Балжин Базаргуруева
Нетрадиционное родительское собрание в первой младшей группе «Путешествие в страну Сенсорику»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе
Теме: «Путешествие в страну Сенсорику»
Время проведения: апрель
Форма проведения: игровой практикум.
Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Нетрадиционное родительское собрание в первой младшей группе „Путешествие в страну Сенсорику“» размещена в разделах
Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей от 1,5 -3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве.
Активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания
Укрепить сотрудничество семьи и педагогов.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
1. Вступительный этап:
введение в проблему;
создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
игротека в форме путешествия на поезде по станциям.
3. Подведение итогов собрания :
обратная связь;
решение родительского собрания;
рефлексия.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
1. Подготовительный этап
Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.
Подборка рекомендаций по теме собрания.
Проведение анкетирования родителей «Сенсорное воспитание и развитие ребёнка».
2. Организационный этап
Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию (игрушки, дидактические игры, пособия).
Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.
3. Вступительный этап
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры - путешествия в страну Сенсорику.
Что же, это такое сенсорное развитие?
Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором - третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Подведение итогов анкетирования родителей.
Создание проблемной ситуации
Перед родителями появляется «Чудесный мешочек».
- Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «чудесном мешочке». (Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое мешочка). Родители запускают руки в мешочек и ощупывают предмет. (Выслушиваются и принимаются все предложения)
- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.
Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.
- Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом мешочке. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.
Давайте поиграем.
Мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!
Садимся в вагончики …
- Поскорее торопитесь и в вагончики садитесь!
Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чух – чух, чах – чах туту!
Вот поезд наш едет, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят!
1.
-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию.
Как она называется, вы знаете? Её название мы узнаем отгадав загадки.
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (красный цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная».
На ней мы познакомимся с играми, которые учат выделять цвет. Показывает и рассказывает о дидактических играх и пособиях: «Цветные бусины», «Спрячь мышку», «Подбери пару», «Прищепки», «Цветочная поляна», «Разложи по коробочкам».
А теперь подсказка - в «чудесном мешочке» предметы жёлтого и оранжевого цвета.
2. Садимся в вагончики
Отправляемся дальше и следующая станция…
- Поскорее торопитесь и в вагончики садитесь!
Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чух – чух, чах – чах туту!
Вот поезд наш едет, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят!
- Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
- Как станция называется? Догадались? (Станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.
Воспитатель знакомит родителей с играми : «Волшебный мешочек», «Вкладыши», «Прятки», «Определи форму», «Дидактический куб»
- Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в «Чудесном мешочке» находятся предметы круглой и овальной формы.
Едем дальше!
3. Садимся в вагончики
- Поскорее торопитесь и в вагончики садитесь!
Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чух – чух, чах – чах туту!
Вот поезд наш едет, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят!
- Вот мы и приехали на станцию Нетрадиционного рисования.
Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой. (В I младшей группе нетрадиционное рисование практикуют пальчиками и ладошкой)
- Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны? (Родители создают рисунки пальцами)
Садимся в вагончики…
- Поскорее торопитесь и в вагончики садитесь!
Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чух – чух, чах – чах туту!
Вот поезд наш едет, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят!
- Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».
Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (знакомство с играми)
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельно.
–Уважаемые родители, давайте вспомним нашу первую игру «Чудесный мешочек».
Даю вам последнюю подсказку. (Предлагает определить запах в контейнерах от «киндер-сюрпризов»)
Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестных объектов.
- Как вы думаете, что это? (Родители предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объекты из «чудесного мешочка» и показывает. (лимон и мандарин)
Подведение итогов собрания :
-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Воспитатель: Мы считаем, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т. д. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить и изготавливать.
Решение родительского собрания
1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей
2. Принимать активное участие в жизни детского сада.
Рефлексия
Просим оценить нашу встречу.
На мольберте расположен контур ё лочки и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный квадрат,
если частично-жёлтый круг,
а если не удовлетворены - зелёный треугольник.
Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.