Папки-передвижки

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на тему «Народы Севера»

Светлана Борзых
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на тему «Народы Севера»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: Приобщать детей к материальной и духовной культуре коренных народов, населяющих территорию Севера.

Задачи: 1. Обобщить знания детей о народах Севера, их традициях, обычаях, народных промыслах.

2. Формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов.

3. Воспитывать чувство уважения к ненцам, их труду.

Интеграция областей: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на тему „Народы Севера“» размещена в разделах

Предшествующая работа: Рассматривание мультимедийных альбомов «Сибирские увалы», «Праздники ханты», «Искусство народов ханты». Чтение произведения: «Мы живем на Севере» и ненецкой сказки «Кукушка». Рассматривали иллюстрации и альбомы о народах Севера. Рассматривание кукол в национальных костюмах.

Используемый материал: иллюстрации: одежды хантов и ненейцов, чума, посуды, поделок из дерева, бисера, нарт, хорея. Конструктор для постройки чума.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Как вы думаете, какое время года на Севере длиться очень долго?

Ответы детей: Зима

Воспитатель: Правильно, зима, очень снежная и холодная.

Воспитатель: Далеко на Севере, где тянется снежная, суровая зима, где можно проехать только в оленьей упряжке, живут ненцы, якуты, эвенки, чукчи, эскимосы, нанайцы, ханты, селькупы и другие народы (показ иллюстраций).

Воспитатель: Сегодня мы побываем в гостях у хантов и ненцев. Что бы попасть на Север нам надо собрать чемодан с теплой одеждой.

Звучит музыка, дети собирают чемодан.

Воспитатель: чемодан собран, как же мы доберемся туда?

Ответ детей: на оленях

Звучит музыка, дети отправляются в путешествие.

Воспитатель: Вот мы и приехали, дети как вы думаете, мы с вами живем в домах, а что служит им домом?

Ответ детей: Чум

Воспитатель: Правильно, а вы знаете, что по-ненецки чум называют «Мя»

Воспитатель: Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Ответ детей: Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается.

Воспитатель: Дети вы знаете, что чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием. Вместо пола кладут доски или оленью шкуру. Давайте с вами построим свой чум.

Дети строят чум.

Воспитатель: По-ненецки покрытие “нюк”. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний (показ иллюстраций). Какая разница между летним и зимним чумом?

Ответы детей: У летнего чума покрытие из бересты, а у зимнего – из оленьей шкуры.

Воспитатель: Чем согревают чум? (иллюстрация)

Ответ детей: Железной печкой.

Воспитатель: Правильно, в середину чума ставится железная печь, а летом – костёр. Дым от костра отгоняет летом комаров.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим какая мебель в чуме?

Воспитатель: Вместо обычного стола возле очага находится невысокий узкий столик. За этим столиком жители чума кушают. За столиком находится сундучок с небольшим запасом еды и посуды. Ребята, а какая посуда у северных народов?

Ответ детей: Посуда крупная, потому что большая семья, и сделана из дерева. (Показ иллюстраций с посудой).

Воспитатель: А почему посуда именно деревянная?

Ответы детей: Ханты и ненцы часто переезжают с одного места на другое: обычная посуда будет биться, поэтому они делают её сами из дерева. Такая посуда намного легче и прочнее.

Воспитатель: Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место, и живущие в нем поддерживают порядок. Занимается хозяйством в чуме женщина (чум работница). Хозяйка варит еду, убирает в чуме, занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами побываем на экскурсии. Я приглашаю вас в наш музей. (Дети подходят к столам, на которых находятся иллюстрации: поделок из дерева, меха, гербарий, иллюстрации, картины и др.) Ребята, мы говорили с вами, что у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица. Что она умеет делать?

Ответы детей: Шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи. Выполняет узоры из меха, ткани, пуговиц; плетет из бисера. (Рассмотреть изделие).

Воспитатель: У хозяина тоже много работы, чем он занимается?

Ответы детей: Пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.

Воспитатель: давайте тоже попробуем поймать рыб.

Игра «Рыбак и рыбки»

Воспитатель: Вот как много дел у мужчины, а в свободное время он так же любит мастерить. Что он умеет делать?

Ответы детей: Мастерит посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям и, конечно же, нарты. (Рассматривают иллюстрации изделия.)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на нарты. На что похожи нарты?

Ответы детей: На санки.

Воспитатель: Правильно, у нарт, как и у санок, есть полозья, с помощью которых они передвигаются. Есть место для сиденья или груза. Все это делается из дерева, без единого гвоздя, поэтому нарты легкие и удобные в обращении. О том, как возникли нарты, рассказывается в одном хантыйском предании. Два Ханта решили построить нарты. Пошли они в лес, срубили два хвойных дерева. Один хант очень торопился, ничего не обтесал, и ствол оставил весь с сучками. Другой же обтесал древесину и сделал всё ровно и гладко. Вот один Хант поехал – только пыль столбом, а у другого олени тянут-потянут и не как, сучки мешают, хода не дают. Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом “Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, поэтому он быстро едет. А мы весь лес вместе с талой землей тащим за собой, сил уж нет никаких”. С тех пор нарты обстругивают гладко, и они быстро передвигаются. Существуют два вида нарт: ездовые, грузовые. Ездовые бывают мужские и женские. Женские отличаются тем, что они немного длиннее и со спинкой. Так как женщина возит с собой детей, чтобы детям было удобно и они не упали, для этого у нарт спинка (показ). Для перевозки грузов используют продуктовые нарты с деревянным ларцом. В ларце хранят запас продуктов (показ).

Воспитатель: Между санками и нартами есть большое различие. На санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, с помощью чего управляют оленьими упряжками?

Ответы детей: нет

Воспитатель: Хореем. Хорей – это длинный шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой. У него есть “деревянная голова”, на один конец хорея одета круглая деревянная втулка (шарик) для того, чтобы не поранить оленя. У хорея также есть деревянное копье, которое надевают иногда на другой конец хорея. Копьём пробуют прочность льда, а иногда отгоняют от стада волков.

Воспитатель: давайте с вами поймаем олений.

Игра «Поймай оленя»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре?

Ответы детей: Холодно.

Воспитатель: В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду.

Послушайте загадку:

“В одну дырку влезешь, а из трёх вылезаешь”

Ответы детей: Малица.

Воспитатель: Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном.

Воспитатель: А почему мужчины не носят шапку?

Ответы детей: Они много времени находятся на улице, чтобы не сдували сильные ветра. Мужчины надевают капюшон от малицы.

Воспитатель: На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха, они называются кисы. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и негде его не бросает и не снимает.

Воспитатель: Ребята, вспомните, как называется женская шуба?

Ответы детей: Ягушка (рассматривают ягушку).

Воспитатель: Чем отличается ягушка от малицы?

Ответы детей: Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто. Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки и монеты, это для того, чтобы шапку ветром не сносило. (Рассматривают.)

Физкультурная минутка “Мои тундра”.

Ты еще не видел чуда,

В нашей тундре не был?

Приезжай к нам без опаски

Слушать шорох зимней сказки,

Слушать звон копыт по насту.

Приезжай. Мы встретим лаской.

Здравствуй!

Воспитатель: Есть ещё одна деталь в женской одежде – ложные косы. Это две переплетённые косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты; они очень тяжёлые. Такие косы нужны для того, чтобы спина была ровная, не горбилась.

Воспитатель: Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость. Что является гордостью для женщины?

Ответы детей: Сумочка.

Воспитатель: каждое название узоров и их изображение имеет свое обозначение: “прямая линия” изображает “прямой след”, “прямой путь”, “прямая тропа”. Ромб изображает жизненно важные органы “голову” и “сердце”. Еще есть орнаменты: “ушки молодого зайца”, “охотник”, “глухарь” и другие.

Воспитатель: понравилось вам в нашем музее?

Ответы детей: да

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте попробуем нарисовать на одежде красочный наряд. Перед вам лежит черно-белое изображение женщины и мужчины Хант. Вам нужно дорисовать недостающие элементы декорирования одежды и украсить ее замечательными орнаментами “заячьи ушки” и “охотник”.

Воспитатель: Для работы нам понадобятся карандаши и фломастеры. Возьмите их и смело приступайте к украшению одежды.

На фоне тихой спокойной музыке проходит самостоятельная работа.

Воспитатель: Посмотрите, как нарядна и красива наша одежда! что вам понравилось на нашем занятии? Что больше всего запомнилось? Что нового вы узнали?

Публикации по теме:

Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной логопедической группе «Народы Севера»Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной логопедической группе «Народы Севера» Конспект комплексного открытого занятия «Народы Севера». Провела: Седова Наталья Владимировна, воспитатель подготовительной логопедической.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ТНР «Загадочное письмо» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №86 «Радость» г. Белгорода Непосредственно образовательная.

Непосредственно образовательная деятельность для подготовительной группы «Путешествие в город дорожных знаков» Непосредственно образовательная деятельность для подготовительной группы на тему: «Путешествие в город дорожных знаков». Выполнила: Воспитатель.

Непосредственно-образовательная деятельность на тему «Домашние животные» Образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Домашние животные» Цель: Создать условия для развития представлений.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной логопедической группы «Готовимся к соревнованиям!» Цель: создание условий для развития двигательных способностей и развития самостоятельности при выполнении упражнений Задачи: В образовательной.

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП с детьми средней группы по сказке «Теремок» .

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию красками в старшей группе на тему «Овощи» Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Художественно - эстетическое развитие. Рисование красками. «Овощи»Задачи.

Открытая образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Перелётные птицы»Открытая образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Перелётные птицы» Цель: расширение, систематизация и закрепление знаний о перелётных птицах на примере птиц Ленинградской области. ХОД ООД: Вы заметили,.

Совместная партнёрская образовательная деятельность с детьми средней группы на тему «Строение тела» Совместная партнёрская образовательная деятельность с детьми средней группы (от 4 до 5 лет) по познавательно — исследователь Цель: формировать.

Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Техника изонить» Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной группы по художественно-эстетическому творчеству с ИКТ. ГБДОУ №41.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на тему «Народы Севера»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 14:19
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на тему «Народы Севера»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Борзых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД