Мазаева Оксана
Консультация для родителей «Неречевые звуки. Развитие слухового внимания и слуховой памяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти.
Игры на угадывание неречевых звуков проходят поэтапно.
1. Восприятие слуховых сигналов, сопровождающихся показом картинок, игрушек, действий, связанных со звуковым сигналом.
2. Дифференцирование по способу воспроизведения: хлопки, притопы; по темпу: быстрые — медленные (постукивания, хлопки); по ритму (идут, скачут, бегут); по силе звучания: громкие звуки (идет медведь, тихие (кошечка крадется).
ПРИМЕРЫ:
«Угадай, что звякнуло» (качество звука)
Оснащение: стеклянная банка, игрушка бабочка (легкая, тяжелый ключ, горсть риса.
• Логопед знакомит ребенка с тем, как что звучит, если бросить в стеклянную банку. Затем ребенок отворачивается. Логопед кидает в банку предметы. Ребенок должен угадать, что кинул логопед. Здесь важно подобрать диаметрально разные по звучанию предметы.
«Угадай музыкальный инструмент»
Оснащение. Разные музыкальные инструменты: погремушка, маракас, колокольчик, бубен, деревянные ложки, стеклянная банка с бусинками внутри, барабан, дудочка. Для сложности можно подобрать колокольчики, разные по звучанию.
• Логопед знакомит ребенка со звучанием инструментов. Ребенок отворачивается. Логопед играет, ребенок должен повернуться и угадать, что играло.
• Возможный вариант игры, тренирующий память: на столе 5-9 инструментов выстроены в линейку. Логопед знакомит со звучанием каждого инструмента, говорит название и кладет на место. Ребенок отворачивается. Логопед звенит одним инструментом и прячет его. Задача ребенка, сказать какой инструмент играл и на каком месте он лежал.
• Возможный вариант: ребенок отворачивается, логопед играет двумя инструментами и меняет их местами. Задача ребенка, сказать, какие инструменты играли, и поставить их на свои места.
• Возможный вариант: порвать бумагу, скомкать бумагу, открепить липучку, отклеить скотч. Повернись. Что я делала? Чем шуршала?
• Возможный вариант: ребенок отворачивается, логопед играет по очереди 3-мя инструментами. Повернись. Какой был первый? Какой второй?
«Найди пару» (качество звука)
Оснащение: три пары одинаковых коробочек из-под киндер сюрприза с разным наполнением: по одной чайной ложке манки, гречи, гороха.
Ход игры: поставьте перед ребенком на стол по три коробочки с разными наполнителями. Погремите всеми коробочками. Предложите ребенку сделать то же самое.
Обобщите: «Обе коробочки гремят одинаково».
«Погремушка» (направление звука)
Предложите ребенку поиграть. Попросите его подойти к окну, встать спиной к вам и закрыть глаза.
Погремите погремушкой. Ребенок должен указывать рукой в ту сторону, где гремит погремушка.
Усложнение: ребенок должен сказать, где гремит погремушка (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева).
«Сколько ножек, сколько спинок?» (количество хлопков)
Покажите ребенку стул и спросите: «Что это такое?»— «Стул». Попросите его пересчитать ножки, отхлопать в ладоши их количество: 4 раза. Затем посчитать, сколько спинок у стула, отхлопать их количество: 1 раз. Затем скажите: «А теперь я хочу с тобой поиграть. Я буду хлопать в ладоши, если хлопну 4 раза, то ты мне покажешь ножки у стула, если один — спинку у стула». Игру повторите три раза. (Можно использовать камни или цифры: 1-3, 2-4).
«Кто играл» (количество ударов)
Оснащение. 3 группы животных: 1 группа - лягушка, 2 группа – кошка и собака, 3 группа – бабочка, паук, стрекоза (любые животные). Барабан.
- К тебе в гости пришли звери. Они любят стучать в барабан. Лягушка, она одна, стучит 1 раз, кошка и собака, их двое, стучат 2 раза, бабочка, паук, стрекоза, их трое, стучат 3 раза. Отворачивайся.
Логопед ударяет по барабану 1 раз.
– Поворачивайся.
– Кто стучал? - Лягушка. – Отворачивайся.
Логопед ударяет по барабану 3 раза.
– Поворачивайся.
– Кто стучал? - Насекомые – Отворачивайся и т. д.
