Елена Прохорова
Непосредственно познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Как обнаружить воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
«Как обнаружить воздух?»
Цель: расширить представления детей о воздухе и его значении в жизни человека.
Задачи:
Обучающие: расширять представления детей о воздухе и его свойствах; обобщать представления об органах чувств человека; формировать представление о значении воздуха в жизни человека;
Публикация «Непосредственно познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе „Как обнаружить воздух?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; формировать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Воспитательные: воспитывать доброжелательность в процессе совместной деятельности; аккуратность при выполнении опытов; бережное отношение к окружающей среде.
Материал:
Ход занятия:
Воспитатель с детьми заходит в группу, их встречает грустный Незнайка.
-Вос-ль: ребята, посмотрите кто у нас в гостях. Кто это?
-Незнайка, ты почему грустный?
-Незнайка: у меня вчера был день рождения. Мне исполнилось 7 лет, мы с друзьями играли, веселились, а потом Знайка загадал мне загадки, а я ни на одну не смог ответить. И тогда Знайка сказал, что пока я не разгадаю их и не покажу ему отгадки, меня не примут в школу. А я очень хочу в первый класс. Помогите мне,пожалуйста, вы ведь уже в подготовительной группе, я,к сожалению, в детский сад не ходил, поэтому ничего и не знаю.
-Вос-ль: ребята, давайте поможем Незнайке. Что нам нужно сделать (разгадать загадки и показать отгадку).
Загадки: Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?
Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится?
Ни цвета, ни запаха у него нету?
Через нос проходит в грудь-и обратный держит путь. Он невидимый, но все же без него
мы жить не можем? (ответы детей).
-Незнайка: спасибо за отгадки, только Знайка говорит, что лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.
-Вос-ль: правильно говорит твой друг, поэтому приглашаю вас искать воздух в нашу лабораторию.
Запоминаем правила работы : не толкаться, не мешать соседу, приступать к работе только по команде руководителя, стараться выполнять эксперименты аккуратно.
Опыт 1 «Воздух вокруг нас».
-Вос-ль: на столе стоит знак «глаз», подумайте, что он может обозначать?
На столе лежат целлофановые пакеты, возьмите их и сожмите в кулак. Посмотрите, что в нем (пусто). Теперь расправляем их и закручиваем в одном направлении, держа двумя руками за противоположные края. Почему он надулся и стал плотным? Чем он заполнен (ответы).
Теперь используем следующие предметы. Что это? Стакан с водой, кусочки угля,кирпича, комочки земли, поролоновая губка. Опускаем по очереди их в воду, наблюдаем, что происходит. (поднимаются пузыри). Почему?
Вывод: воздух находится вокруг нас везде. Свойство воздуха-легче воды.
Незнайка, мы помогли тебе увидеть воздух, прикрепи знак «глаз» на доску.
Опыт 2 «Воздух можно услышать».
-Вос-ль: на столе стоит знак «ухо». Что он означает? Отгадайте загадку: кто зимой в трубе гудит? Что перед вами лежит (воздушный шарик) Мы с вами уже знаем, чтонаходится в шарике. Давайте их развяжем. Что мы слышали?
Вывод: звук возникает, когда воздух дрожит.
Незнайка, мы помогли тебе услышать воздух, прикрепи знак «ухо» на доску.
Опыт 3 «Воздух не имеет запаха».
-Вос-ль: на столе стоит знак «нос». Что это значит? Для этого опыта нужно разделиться на команды по 2 человека. Подумайте, как лучше это сделать. (По цвету повязок на руку).
Каждая команда берет по одному контейнеру, нюхает, затем ищет и поднимает карточку с предметом, который соответствует запаху.
Вывод: воздух не имеет запаха. Свойство воздуха- переносит чужой запах.
Незнайка, мы показали тебе, что воздух не имеет запаха. Прикрепи знак «нос» на доску.
Опыт 4 «Ветер - движение воздуха».
-Вос-ль: на этом столе нас ждет знак «рука». Что он означает?
Каждый берет в руку веер и делает движения по тексту:
Ветер дует на меня (машут на себя,
Ветер дует от меня (машут от себя,
Ветер дует высоко (становятся на носочки,
Ветер дует низко (присели,
Ветер дует далеко (машут в сторону,
Ветер дует близко (на себя).
Кладем веера и думаем,что такое ветер. (движение воздуха).
А теперь вытянем губы дудочкой и подуем на руку. Что чувствуем? (холод).
Теперь откроем рот широко и выдохнем на руку. Что почувствовали (тепло).
Вывод: ветер-это движение воздуха. Свойство воздуха- может быть теплым и холодным.
Незнайка, теперь ты знаешь, что ветер- движение воздуха. И мы чувствуем теплый он или холодный. Прикрепи знак «рука» на доску.
Опыт 5 «Воздух в человеке».
-Вос-ль: что означает знак «человек»?
Давайте все вместе закроем рот и нос, проверим как долго нам не нужен будет воздух?
Сможем мы жить без воздуха? А животные?
Перед вами стакан с водой и трубочка. Вдыхаем носом, а выдыхаем ртом через трубочку в стакан.
Что наблюдаем? (набрали воздух из окружающей среды в легкие, из легких –прошел в рот, а изо рта мы его выдыхали через трубочку в стакан с водой в виде воздушных пузырей.
Вывод: человек дышит воздухом, который проходит в наши легкие.
Незнайка, теперь ты знаешь, что в человеке есть воздух, и жить без него невозможно. Прикрепляем знак «человек» на доску.
Презентация «Что изобрели люди, используя свойства воздуха».
Игры с воздухом.
-Каждой команде загадывается по загадке:
Это что за чудеса: дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль- по волнам бежит (корабль).
-Веселая игрушка скучать мне не дает,
Веселая игрушка совсем как вертолет (вертушка).
-Кто я? Мыльнице родня, разноцветный, яркий.
Любят выпускать меня ребятишки в парке (мыльные пузыри).
-Ребятишки все хотели, что бы выше мы летели.
Катя, Даша и Вадим нас держите за веревку,
А не то мы улетим (воздушные шары).
Команда отгадывает игрушку и объясняет как воздух помогает с ней играть.
Итог занятия:
Вспоминаем с Незнайкой, используя знаки на доске, что узнали о воздухе. Собираем ему для Знайки предметы, которые могут показать воздух : веер, воздушный шар, трубочку со стаканом.
Детей приглашают поиграть с игрушками.