Елена Горчакова
Нетрадиционная аппликация в младшем дошкольном возрасте. Консультация
▼ Скачать
Цель моей работы: Познакомить детей 1,5- 3х лет с нетрадиционной аппликации.
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. Ребенок начинает чувствовать себя маленьким создателем, у него появляется интерес к работе и восхищение от каждого рабочего момента. Разнообразие природного и бросового материала при создании аппликации таит в себе необыкновенные возможности. Занятия интересны как для детей, так и для взрослых, в них есть дальнейшее совершенствование, развитие как технического, так и творческого потенциала. Мои работы с детьми на первый взгляд могут вам показаться очень простыми, но не нужно забывать об основных принципах аппликации: это доступность и последовательность.
Публикация «Нетрадиционная аппликация в младшем дошкольном возрасте, Консультация» размещена в разделах
- Аппликации. Консультации для родителей
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Целями нетрадиционной аппликации в младшем дошкольном возрасте является:
*Пополнение багажа знаний о мире вокруг; *Развитие фантазии и творчества; *Развитие речи; *Тренировка мелкой моторики; *Воспитание усидчивости и вкуса к творческим видам деятельности; *Воспитывает в детях умение работать коллективно.
Основные задачи нетрадиционной аппликации:
*Развитие художественного воображения; *Развитие эстетического вкуса; *Развитие мелкой моторики рук; *Изучение форм и цветов предметов; *Развитие конструкторского мышления.
Виды нетрадиционной аппликации для детей младшей группы:
Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Задача воспитателя: научить детей правильно отрывать кусочки бумаги - берём обрывок двумя пальцами обеих рук, тянем одну руку на себя, а другую от себя. Можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку – круг, овал, квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения, затем обмазываем клеем только половинку и приклеиваем на подложку.
Квиллинг (бумагокручение)
- искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Полоски скручиваются и приклеиваются на задуманный рисунок или трафарет.
Коллаж (приклеивание)
- технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Аппликация из салфеток.
Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. И можно комкать, скатывать, растягивать по трафарету, из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Аппликация из ваты (ватных дисков, ватных шариков).
Аппликация из ваты является прекрасным способом изготовления различных открыток или рельефных мягких картинок. мягкая текстура рабочего материала привлекательна для малышей. Обычно это работы зимней тематики или пушистые зверьки. Вату можно скатывать в шарики или раскладывать по поверхности трафарета. Ватные диски во многих случаях облегчают работу малышам. Перед началом работы диски можно раскрасить, тогда аппликация получиться более яркой.
Аппликация из ткани. Цель аппликации состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу. Ребёнку будет интересно составлять аппликацию из мягкого материала.
Аппликация из крупы и семян.
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы и семян становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разноцветные поделки с малышами. Манку, рис, пшено можно раскрасить в различные цвета с помощью гуаши и воды. Если вы не желаете раскрашивать, то внешний вид будет не менее привлекателен.
Аппликации из соломы
- привлекательны, они будто отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Перед наклеиванием солому надо предварительно обработать, расплющить с помощью твёрдого предмета, так её легче приклеивать к основе. Вместе с детьми вы можете изготовить картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
Аппликация из засушенных растений.
Популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна малышам. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Занятия с использованием наклеек.
Значительный результат даёт сочетание рисования и использования готовых наклеек. В этом случае воспитатель рисует сюжетную картинку, эмоционально комментирует её сюжет и вместе с детьми наклеивает в нужных местах заранее подобранные наклейки или картинки подходящие для гармоничного сочетания с сюжетом.
Нетрадиционные приемы аппликации способствуют активизации творческого воображения у детей. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство и фантазию. Спасибо за внимание.