Лащенова Ирина
Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях ДОУ
▼ Скачать
В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ. Психолого-педагогическое сопровождение семьи выступает как комплексная технология и особая культура поддержки, помощи родителям в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребенка.
Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование, и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто могут их скрывать.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях ДОУ» размещена в разделах
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детского сада. Одним из аспектов этого вопроса является поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимых как педагогам, так и родителям. Родителям – для того чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе педагоги и родители могут лучше узнавать ребенка, а, узнав направить общие усилия на его развитие.
Большинство современных родителей – люди грамотные, интересующиеся вопросами воспитания и развития детей. И тем не менее, трудности в воспитании детей не убавляются. Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить.
Для повышения эффективности работы с семьями воспитанников мною и была выбрана нетрадиционная форма – родительский клуб.
Это наиболее эффективная форма работы с семьей, позволяющая осуществлять полноценный индивидуальный подход к психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, знающих особенности своего ребенка, и психолога, строящего работу на основании профессиональных знаний.
Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях, формирование положительных установок в сознании родителей.
Задачи:
• Предложить родителям продуктивные модели построения взаимоотношений с детьми и обучить их различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.
• Поддержать родителей в их родительской роли.
• Способствовать установлению в семье атмосферы доверия, взаимного уважения и сотрудничества.
Участники программы: родители (законные представители) детей от 3 до 7 лет, посещающих ДОУ
Режим работы : 12 занятий длительностью 1,5-2 часа
Количество участников: от 5 до 15 человек
Методы и техники работы используемые в работе :
• Беседы и дискуссии. В беседе ведущий предоставляет родителям информацию о правильном воспитании детей, а дискуссии помогают в выработке принципов воспитания.
• Ролевые игры, упражнения и моделирование ситуаций.
Эти техники необходимы для тренировки в стратегиях поведения. Если человек в группе попробовал новое в первый раз, есть шанс, что он попробует это дома. Здесь важно, чтобы участвовали все – и кому нравится, и кому не нравится, а дома могли опробовать новые стратегии поведения.
• Домашние задания. После занятия участники получают домашние задания, связанные с темой занятия (попробовать применить новый прием или технику во взаимодействии с ребенком).
Проведение занятий начинается с предварительной работы. Родителям раздается небольшая анкета, в которой они указывают:
- количество детей в семье и их возраст;
- кто проживает в семье и принимает участие в воспитании детей;
- трудности в воспитании детей. Если есть, то уточняют какие. Для подсказки можно перечислить: непослушание, истерики, страхи, тревожность и т. д.
Так же выясняется, необходима ли родителям помощь педагога-психолога и в какой форме они хотели бы ее получить: индивидуальная консультация или групповые занятия с педагогом-психологом.
Затем родители приглашаются на встречу. Оформляется приглашение, в котором сообщается время и место проведения занятий, цель, а также «выгода» родителей от присутствия на занятиях
После того как вся предварительная работа сделана перейдем непосредственно к занятиям в Родительском клубе.
Занятия имеют определенную структуру
• Приветствие
• Разминка
• Обсуждение домашнего задания
• Беседе по теме встречи, дискуссия
• Упражнения практической направленности по теме встречи
• Моделирование ситуаций и проба нового поведения
• Домашнее задание
• Подведение итогов (рефлексия, прощание.
А теперь хочу представить вам несколько фрагментов (или вариантов) проведения занятий.
Например, при проведении первой встречи, после знакомства, принятия правил работы в группе, можно предложить родителям заполнить Карту Экспресс-диагностики «Я родитель».
Карта состоит из круга разбитого на сектора, в которых написаны некоторые фразы:
- Мои сильные стороны родителя (родительский ресурс)
- Мои слабые стороны родителя
- Больше всего мне мешает…
- Мне не хватает информации о… (запрос родителей)
- Я хочу научиться…
На заполнение секторов родителям даем несколько минут
(3-5, затем идет обсуждение по кругу. Эта экспресс-диагностика остается у ведущего (психолога, а по окончании курса на последнем занятии возвращается родителя для обсуждения. Это форма рефлексии всего курса.
На второй встрече в основной части занятия знакомлю родителей с «Родительской пирамидой» Кэролайн Вебстер-Страттон.
Она разработала программу интенсивного раннего вмешательства для родителей детей 4-8 лет с проблемами поведения или рискующими их приобрести. В ее программе и можно найти модель «Родительской пирамиды». Эта модель очень универсальна в вопросах воспитания детей разных возрастов.
Вот как она выглядит.
