лена помелкова
Непрерывно-образовательная деятельность в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование бережного отношения детей к хлебу и углубление знаний о нём.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол (как было раньше и как в настоящее время); обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
- углубить представления детей о профессиях людей. занятых в производстве хлеба (тракторист, комбайнер, агроном, мельник, пекарь);
- закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.
Публикация «Непрерывно-образовательная деятельность в подготовительной группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
Развивающие:
- развивать основные психические процессы – память, внимание, мышление, умение рассуждать;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка;
- развивать общительность и коммуникабельность.
Воспитательные:
- воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям труда;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
1. Просмотр презентации: «Экскурсия на поля агрофирмы «Среднеивкино»
2. Подготовка и презентация проекта: «Мои родители работники агрофирмы» цель: показать важность и ценность сельскохозяйственного труда, многообразие профессий.
3. Чтение пословиц, рассказов о хлебе Ю. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшённую», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «Булка», беларус. нар. ск. «Легкий хлеб».
Материал и оборудование: кусочки на зубочистках пшеничного и ржаного хлеба, зерна ржи и пшеницы, пшеничная мука, солёное тесто, доски для лепки, стеки, экран, проектор.
Дети стоят в кругу.
В: Ребята,
«Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руку, побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать?»
Первый вопрос – загадка:
Отгадать легко и быстро- мягкий, пышный и душистый
Он и чёрный, он и белый, а бывает загорелый (хлеб)
Воспитатель: Правильно, ребята, это хлеб. И сегодня мы с вами будем говорить о хлебе.
В:Существует такая легенда. Это было давно. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Дидактическая игра: «А какой он- хлеб?» (мяч передают друг другу и называют)
Пример: хлеб- румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый,
белый, черный, горячий, воздушный, ароматный, витаминный, ноздреватый, вкусный, пшеничный, ржаной
В: Итак, хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. А сейчас мы присаживаемся на стульчики.
В: А кто знает, откуда к нам пришёл хлеб на стол?
Д: Его покупают в магазине.
В: Кто знает, из чего делают хлеб?
Д: Из муки.
В: Какая мука? потрогайте её. (в чашке пшеничная мука)
Д: Мягкая. Белая. Сыпучая. Сухая.
В: Ребята, на Руси издавна садили и убирали и пшеницу, и рожь. Из пшеницы пекли белый хлеб, а из ржи- черный. Давайте угадаем на вкус, где какой хлеб?
Игра «Угадай на вкус».
Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
В: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
В: А что такое мука? Из чего её получают?
Д: Из зёрен
В: Это зёрна пшеницы. Из таких зёрен делают пшеничную муку. Получается пшеничный белый хлеб. Потрогайте какое зерно? (в чашке зерна пшеницы, во второй зерна ржи)
Д: Желтое, твердое.
Сравнивают зерна пшеницы, ржи: чем отличается зерно пшеницы от зерна ржи? (цветом, формой)
Пальчиковая гимнастика
«Рос сперва на воле, в поле, -слегка покачивают руками, поднятыми вверх.
Летом цвел и колосился-шевелят пальцами рук.
А когда обмолотился- постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился-пальцы в щепоть и перетирают.
Из зерна - в муку и тесто-имитируют лепку.
В магазине занял место-постукивают по ладони ребром другой ладони.
Вырос он под синим небом-поднимают руки вверх и шевелят пальцами
А пришел на стол к нам хлебом-вытягивают руки ладонями вверх.»
Воспитатель: А откуда же берутся зерна? Их выращивают люди. Вырастить хлеб тяжелая работа. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Просмотр презентации:
Слайд 2
В: Раньше люди все делали в ручную, а сейчас выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Наши предки сохой и плугом вспахивали землю, готовили ее к посеву.
А в настоящее время сильные тракторы железными плугом и бороной
рыхлят землю.
Кто ведет его?
Д: Тракторист.
В: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
Теперь можно начинать сеять!
Слайд 3
В: Посевная. Раньше мужчины разбрасывали зерно в подготовленную землю.
А сегодня к трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
Вы знаете, что пшеницу и рожь сеют не только весной, но и осенью.
Пшеница и рожь, которую сеют осенью называют озимая. На какое слово похоже слово озимая? (зима, т. е. ее сеют под зиму.
Пшеницу и рожь, которую сеют весной называют яровой.
На какое слово похоже слово «яровая»? На слово ярко, яркое. А в старину бога солнца называли Ярило, поэтому и дали такое название.
Повторите – озимая, яровая. (Коллективные и индивидуальные ответы)
Слайд 4
В: Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы.
Спеет колосок пшеницы. И вот уже все поле в золотистых колосьях.
Слайд 5
В: Жатва. Созревшие колосья наши предки срезали серпом и косой и связывали в снопы.
