Ольга Ермошкина
Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию.
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Публикация «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах
Новое время выдвигает актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных. Наиболее результативными и эффективными являются такие формы и методы работы с дошкольниками, которые вызывают интерес, восхищение, восторг, увлеченность и желание дальнейшего познания.
Поэтому, кроме традиционных форм работы в экологическом воспитании дошкольников необходимо еще использовать и нетрадиционные методы.
Рассмотрим некоторые из них.
Одним из способов повышения любознательности, познавательных интересов у дошкольников, развития творческих способностей является метод проектирования.
Проектная деятельность в экологическом воспитании – это способ организации процесса экологического воспитания, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников, родителей с окружающей средой, по достижению поставленной цели экологического характера, имеет определё нную структуру и включает в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе реализации, обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Экологические акции – это специально организованное мероприятие, целью которого является привлечение внимания людей к какой- либо проблеме. В ходе акций дети формируют навыки экологической культуры, получают природоведческие знания, активную жизненную позицию. Весной в ДОУ можно провести следующие акции: «Птичья столовая», «Красивые участки» т др.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
На маршруте происходит знакомство дошкольников с естественными объектами, многообразием животных и растений, связями, которые имеются между ними.
Эксперимент или опыт – особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию и развитию у дошкольников познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, детей подводят к суждениям, умозаключениям, уточняя их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
К нетрадиционным формам организации образовательной деятельности в детском саду можно отнести : экологические викторины, «КВН», «Что? Где? Когда»,«Поле чудес», «Клуб знатоков» и другие. Такой вид обучения является очень эффективным и интересным в получении новых знаний и закреплении уже полученных.
Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также выполняют практическую деятельность.
Огород. Традиционно огород используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Однако использование огорода для целей экологического образования можно расширить, рассмотрев условия произрастания разных растений, обозначив их географическую родину, рассказав детям об их дикорастущих родственниках, проследив за развитием растений, их сезонными изменениями. Кроме того, на примере выращивания овощей можно познакомить детей с экологически чистыми продуктами и правилами экологически безопасного сельского хозяйства.
В работе по экологическому воспитанию детей можно использовать следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
Звуковые материалы - это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра, звуки леса и другие.
Использование экранных материалов – слайдов, серии отдельных кадров по определенной теме, по статичности они напоминают дидактические картинки: «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы России»; «Времена года», «Живая и неживая природа», «Наша планета Земля» и другие.
Мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
Нетрадиционные формы работы позволяют расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанными с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности.