Наталья Терских
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Праздничный костюм Тамбовской губернии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;
Развивающие:
развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы;
развивать наблюдательность и любознательность, внимание, наглядно-образное мышление
Воспитательные:
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность с детьми 6–7 лет „Праздничный костюм Тамбовской губернии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Подготовительная группа
- Тамбовская область, Тамбов
- Темочки
воспитывать интерес к жизни наших предков, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.
воспитывать аккуратность работы;
формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать;
Речь: закреплять и расширять словарный запас детей: косоворотка, орнамент, народные традиции.
Материалы: презентация, кукла в национальном костюме Тамбовской губернии, фотографии, бумажные шаблоны частей костюма, материалы для рисования.
Методические приемы: беседа, диалог, наблюдение, игра, сюрпризные моменты.
Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира, коммуникация, физическая культура
Предварительная работа: экскурсия в историко-художественный музей, экскурсия по улицам г. Моршанска, знакомство с архитектурными памятниками, рассматривание фотографий, рисунков с предметами костюма, элементами вышивки.
Ход занятия:
(под. Муз. Фонограммы о Родине)
1. Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем.
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
2. Что мы родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
3. Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим – синим
Флаг России под Кремлем.
Воспитатель: Во все времена талантливые люди, писатели, поэты, композиторы посвящали стихи песни России. А русский народ любил сочинять сказки. И прямо из старой – старой сказки прикатился вот этот волшебный клубочек. Он поможет нам рассказать о нашей Родине, свое отношение к ней.
ПСИХОГИМНАСТИКА
-Давай те встанем в круг, будем передавать клубочек и говорить о Родине.
Дети:
1. Наша Родина – Россия (вос-ль)
2. Я люблю свою Родину.
3. Моя родина город Моршанск.
4. Моя родина самая великая.
5. Наша родина самая богатая.
6. Наша Родина красивая
7. Моя родина могучая.
8. Наша Россия гостеприимная страна.
9. Я горжусь своей страной.
Воспитатель:
Посмотрите нитка всех нас объединила, так же как объединяет нас наша страна. Все мы ее дети, ее граждане. Нитка эта словно граница нашего государства. Подойдем к карте, и покажем границу России.
ПОКАЗ ГРАНИЦЫ РОССИИ.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ ПО МЕТОДУ БАЗАРНОГО.
Воспитатель:
Карта может многое рассказать о стране. Скажите, какие цвета преобладают на карте?
Ответы детей.
- Как вы думаете, что обозначает зеленый свет? Зеленый цвет на карте обозначает растительный мир.
-Что обозначает синий цвет? Синий цвет обозначает реки, моря и океаны.
- А желто-коричневый? Это суша, на которой живут люди.
Воспитатель:
Россия гостеприимная страна. В ней живут люди разных национальностей, у которых разные обычай, традиции, народные костюмы. Давайте посмотрим на некоторые костюмы разных национальностей. (дети садятся перед экраном.
Обратите внимание на экран.
Костюмы каких национальностей мы видим? ( показ слаидов: украинцы, киргизы, латыши, белорусы, азербайджанцы, казаки, молдаване,таджики, узбеки.)
Воспитатель: каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
– Что такое народные традиции?
Народные традиции это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники. У каждого народа сеть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. У каждого народа есть свои традиции, песни, сказки, национальные костюмы.
Воспитатель: «Родина» имеет несколько значений, это и великая страна с великой историей. Это и место на земле, где человек родился и рос. У каждого есть малая Родина, где мы родились и прошло наше детство.
Как называется город, в котором мы живем? Город в котором мы живем, называется Моршанск.
- А как называется наша область? Тамбовская область.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в мир русского народного костюма.
На столе шкатулка - слышится красивая музыка.
Воспитатель:
Откуда слышится красивая музыка? (из шкатулки)
- Наверное вам интересно узнать, что там? (Достает из шкатулки куклу в праздничком костюме Тамбовской губернии. Воспитатель:
Чтобы побольше узнать о быте русского народа и одежде, кукла нас приглашает совершить путешествие на несколько веков назад, в Тамбовскую губернию.
Дети вместе с воспитателем подходят к «колесу истории»
Воспитатель:
Давайте покрутим колесо истории и повторим следующие слова:
- «Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем,
И рассказывать о нем начнем.
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!
(Поворачивается «колесо истории», стрелка останавливается на секторе «тамбовская губерния» открывается занавес и мы попадаем в прошлое)
Воспитатель: С мастерством люди не родятся, а добрым мастерством гордятся. Расскажите, чем занимались люди в Тамбовской губернии?
Ответы детей:
Мужчины занимались плетением корзин и лаптей, изготовлением валенок, плотничеством и резьбой по дереву.
Женщины ткали, пряли, занимались вышивкой и кружевоплетением.
Воспитатель: Костюм может многое рассказать о своем народе. (звуковой просмотр слаидов)
ИГРА «РАЗБОР КОСТЮМА»
Воспитатель: Мотивы тамбовского орнамента во многом схожи с общим русским. А что такое орнамент? Давайте заглянем в наш словарик новых слов.
Воспитатель: В орнамент костюма Тамбовской губернии входили простые геометрические формы: разные виды крестов, ромбы простые, ромбы с крюками, «скоморохи» - схематичные изображения женских фигурок, а также елочки и растительные орнаменты. Характерным для этих мест узорами являлись два переплетенных овала и подобие якоря.
Воспитатель: А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу - украсить одежду жителей Тамбовской губернии.
ТВОРЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ «Укрась костюм куклы»
Воспитатель: Тяжелый быт крестьян Тамбовского края скрашивался праздниками Зимние святки и весеннюю Масленицу, пасхальные праздники и троицу справляли всем селом.
- Ребята, а вы знаете любимые игры Тамбовских крестьян?
Дети: Любимыми играми Тамбовщины были : хороводы, русская народная игра лапта, чехарда, а в праздники качались на качелях.
Воспитатель: Молодцы! Вы так много знаете о народных играх Тамбовской губернии. А теперь давайте поиграем в народную игру «Заря – заряница»
Заря-заряница
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые
Ленты расписные
Раз, два, не воронь
А беги как огонь.
С последними словами водящий касается одного из играющих и они оба бегут в разные стороны по кругу, стараясь занять пустое место (взять ленточку.)Тот кто останется без ленточки становится зарей. Игра повторяется
ИГРА «НАИДИ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ»
Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. И к нам в кости пришла девочка в народном костюме. Скажите, какой на ней костюм?
Ответы детей.
Она приготовила для нас подарок - это танец.
ТАНЕЦ ДЕВОЧКИ В ПРАЗДНИЧНОМ НАРЯДЕ.
Воспитатель: А теперь ребята, нам пора обратно в наше время. В наш детский сад. Садитесь все на стульчики, закроите глаза и повторяете за мной волшебные слова.
В прошлом побывали,
Многое узнали
Раз, два, три В детском саду снова мы.
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие в прошлое?
- Ребята, что нового мы сегодня узнали?
- Что для каждого из вас было самым интересным, увлекательным