Любовь Васильева
Нет ничего на свете краше — чем Родина наша.
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Формировать ценностные представления детей о России как единой и независимой стране, вызвать чувство гордости за свою Родину и уважение к людям других народов.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с глобусом и картой;
- систематизировать знания детей о России;
-закрепить знания крупных городов России;
-расширять представления о родном крае;
-знакомить с растениями, животными, птицами родного края;
- формировать социальные навыки;
2. Развивающие:
-развитие интереса к истории России, литературному наследию;
Публикация «Нет ничего на свете краше — чем Родина наша,» размещена в разделах
-развитие внимания, памяти, воли;
- способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми;
- oбобщать речь детей выразительными средствами;
- развивать мелкую моторику рук;
- обеспечить развитие умения обобщать и делать выводы;
- развивать творчество детей;
- обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении НОД.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свою Родину;
- воспитывать интерес детей к представителям других народов;
-воспитывать любовь к большой и малой родине;
-продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься и играть сообща.
Материал: глобус, карта России, русские национальные костюмы; лукошко, лапти, матрёшка, изделия народных промыслов : гжель, дымка, городец и т. д. ; картина с изображением Москвы; пейзажи с изображением леса, реки и картинки: деревья, ягоды, рыбы, животные, птицы; портреты русских писателей и поэтов, их книги; русские народные сказки; магнитофон и аудиозапись: голоса птиц, песня «Родные места».
М. п. : наглядный (использование ТСО);
- художественное слово – вызвать интерес к занятию, привлечь внимание детей;
- беседа – развитие мышления, памяти, разговорной речи;
- средства ТСО – развитие фантазии, эмоциональный настрой;
- физкультминутка (п/игра) : снижение утомляемости, развитие двигатель ной активности;
- сюрпризный момент – привлечение внимания детей, доставление радости;
- игровая зона привлечение детей к игре, скоординированность действий
- учебная зона – смена обстановки, развитие творческих и умственных способностей детей, речевой активности.
Используемое оборудование: магнитофон, ноутбук, экран, карта России. Предварительная работа: заучивание пословиц, стихотворений; рассматривание репродукции картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе. Чтение стихов о Родине и пословиц и выборочное заучивание. Прослушивание записей песен о Родине, гимна. Беседы о российской символике; рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративного - прикладного искусства.
Словарная работа: обогащение словаря словами - большая и малая родина; Рождество, Пасха, Масленица, кузнечное дело, гончарное ремесло, художественная роспись – гжель, хохлома, городецкая роспись.
Форма проведения: Игра-путешествие.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент
Дети, у нас на занятие присутствуют гости. Давайте, подарим им свои лучезарные улыбки.
Сегодня у нас необычное занятие, на котором мы будем говорить о нашей Родине, ее культуре, традициях и обычаях. А сейчас
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись
Руку правую подали, руку левую пожали,
И друг друга мы обняли.
Отошли, и по русскому обычаю поклонились.
Все готовы заниматься?
Дети: ДА!
2. Подготовка к восприятию
Дети, послушайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все и млад, и стар,
Что она большущий шар!
/ЗЕМЛЯ/
- А это модель планеты Земля – глобус.
(показ глобуса)
- На планете Земля живёт много людей. Каждый живёт в своей стране.
- Как называется страна, в которой мы живём? /Россия/
- А это карта нашей страны России. Карта – это чертёж, на котором изображена наша страна.
- Дети, назовите города России. (ответы детей)
- Главный город России - Москва. Москва – столица нашей родины. В центре Москвы располагается Кремль.
В кремле работает правительство государства, президент страны – В. В. Путин.
- Дети, а какими словами вам хотелось бы называть нашу родину?
/большая, необъятная, огромная, красивая, непобедимая, любимая, родная/
- Русские люди ласково называют Россию «Россия – матушка». Народ придумал много фраз и пословиц о Родине.
- Вспомните и доскажите до конца….
1. Родина любимая – мать родная.
2. Человек без Родины – что соловей без песни.
3. Одна у человека мать – одна у него и Родина.
4. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
3. Ознакомление с родной страной.
