Татьяна Тодосийчук
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений
Концептуальные основы непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область : Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений).
Тема непосредственно образовательной деятельности : «Поможем Машеньке вернуться домой».
Возрастная группа: вторая младшая.
Форма организации воспитанников: групповая.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности :15 минут.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Цель непосредственно образовательной деятельности : формирование элементарных математических представлений, закрепление первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве; расширение представлений воспитанников о диких животных (медведь, белка).
Задачи непосредственно образовательной деятельности :
Образовательные :
• Закреплять умение различать понятия: один, много, длинный, короткий, высокий, низкий; сравнивать предметы контрастных размеров, обозначать результат сравнения словами.
• Закреплять умение выделять цвет (красный, зелёный, желтый, форму (круг, треугольник, величину (большой, маленький) как особые свойства предметов.
• Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Развивающие:
• Формировать внимание, мышление, воображение через дидактические игры.
• Развивать мелкую моторику.
• Развивать связную речь через ответы на вопросы педагога.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательность, готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.
Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения непосредственно образовательной деятельности : демонстрационный: игрушки (медведи большой и маленький, белка, кукла Маша, конверт с письмом, привязанный к гелиевому шарику, конверт с письмом и с геометрическими фигурами, дорожки из разноцветных геометрических фигур, магнитная доска, атрибуты для зимнего леса (ели, снег) магнитофон, аудиозапись вьюги, храпа медведя; раздаточный: шишки большие и маленькие, грибы.
Методы и приемы: словесные (инструкция – прямая и косвенная, вопросы, беседа, наглядные (показ, сравнение, зрительное соотнесение, игровые (дидактические игры).
Предварительная работа с воспитанниками: рассматривание картинок с изображением диких животных, беседы о животных, чтение стихотворений, рассказов, дидактические игры на формирование сенсорных эталонов – «Большой- маленький», «У кого больше?», «Короткая и длинная дорожка», «Собери высокую пирамидку».
Словарная работа: пассивный словарь (берлога, сугроб, активный словарь (высокая, низкая, длинная, короткая).
Структура организации непосредственно образовательной деятельности :
1. Организационный момент – сюрпризный момент «Письмо от Маши».
2. Основная часть:
2.1. Дидактическая игра «Большие – маленькие шишки».
2.2. Физминутка «Ветер дует нам в лицо».
2.3. Игровое упражнение «Собери грибы!»
3. Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
1. Организационный момент.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия информации, определение цели деятельности.
Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, словесный (беседа).
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Воспитанники стоят произвольно около воспитателя, включаются в непосредственно образовательную деятельность добровольно из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.
Воспитанники выполняют действия по показу воспитателя - Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, улыбнемся гостям, пусть гости улыбнутся нам.
- Ребята, посмотрите, что это?
-А какого цвета шарик? Посмотрите, что к шарику привязано?
- Ребята, от кого письмо? А хотите узнать, что в нём написано? Давайте прочту.
«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Это письмо пишу я, Машенька. Я пошла одна в лес погулять. В лесу очень красиво. Но Лес оказался большим. Я заблудилась и потерялась. Теперь никак не могу найти дорогу домой. Решила вам письмо написать. Знаю, что вы очень добрые и всегда помогаете тем, кто в беде. Помогите и мне, пожалуйставернуться домой».
Ребята, поможем Машеньке вернуться домой? Сейчас мы пойдем в лес!
– А какое сейчас время года?
– Что лежит на земле?
– А на улице тепло или холодно?
– Как нужно одеваться, чтобы не замёрзнуть?
– Давайте оденемся и пойдё м в лес:
Вот так, вот так, мы надели варежки
Вот так, вот так, мы надели валенки
Вот так, вот так, мы надели шапки
Вот так, вот так, мы идем гулять.
-Ребята, а теперь закроем глаза, скажем волшебные слова: «Покружились, покружились и в лесу мы очутились» Незаметно для детей в зал залетает гелиевый шарик. На нём привязан конверт с письмом.
2. Основная часть.
Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме непосредственно образовательной деятельности.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание, практический.
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Воспитанники приходят на лесную полянку, проявляют интерес к процессу деятельности, рассматривают ёлочки, сугроб, действуют в соответствии со словесной инструкцией воспитателя.
-Ну, вот мы и пришли в лес. Ребята, посмотрите, какой большой сугроб, кто- то храпит здесь. Кто же здесь живёт? Давайте посмотрим.
– Ссс, ребята, медведи спят, потому что медведи зимой спят.
- Где медведи спят зимой?
- Этот медведь какой?
– А этот медведь какой?
- