Ирина Усевич
Непосредственно образовательная деятельность «Разная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Разная осень»
Программное содержание:
Обогащать представления детей о художественном образе осени с помощью литературы, музыки, танца.
Вызвать у дошкольников эмоциональный отклик на настроение картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, чувство сопричастности и гордости за красоту окружающей нас родной природы. Учить видеть красоту цвета и различных цветовых сочетаний, красоту созданного изображения в передаче формы. Закрепить знания детей о пейзаже и натюрморте как жанрах живописи. Показать дошкольникам значимость их работ. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Разная осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Развивать творческое воображение, образное мышление, художественно-образное видение и понимание содержания картин.
Воспитывать любовь к прекрасному, к родной природе.
Материалы: картины, нарисованные детьми, листья разной формы и разного цвета для игры «Неожиданные картинки», флакон для осенних духов, корзиночки на каждого ребёнка, предметы (грибы, листья, рябина, снежинки, дождинки, овощи, фрукты, хранящие в себе осенние запахи.
Литературный ряд: стихи про осень.
Предварительная работа: Беседа с детьми о том, что такое выставочный зал, для чего он нужен, о правилах поведения на выставке и о том, что на выставке в детском саду представлены работы детей, которые ходят в наш детский сад. Чтение стихов, пение песен об осени, загадывание загадок об овощах и фруктах. Рисование, лепка, аппликация. Наблюдение за осенними явлениями и предметами. Рассматривание иллюстраций и художественных репродукций об осени.
Ход деятельности:
Педагог: Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое нам дарит необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая нам, жар своего сердца, вспыхивает в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Вы, конечно же, догадались, какое это время года? Правильно, это осень.
Сегодня мы с вами устроим праздник радости и светлой грусти, праздник прощания, ведь сегодня последний осенний день, а завтра наступит первый зимний месяц – декабрь, и Зимушка-зима станет полноправной хозяйкой на целых три месяца.
Мы с вами наблюдаем за осенью уже давно, любуемся её красотой, вдыхали особенные осенние ароматы, песни пели, рассматривали картины и сами её рисовали. Я приглашаю вас отправиться в небольшое путешествие по осенним картинам. Я очень прошу вас, внимательно вглядывайтесь в картины, и тогда они откроют нам свои тайны, только вести себя надо тихо, никому не мешать.
Дети подходят к картинам.
Ребята, а вы знаете, сколько месяцев длится осень? Правильно, три, и у каждого есть своё имя, свои приметы и свои картины. Как называется первый осенний месяц? Сентябрь – это начало осени. Деревья стоят ещё зелёные, но воздух поостыл, с деревьев срывается первый осенний лист. Дни становятся короче, птицы собираются к отлёту. А ещё в народе, в сентябре, осень называют заготовительницей. Как вы думаете, почему? C полей и огородов убирают урожай овощей (обращает внимание на картину). А чтобы он лучше сохранился, нужно его законсервировать в банки. А в садах в сентябре с веток срывают румяные спелые яблоки и груши. В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень – плодами». Сколько их! Сочных, вкусных и таких разных по величине, форме и цвету.
Какие бывают яблоки и груши по цвету? (Желтые, зелёные, красные, белые, в крапинку, с яркими бочками и нежным румянцем). Какие бывают яблоки и груши на вкус? (сладкие, кислые, сочные, мягкие, жесткие). Что можно делать из яблок и груш? (варенье, повидло, мармелад, выжимать сок, сухофрукты). А какие вкусные пироги с яблочной начинкой пекут наши мамы, бабушки и наши повара. Я приглашаю вас отправиться во фруктовый сад.
Ритмическая гимнастика «Сбор яблок»
Мы идём во фруктовый сад (ходьба на месте)
Вдыхаем яблок аромат (дыхательные упражнения)
Вот так яблоко (руки вверх)
Оно (руки в стороны)
Соку спелого полно (руки на пояс)
Руки протяните (руки вверх)
Яблоко сорвите (встать на носочки)
Стал ветер веточку качать
Трудно яблоко сорвать (качаем вверху руками)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой).