Для начала можно показать родителям изображение пирамиды и попросить назвать 2-3 слова-ассоциации.
Затем показать изображение Родительской пирамиды.
Давайте рассмотрим пирамиду. Она состоит из пяти частей. Это и есть темы наших занятий. В самом основании
Находятся такие стратегии и навыки родительского поведения как :
- СОЧУВСТВИЕ
-ВНИМАНИЕ И ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ
- БЕСЕДЫ
- «СЛУШАНИЕ». Имеется ввиду техника активного слушания
- ПОХВАЛА, ОДОБРЕНИЕ
-НАГРАДЫ И ПРАЗДНИКИ
Это то, что является родительским активом и применяется родителями без ограничений.
Чуть выше находятся:
- ЧЕТКИЕ ГРАНИЦЫ
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ДОВЕДЕНИЕ ДО КОНЦА
- СЕМЕЙНЫЕ ПРАВИЛА И ТРАДИЦИИ
- ИГНОРИРОВАНИЕ, ОТВЛЕЧЕНИЕ, НАПРАВЛЕНИЕ В ДРУГОЕ РУСЛО
На самой вершине находятся ПОСЛЕДСТВИЯ (тайм-аут, естественные и логические последствия, лишение привилегий). Данные стратегии родителям рекомендуется применять ограниченно.
И самую первую тему, которую мы начинаем обсуждать с родителями это ИГРА. Начинаем с вопроса родителям : Играют ли они со своими детьми? Как много играют родители с ребенком?
Затем можно предложить заполнить небольшую таблицу.
Эту таблицу можно заполнять вместе с родителями, записывая их варианты на доске, а можно разделить их на команды. Одна команда записывает варианты ответа на вопрос о преимуществах игры, а вторая команда о препятствиях.
Какие есть преимущества в игре с ребенком?
Что получают ребенок и родитель в игре?
• обучение соц. нормам, навыкам,
• умение следовать правилам
• взаимообучения, образование,
• здоровье (в подвижных играх)
• ловкость, гибкость
• развитие творчества, фантазии
• умение достойно принимать поражение
• чувство товарищества
• сближение, контакт, по-новому узнать друг друга
• для взрослых: снять напряжение повседневности Какие есть препятствия?
Что мешает играть с ребенком?
• нет времени, желания, настроения, места, пространства
• непонимание важности
• замена игрушкой себя
• неумение играть
• игры, игрушки не соответствуют возрасту или только для красоты
Для дискуссии можно предложить следующие темы:
• «Проблема вечной занятости»
• «Любимые игры детства»
• «Игрушки для детей или для родителей?» (для чего покупают игрушки, что можно с ней делать)
• «Обилие игрушек, как это сказывается на игре?» (суть игры не в предметах, а в процессе)
• «Родители не могут купить все – не волшебники»
• «Игрушки для мальчиков и девочек, ребенок играет в игрушки не своего пола»
• «Судьба любимых игрушек»
• «Дети играют в игры, которые Вам не нравятся (тюрьма, если запретить, будут доигрывать тайно, не влезать – в игре он хозяин)»
А в практической части поиграть с родителями в игры :
1. Упражнение «Магазин игрушек». В данной игре родители должны стать продавцами-консультантами. На столах расставлены различные игрушки. Участники команд по очереди берут игрушки и объясняют:
• для ребенка какого возраста подойдет игрушка;
• что она развивает;
• как в нее можно играть
2. Упражнение «Как мы понимаем своих детей».
Выбирается пара «ребенок» и «родитель.» Становятся за столы спиной друг к другу. Участникам выдается набор парных предметов (одинаковые наборы конструктора). «Родитель» составляет композицию из предложенных предметов, а затем пытается объяснить «Ребенку» словами так, чтобы у него получилась такая же композиция.
Обсуждение: как участники чувствовали себя в выбранной роли? Что помогало (мешало) выполнить задание паре? Какими способами взаимодействия пользовались?
3. Упражнение «Пойми меня»
Ведущий: Делит участников на пары. В паре один играет роль «Родителя», другой роль «Ребенка». «Ребенку» завязывают глаза, «Родитель» становится рядом. Перед парами раскладываются фигурки из предметных вкладок. Цель «Родителя» помочь «Ребенку» найти нужные детали с закрытыми глазами.
Обсуждение: как участники чувствовали себя в выбранной роли? Что помогало (мешало) выполнить задание паре? Какими способами взаимодействия пользовались?
Вот такие практические занятия могут помочь родителям больше понимать потребности своих детей, научат их конструктивным способам реагирования на негативное поведение детей, повысит их родительского авторитета.