Светлана Борзых
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на тему «Народы Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Приобщать детей к материальной и духовной культуре коренных народов, населяющих территорию Севера.
Задачи: 1. Обобщить знания детей о народах Севера, их традициях, обычаях, народных промыслах.
2. Формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов.
3. Воспитывать чувство уважения к ненцам, их труду.
Интеграция областей: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на тему „Народы Севера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Предшествующая работа: Рассматривание мультимедийных альбомов «Сибирские увалы», «Праздники ханты», «Искусство народов ханты». Чтение произведения: «Мы живем на Севере» и ненецкой сказки «Кукушка». Рассматривали иллюстрации и альбомы о народах Севера. Рассматривание кукол в национальных костюмах.
Используемый материал: иллюстрации: одежды хантов и ненейцов, чума, посуды, поделок из дерева, бисера, нарт, хорея. Конструктор для постройки чума.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Как вы думаете, какое время года на Севере длиться очень долго?
Ответы детей: Зима
Воспитатель: Правильно, зима, очень снежная и холодная.
Воспитатель: Далеко на Севере, где тянется снежная, суровая зима, где можно проехать только в оленьей упряжке, живут ненцы, якуты, эвенки, чукчи, эскимосы, нанайцы, ханты, селькупы и другие народы (показ иллюстраций).
Воспитатель: Сегодня мы побываем в гостях у хантов и ненцев. Что бы попасть на Север нам надо собрать чемодан с теплой одеждой.
Звучит музыка, дети собирают чемодан.
Воспитатель: чемодан собран, как же мы доберемся туда?
Ответ детей: на оленях
Звучит музыка, дети отправляются в путешествие.
Воспитатель: Вот мы и приехали, дети как вы думаете, мы с вами живем в домах, а что служит им домом?
Ответ детей: Чум
Воспитатель: Правильно, а вы знаете, что по-ненецки чум называют «Мя»
Воспитатель: Как вы думаете, почему чум, а не дом?
Ответ детей: Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается.
Воспитатель: Дети вы знаете, что чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием. Вместо пола кладут доски или оленью шкуру. Давайте с вами построим свой чум.
Дети строят чум.
Воспитатель: По-ненецки покрытие “нюк”. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний (показ иллюстраций). Какая разница между летним и зимним чумом?
Ответы детей: У летнего чума покрытие из бересты, а у зимнего – из оленьей шкуры.
Воспитатель: Чем согревают чум? (иллюстрация)
Ответ детей: Железной печкой.
Воспитатель: Правильно, в середину чума ставится железная печь, а летом – костёр. Дым от костра отгоняет летом комаров.
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим какая мебель в чуме?
Воспитатель: Вместо обычного стола возле очага находится невысокий узкий столик. За этим столиком жители чума кушают. За столиком находится сундучок с небольшим запасом еды и посуды. Ребята, а какая посуда у северных народов?
Ответ детей: Посуда крупная, потому что большая семья, и сделана из дерева. (Показ иллюстраций с посудой).
Воспитатель: А почему посуда именно деревянная?
Ответы детей: Ханты и ненцы часто переезжают с одного места на другое: обычная посуда будет биться, поэтому они делают её сами из дерева. Такая посуда намного легче и прочнее.
Воспитатель: Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место, и живущие в нем поддерживают порядок. Занимается хозяйством в чуме женщина (чум работница). Хозяйка варит еду, убирает в чуме, занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами побываем на экскурсии. Я приглашаю вас в наш музей. (Дети подходят к столам, на которых находятся иллюстрации: поделок из дерева, меха, гербарий, иллюстрации, картины и др.) Ребята, мы говорили с вами, что у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица. Что она умеет делать?
Ответы детей: Шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи. Выполняет узоры из меха, ткани, пуговиц; плетет из бисера. (Рассмотреть изделие).
Воспитатель: У хозяина тоже много работы, чем он занимается?
Ответы детей: Пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.
Воспитатель: давайте тоже попробуем поймать рыб.
Игра «Рыбак и рыбки»
Воспитатель: Вот как много дел у мужчины, а в свободное время он так же любит мастерить. Что он умеет делать?
Ответы детей: Мастерит посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям и, конечно же, нарты. (Рассматривают иллюстрации изделия.)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на нарты. На что похожи нарты?