А Вита Голубцова сорванные в саду яблоки, груши и сливы положила в красивую вазу. А Лизонька Перькова – на тарелку, которую она ещё и красиво украсила. Назовите жанр живописи, к которому относятся эти картины? А почему вы решили, что это натюрморт? (в произведениях этого жанра изображаются предметы быта : посуда, сорванные плоды).
Фрукты румяные, круглые и гладкие,
Так и просят: «Скушай нас! Мы такие сладкие!»
Ребята, а есть ли среди картин ещё натюрморт? Что на нём изображено? (ваза с цветами). Невозможно представить нашу жизнь без цветов. В сентябре нам дарят красоту, какие цветы? (астры, хризантемы, георгин). Совсем необязательно срывать цветы. Можно ими просто любоваться, а можно их нарисовать. Нарисованные цветы долго будут радовать нас. Полюбуйтесь на эти осенние астры, которые нарисовал Дима Солвай. Что вы можете о них сказать? Они трепетны и прекрасны, как живые и излучают удивительный запах. Чувствуете его? Давайте представим, что мы – астры и растём на клумбе.
Физкультурная минутка «Мы – астры…»
(взялись за руки и присели)
Мы – астры, астры, астры
На клумбах мы растём (медленно встают, поднимая руки вверх)
Нас любят не напрасно,
Когда мы расцветём (идут по кругу, взявшись за руки)
Мы осенние цветы
Необычной красоты (выполняют махи руками вперёд-назад).
У всех ребят получились красивые натюрморты, потому что они правильно разместили все предметы на листе бумаги и работы получились законченными.
Сентябрь ещё называют «рябинником». Как вы думаете, почему? Правильно, потому, что радует глаз рябина, её алые ягоды после первых заморозков становятся ещё слаще.
Гроздь рябинки – не сладость,
Зато глазкам – радость
И садам утешенье,
И дроздам – угощенье!
Богатая, добрая и к людям, и к животным осень. О ней ещё говорят - тароватая, что значит щедрая. Необычайный подарок осени – это грибы. В сентябре грибники берут корзинки и отправляются в лес собирать грибы. Давайте и мы с вами возьмём корзиночки и тоже отправимся в лес.
Педагог раздаёт каждому ребёнку корзиночки, вырезанные из цветного картона.
Динамическая пауза «По грибы»
Мы корзиночки возьмём
За грибами в лес пойдём (раздаю корзиночки)
Утром дети в лес пошли
И в лесу грибы нашли (шагают, высоко поднимая ноги).
Рыжики, маслята
Грузди и опята (размеренно приседают)
Раз – грибок, два – грибок,
Положили в кузовок (наклоны вперед)
Наклонялись, собирали
И нисколько не устали (хлопают в ладоши).
Много грибов насобирали? Какие грибы у вас в корзинках? А вот Полина Панченко (обращаю внимание на картину) тоже насобирала много грибов. Это – гриб-боровик, всех грибов отличнее, богатырь-лесовик, с головой коричневой. И ножка у него толстенькая, сам он, как румяная булочка. А запах! Понюхайте-ка! Чем он пахнет? (лесом, сырой землёй, хвоей). А рядом с ним – сыроежка: шляпка разноцветная, издали приметная, собирай – не мешкай, вкусную сыроежку!
Прошёл сентябрь и на смену ему приходит, какой месяц? Октябрь – середина осени. Деревья и кусты оделись в яркий наряд – золотой, оранжевый, бордовый, красный. Как можно назвать такую осень? (золотая, красивая, радостная, пурпурная).
Лес, точно терем расписной,-
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
В старину октябрь называли «листопадом». Как вы думаете, почему? Правильно, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья и если они, осыпаясь, лягут изнанкою – это к тёплой зиме, а если лицевой стороной вверх – то к холодной зиме. А вы хотите насобирать осенних листьев? Ну, тогда, принимайтесь за работу!
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
1-2-3-4-5 – будем листья собирать:
Листья берёзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листья дуба мы собираем,
Осенний красивый букет подбираем!
(поочередное загибание пальцев правой и левой руки).
Каждый лист красив по-своему. Посмотрите, сколько у меня разных по размеру, цвету и форме листьев. И сейчас мы с ними поиграем. Я предлагаю вам выложить из этих листьев то, что вы захотите: птицу, рыбку, животных, цветок.
Дети подходят к столам и под музыку из вырезанных листьев разной формы, величины и разного цвета дети выкладывают образы.