- Давайте мы с вами отправимся в путешествие по России. Наша страна необъятная, на чем же можно путешествовать по России? Назовите виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, морской) – (ответы детей). А какой самый быстрый вид транспорта? – (ответы детей)
Путешествие у нас превосходное:
Авио-мото – самолето-пароходное!
- Алло, аэропорт! Нам срочно нужны большие самолёты. Мы хотим совершить путешествие по стране.
- Дети, по самолётам!
Мы взлетаем!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Руки в стороны, в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолёт.
Первая станция «Историческая» .
Занимайте свои места в «Историческом музее»
-У каждого народа есть своя история, свои великие герои, обычаи, праздники и традиции, промыслы и ремесла. И, конечно, есть свои национальные костюмы.
- Русский национальный костюм, это комплекс одежды, который использовался русскими в повседневном и праздничном обиходе. Отличительная особенность русского национального костюма – большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная одежда имела разрез сверху донизу. Основой женского костюма была рубаха. Сверху надевали сарафан.
В группе мы с вами много беседовали о России, рассматривали картины и иллюстрации.
А сейчас, я предлагаю вам мини-викторину
- Какие праздники отмечают на Руси с древних времён?
(Рождество, Пасха, Масленица, Троица
-Как называется корзинка в России? /лукошко/
- Какую обувь носили русские крестьяне? /лапти/
-Какой сувенир считается символом России?
- Какие промыслы и ремёсла существуют в России с древних времён и до наших дней?
- Какие блюда русской кухни вы знаете?
(Щи да каша пища наша! Блины.)
Молодцы, вы хорошие знатоки истории и культуры русского народа.
- А наше путешествие продолжается на автомобилях.
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль
Газ включаем, выключаем
Смотрим пристально мы вдаль
Путешествие у нас превосходное:
Авио-мото – самолето-пароходное!
Вторая станция «Литературная»
- Дети, назовите русских писателей и поэтов.
-Назовите русские народные сказки.
- Путешествие по России продолжается на пароходе
Пальчиковая гимнастика
Пароход плывет по речке
И пыхтит он словно печка – пых, пых, пых.
Воспитатель читает стихотворение:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы –
Вижу реки и моря-
Это русские картины
Это родина моя!
/ аудиозапись: голоса птиц/
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка –
Это Родина моя!
- Россия богата не только своей историей и культурой, но и лесами.
Третья станция «Лесная»
Посмотрите в бинокли, впереди лес.
- Какие деревья растут в лесах России?
- Как мы называем лес, в котором растут одни березы? (березовая роща)
- Как мы называем лес, в котором растут одни сосны? (сосновый бор)
- Как мы называем лес, в котором растут одни дубы? (дубрава)
- Как мы называем лес, в котором растут одни ели? (ельник)
- Какие животные обитают в наших лесах?
- Какие птицы?
- Какие ягоды?
/аудиозапись «Родные места» Юрия Антонова/
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той!
Но есть на карте республика, в которой мы живем. Это (ответы детей – Мордовия). Обратите внимание на карту Мордовии. (рассматривание карты).
Мордовия – частица нашей необъятной Родины. В каком городе мы живем (Саранске)
Русские и мордва живут бок о бок уже тысячу лет. (Показать куклу в мордовском национальном костюме) К нам в гости пришла Алдуня, и просит раскрасить фартуки (сапоне) мордовским орнаментом для музея.
(работа детей в «художественной мастерской»).
Анализ работ детей (самооценка). Возвращение в д/с
Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!
Слышишь голос соловья - ….
Видишь звёздочки Кремля -….
Детский сад, где все друзья -….
Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,
И в лесу смородина – это тоже Родина!
- В детском саду дети любят играть в русские народные игры
Игра «Гори, гори ясно!»
- Посмотрите, к нам в детский сад заглянуло солнышко.
Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
Каждый, шепчет солнышко, хорош
Не могу обидеть никого.
А где ты родился и растёшь
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей
Родина!
Она всего милей!
Дети! Берегите и любите свою родину, свой родной край!
Анализ занятия. Дети говорят, чем занимались на занятии и что им больше всего понравилось.
Я узнал, что у меня есть огромная семья,
И тропинка, и лесок.
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое. Это все мое родное.
Это родина моя. Всех люблю на свете я!