки проблемы стараюсь «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, задавать вопросы. Этот приём позволяет формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, лидерские качества детей, психологически подготавливает детей к обучению в школе, стимулирует общение детей.