Какие удивительные образы вы придумали! Молодцы!
Ребята, а хотите, я вас познакомлю с одним моим старым, добрым приятелем, который живёт здесь неподалёку и в октябре он самый первый одевается в разноцветный наряд (подводит к картине, на которой изображён клён).
Здравствуй, дядюшка Клён. Посмотри, сколько ребят хотят с тобой познакомиться! Расскажешь нам что-нибудь интересное? Что-что? (приставляю ухо к дереву). А, ну, конечно же, обратим внимание на твою листву. Ребята, назовите, какого цвета листья у дядюшки Клёна? Как эти краски можно ещё назвать? (теплые). Какое настроение создают тёплые краски? А ствол, какой? (крепкий, стройный, коричневый). Дядюшка Клён шепчет мне, что его листья удивительно красиво танцуют. Уважаемый кленовый листочек! Не откажи нам в любезности, станцуй, пожалуйста, один танец (листочек с высоты вытянутой руки падает вниз, дети наблюдают за его полётом). А вы хотите также красиво станцевать?
Динамическая пауза «Мы листики осенние»
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Под музыку выполняют движения в соответствии с текстом).
Как красиво листья покрыли мягким, пушисты ковром землю. Молодцы!
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клёны
Желтые берёзки,
Только дуб зелёный…
На выставке есть картина, на которой нарисована и белая берёзка, и могучий дуб, раскинувший свой «шатёр» до небес. Давайте её поищем. Как бы вы её назвали? К какому жанру живописи она относится? Что такое пейзаж? (картина, на которой изображена природа). Что бы вам хотелось делать, глядя на эту картину? Природа здесь торжественна и прекрасна, берёзка, как «свечка» пылает жёлтым пламенем, а дуб до самой поздней осени будет стоять зелёный.
На смену октябрю приходит, какой месяц? Ноябрь – конец осени. Его назвали «грудень» из-за замерзших к этому времени дорожных кочек. Нарекли его и «предзимником». Травы побурели, деревья стоят голые. Холодно, дождливо, грязно. Птицы улетели, затих и опустел лес. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром ноябрь в народе зовут ещё и «чернотропом». Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме.
Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли
Встречая Государыню-зиму!
Давайте найдем картины, на которых изображена поздняя осень. Какое чувство вызывают у вас они? Какие краски создают ощущение грусти, печали, уныния? Деревья стоят задумчивые. Как вы думаете, о чем они задумались?
Вот какая разная может быть осень. Ребята, а как вы думаете, чем может пахнуть осень? Посмотрите, какой у меня есть флакон. Пока в нём ничего нет, но я предлагаю вам наполнить его осенними ароматами. Вот на столе лежат предметы, которые хранят в себе запахи осени. Возьмите тот, который вам больше всего нравится, и опустите в этот флакон.
Дети выбирают понравившиеся предметы и опускают во флакон.
Осень пахнет листом капустным…
Осень пахнет дымочком вкусным,
И пахнет грибочком белым,
И яблоком пахнет спелым…
Листьями пахнет и хлебом,
И первым нежданным снегом,
И ветром сырым, леденящим,
И пахнет дождём вчерашним…
У нас получились осенние духи. Давайте придумаем им название (дети предлагают названия, и вместе выбираем наиболее подходящее).
Какой аромат! (Педагог предлагает детям их понюхать). Здесь смешались и терпкий запах коры деревьев, и душистый запах осеней травы, листьев, и горьковатый запах дыма, и удивительный запах грибов. Мы будем вспоминать об осени целый год!
Вам понравилась наша экскурсия? Мне тоже очень понравилась. Большое спасибо вам за то, что вы помогли мне увидеть осень на картинах, услышать шелест падающих листьев, почувствовать её запах и вместе мы порадовались нашим успехам.
Литература:
1. Вайнерман С. М., Большев А. С., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству : Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001. – 224с.
2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, подвижных игр. – М. : ВАКО, 2005. – 176с.
3. Картущина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2005.- 144с.
4. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года.
5. Левина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005. – 68с.
6. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ», 2007. – 186с.
7. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
8. Шорыгина Т. А. Времена года. Книга для родителей, воспитателей и гувернёров. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 96с.