Екатерина Пшеничная
«Гость группы». Нетрадиционная форма работы с родителями как организация ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное учреждение – одна из первых ступеней в формировании базовых знаний о профессиях. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир для него ярче и привлекательнее.
Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер. Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, очень важна и необходима. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи. Вовремя проведенная профориентационная работа является важным и необходимым аспектом для выбора профессии ребенком в будущем.
Темочки:
- Гость группы, образовательная технология
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже кем работают и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, о том, что ребенок был на работе у своих мамы и папы, но так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру. Создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий.
Знакомство детей с миром профессий, позволит сформировать у детей не только теоретические знания, но и даст возможность приобщиться к труду взрослых, почувствовать душевный отклик во время общения со специалистами в разных сферах.
Именно поэтому привлечение родителей к активной жизни дошкольного учреждения была и остается самой актуальной в работе педагогов. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Моя цель как педагога заинтересовать родителей и вовлечь их в образовательную деятельность. В своей работе я использую нетрадиционные формы работы с родителями, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей, одной из которой является технология «Гость группы».
«Гость группы» – это технология, реализация которой связана с опытом образовательной организации и с учетом рекомендаций Натальи Петровны Гришаевой.
Цель технологии – включение родителей в жизнь детского сада через предоставление широких возможностей для реализации их потребностей и интересов.
«Гость группы» – технология вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс группы, при котором родители являются носителями важной информации, практических умений, нужных для решения проектной задачи. Родители приходят в качестве гостей, чтобы поделиться своими знаниями, увлечениями, рассказать о своей профессии. Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс в целом, а также на всех участников образовательных отношений.
Новизна опыта заключается в разработке системы использования технологии «Гость группы» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, направленной на формирование навыков ранней профориентации, с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, потребностей детей и их родителей.
Однако нужно сказать, что организация такой технологии требует немало усилий от педагогов и родителей. Во-первых, педагоги должны знать, в какой области знаний им сможет быть полезен тот или иной родитель. Во-вторых, им необходимо знать будет ли у него время прийти в рабочее время в детский сад и, наконец, готов ли сам родителей выступать перед детьми с какой бы то ни было информацией. В этом вопросе нам помогло анкетирование.
Анализируя ответы родителей по готовности участвовать в образовательном процессе, мы увидели, что многие мамы и папы понимают важность вопроса ранней профориентации дошкольников и готовы представить детской аудитории свою профессию. Родитель, будь то мама или папа, расскажет детям об орудиях труда, применимых в его работе, посвятит дошкольников в свои трудовые функции, расскажет и покажет свои трудовые действия.
Заранее с родителями договариваемся о предстоящей встрече, обсуждаем примерное содержание беседы, советуем им что принести, показать.
Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фотоматериалов, а главное – живое общение с мамой или папой одногруппника вызывают неподдельный интерес дошкольников. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка [6].
Также такая форма профориентационной работы очень много даёт родителям, так как они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, которая отличается от семейной, сравнить поведение и умения своего ребенка с поведением и умениями других детей [5].
После таких встреч, дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли учителей, врачей, строителей, водителей, что свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности».
В условиях пандемии, в детском саду не было возможности проводить очные встречи, но мы продолжали взаимодействовать с родителями в дистанционном формате.
Родители активно снимали видеоролики с места своей работы, в которых с удовольствием рассказывают о своей профессии, проводят виртуальные экскурсии.
Наши воспитанники уже имели возможность познакомится с профессиями : повар, учитель, медицинская сестра, почтальон, парикмахер, стилист, продавец, фармацевт, тренер, инженер горноперерабатывающего завода, спасатель, пожарный и другими.
Некоторые родители предложили помощь в организации экскурсий на предприятия, где они работают.
Такое взаимодействие детского сада и семьи позволяет сформировать у дошкольников определенную наглядную основу, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятия.
Итогом работы является возросший интерес детей к профессиям взрослых. Дети стали понимать и уважать труд людей различных профессий. Многие из них выразили желание, когда вырастут, выбрать профессию, понравившуюся после тесного знакомства с определенной работой людей разного профиля.
Изменилось представление родителей, многие из пассивных наблюдателей стали активными участниками образовательных услуг. У родителей появилась возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, которая отличается от семейной, сравнить поведение и умения своего ребенка с поведением и умениями других детей.
Таким образом, в основе взаимодействия ДОУ и семьи, направленного на поиск новых граней ранней профориентации дошкольников, лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет выстроить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий и одной из таких технологий является «Гость группы».