Ответы детей: На санки.
Воспитатель: Правильно, у нарт, как и у санок, есть полозья, с помощью которых они передвигаются. Есть место для сиденья или груза. Все это делается из дерева, без единого гвоздя, поэтому нарты легкие и удобные в обращении. О том, как возникли нарты, рассказывается в одном хантыйском предании. Два Ханта решили построить нарты. Пошли они в лес, срубили два хвойных дерева. Один хант очень торопился, ничего не обтесал, и ствол оставил весь с сучками. Другой же обтесал древесину и сделал всё ровно и гладко. Вот один Хант поехал – только пыль столбом, а у другого олени тянут-потянут и не как, сучки мешают, хода не дают. Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом “Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, поэтому он быстро едет. А мы весь лес вместе с талой землей тащим за собой, сил уж нет никаких”. С тех пор нарты обстругивают гладко, и они быстро передвигаются. Существуют два вида нарт: ездовые, грузовые. Ездовые бывают мужские и женские. Женские отличаются тем, что они немного длиннее и со спинкой. Так как женщина возит с собой детей, чтобы детям было удобно и они не упали, для этого у нарт спинка (показ). Для перевозки грузов используют продуктовые нарты с деревянным ларцом. В ларце хранят запас продуктов (показ).
Воспитатель: Между санками и нартами есть большое различие. На санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, с помощью чего управляют оленьими упряжками?
Ответы детей: нет
Воспитатель: Хореем. Хорей – это длинный шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой. У него есть “деревянная голова”, на один конец хорея одета круглая деревянная втулка (шарик) для того, чтобы не поранить оленя. У хорея также есть деревянное копье, которое надевают иногда на другой конец хорея. Копьём пробуют прочность льда, а иногда отгоняют от стада волков.
Воспитатель: давайте с вами поймаем олений.
Игра «Поймай оленя»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре?
Ответы детей: Холодно.
Воспитатель: В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду.
Послушайте загадку:
“В одну дырку влезешь, а из трёх вылезаешь”
Ответы детей: Малица.
Воспитатель: Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном.
Воспитатель: А почему мужчины не носят шапку?
Ответы детей: Они много времени находятся на улице, чтобы не сдували сильные ветра. Мужчины надевают капюшон от малицы.
Воспитатель: На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха, они называются кисы. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и негде его не бросает и не снимает.
Воспитатель: Ребята, вспомните, как называется женская шуба?
Ответы детей: Ягушка (рассматривают ягушку).
Воспитатель: Чем отличается ягушка от малицы?
Ответы детей: Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто. Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки и монеты, это для того, чтобы шапку ветром не сносило. (Рассматривают.)
Физкультурная минутка “Мои тундра”.
Ты еще не видел чуда,
В нашей тундре не был?
Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту.
Приезжай. Мы встретим лаской.
Здравствуй!
Воспитатель: Есть ещё одна деталь в женской одежде – ложные косы. Это две переплетённые косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты; они очень тяжёлые. Такие косы нужны для того, чтобы спина была ровная, не горбилась.
Воспитатель: Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость. Что является гордостью для женщины?
Ответы детей: Сумочка.
Воспитатель: каждое название узоров и их изображение имеет свое обозначение: “прямая линия” изображает “прямой след”, “прямой путь”, “прямая тропа”. Ромб изображает жизненно важные органы “голову” и “сердце”. Еще есть орнаменты: “ушки молодого зайца”, “охотник”, “глухарь” и другие.
Воспитатель: понравилось вам в нашем музее?
Ответы детей: да
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте попробуем нарисовать на одежде красочный наряд. Перед вам лежит черно-белое изображение женщины и мужчины Хант. Вам нужно дорисовать недостающие элементы декорирования одежды и украсить ее замечательными орнаментами “заячьи ушки” и “охотник”.
Воспитатель: Для работы нам понадобятся карандаши и фломастеры. Возьмите их и смело приступайте к украшению одежды.
На фоне тихой спокойной музыке проходит самостоятельная работа.
Воспитатель: Посмотрите, как нарядна и красива наша одежда! что вам понравилось на нашем занятии? Что больше всего запомнилось? Что нового вы узнали?