А в настоящее время на поле выходят огромные комбайны, которые
срезают колосья жаткой, молотят в бункер и по трубе высыпают зерно в машину. Кто работает на комбайне?
Д: Комбайнёр.
Слайд 6 В: серп – орудие ручного труда, им срезали колосья
Слайд 7
В: Раньше срезанные колосья связывали в снопы для просушки, а затем молотили зерно с помощью цепа. В настоящее время машины везут зерно на элеватор, где его сушат и хранят.
На машинах работают - кто? Д: водители, шофера.
В: Мы с вами назвали следующие профессии людей, которые занимаются выращиванием хлеба – тракторист, комбайнер, водитель. Но есть еще профессия, самая главная:
Слайд 8
В: Занят важной он работой:
Урожай –его забота,
Чтоб сумели уродиться
Рожь, овес или пшеница. (Е. Артюхина)
Это человек, который все знает о том, как получить хороший урожай зерна, овощей. Это – агроном.
В: Как вы думаете, что делает агроном?
(ответы детей.)
В: Агроном определяет, какие овощи, злаки следует выращивать, как ухаживать за ними, какие полевые работы и в какое время нужно проводить, как бороться с вредными насекомыми. Он руководит выполнением этих работ, учитывает погодные условия.
Он наблюдает за растениями и лучше других видит, как они растут, чего им не хватает, какие изменения происходят в почве.
Агроном знает разные сорта растений, удобрений, средства борьбы с вредителями; последовательность полевых работ, как повысить урожайность почвы. Умеет объяснить предстоящую работу механизаторам и полеводам, организует их работу.
Слайд 9
Наши предки везли зерно на мельницу, там жернова перемалывали зерно в
муку. А в настоящее время машины везут зерно из элеватора на мукомольные заводы, где его перемалывают в муку.
В: А кто мелет муку? Д: мельник
В: Ребята, а куда потом отправляется мука?
Слайд 10, 11,12,13
Д: На хлебозавод, пекарню. В: А кто работает на пекарне? (пекарь, технолог)
Раньше из муки тесто замешивали руками и в печах выпекали хлеб.
А в настоящее время муку везут на хлебозавод, где специальные машины
механическими руками вымешивают тесто (тестомешалка) и выпекают хлеб, батоны, булочки в больших электрических печах.
Слайд 14 В: Из чего пекут хлеб, какие продукты необходимы для этого?
В: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
Когда хлеб испечется, его везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Д: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари. А как одним словом назвать все эти изделия? (хлебобулочные)
Слайд 15
Над селом дымки плывут, люди хлеб в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь, хлебом нашим угощайтесь!
В: А сейчас немного отдохнем:
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся.
Садитесь на стулья.
В: Сейчас мы проверим, как внимательно вы смотрели и слушали и что запомнили?
Варианты заданий для детей дошкольного возраста:
1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Образование слова ребенком по аналогии – хлебница).
2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? (Образование слова по аналогии – «хлеборезка»).
3. Завод, где делают хлеб называется – хлебозавод
4. Куда везут зерно с поля? (элеватор, зерносушилка)
5. Где зерно хранят? (зернохранилище)
6. Отгадай профессию:
• На тракторе работает – кто? (тракторист)
• На комбайне работает – кто? (комбайнер)
• Землю пашет – кто? (землепашец, хлебопашец).
• Знает как выращивать растения – кто? (агроном).
Подведение итогов викторины.
В: Ребята, теперь вы знаете сколько тяжелого труда вложено в хлеб. Ценность хлеба очень велика, поэтому в старину хлеб называли ласково "батюшка", "кормилец". Поэтому с хлебом нужно обращаться очень бережно. А давайте скажем как?
- Не берите больше хлеба, чем можете съесть.
- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.
- Никогда не выбрасывайте хлеб!
- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
- Хлеб нельзя бросать на пол.
-В: Сейчас мы все превратимся в пекарей и будем лепить завитушки.
Лепить мы будем из соленого теста. Посмотрите как мы их будем лепить.
Для того, чтобы слепить завитушку, нужно тесту придать форму жгута.
Для этого раскатываем тесто сначала между ладонями, а потом кладём на доску и продолжаем раскатывать по прямой.
Затем разрезает стекой жгут пополам: сначала с одного конца, потом с другого. У нас получилось 4 «ножки». Теперь каждую из ножек закручиваем к середине.
Запомнили?
Берем кусочек теста. Помните его в руках. Чувствуете какое оно пластичное, мягкое.
Вспоминаем, что нужно сделать дальше?
Самостоятельная деятельность детей.
Готовые завитушки мы положим на поднос. Когда они высохнут, можно будет их покрасить и играть в магазин хлебобулочных изделий.
Итог занятия:
В: Молодцы, ребята! Что нового вы сегодня узнали? Что было для вас интересным? Что вы запомнили и сможете рассказать родителям?