«У меня зазвонил телефон» (количество звонков)
Я буду тебе звонить, а ты считай, сколько звоночков прозвенело, показывай цифру и столько же точек. (Звоните, а ребенок будет считать, сколько раз, и показывать соответствующие цифры, подбирать карточки с соответствующим количеством точек, выкладывать палочки или камни).
Возможный вариант: Я капелька, люблю петь песенки: кап-кап. Я буду петь песенку, а ты положи столько же капелек, сколько я пропою (Для 4 лет – 2-5 капельки, для 5 лет – 3-6). Песня: кап-куп-кап; коп-кып-куп-кап.
«Сложный ритм» (актуально и для школьников)
Можно использовать деревянные ложки, барабан, металлофон, любые подручные средства – фломастеры, карандаши.
1. Стучим с паузами по схемам с точками. Сначала взрослый по своей схеме, потом ребенок по своей. Затем взрослый стучит этот же ритм, но уже без схемы. Ребенок повторяет на слух.
2. Стучим громко – тихо по схеме. Длинная полоса – громко, короткая тихо. Потом без схемы.
3. Стучим четвертные нотки (та-та) – средний ритм, стучим восьмые нотки (ти-ти) – быстрый ритм, стучим половинные – медленный ритм (ту-ту). Используем деревянные ложки. Со схемой нот, потом на слух.
4. Стучим длинный ритм любой известной детской песни. Ребенок повторяет.
5. Стучим по схеме: удар молотка – Т, звон колокольчика -
Ребенок, считывая схему, подключает обе руки, что полезно для развития межполушарных связей.
Игры на воспитание речевого слуха имеют следующие цели.
1. Учить слушать и слышать; реагировать на слово, как на сигнал (начало формирования эмоционально-волевой сферы).
2. Различать качества человеческого голоса: тембр, силу, интонацию, высоту.
3. Использовать в играх игрушки, картинки, схемы.
4. Учить ребенка выполнять поручения (1, 2, 3 последовательных действия). Развитие речевого слуха — необходимое условие для формирования фонематического восприятия.
ПРИМЕРЫ:
«Веселые куклы» ДОМИКИ и ДОРОЖКИ (громко-тихо)
Проводим двумя пальцами (указательным и средним одновременно) по широкой дорожке:
- Кукла Маша большая, и поет она очень громко - ААААА.
Проводим двумя пальцами по узенькой дорожке, идущей от куклы Даши:
- Кукла Даша маленькая, голосок у нее тихий и поет она тихо, вот так - аааа
Прикрываем рот экраном и произносим звук [А] громко и тихо, спрашивая ребенка после предъявления звукоподражания: «Кто плакал? Как плакала кукла Маша? Тихо или громко? Повтори».
• Возможный вариант. Можно использовать большую и маленькую корову (МУ – му, мышку (ПИ-ПИ – пи-пи, жабу (КВА-КВА, ква-ква).
- Посели животных в свои домики: в большой, кто громко поет, в маленький, кто тихо поет.
«Какая птица пела?»
- Каждая птица поет: курица — ко-ко, петух — ку-ка-ре-ку, цыпленок — пи-пи, гусь — га-га. Отгадай, какая из них пела?
Ставим на стол перед ребенком игрушки или картинки с изображением домашних птиц. Прикрываем губы экраном, по очереди произносим звукоподражания, а ребенок отгадывает, какая птица пела. Выбирает соответствующую игрушку (картинку) или называет птицу.
«Деревья» (развитие слухоречевой памяти, актуально и школьникам)
Покажите ребенку картинки, спросите, что нарисовано на них (дуб, береза, клен, ель). Медленно и четко произнесите названия деревьев: дуб, береза, клен, ель. Попросите ребенка разложить картинки в той последовательности, в которой вы их назвали.
Повторите игру 3-4 раза, меняя последовательность слов. Если ребенок не справляется с заданием, начните с трех слов.
Количество слов удержания в памяти у дошкольника - 7 слов.
Возможный вариант. Ребенок отворачивается. Логопед объясняет, что сегодня мы будем обустраивать комнату (из картонной коробки). Приготовь: лампу, ковер, телевизор, диван. Ребенок поворачивается. Перед ним предметы мебели: телевизор, шкафчик, ковер, диван, стул, стол, лампу и т. д. Ребенок выбирает, что загадал логопед.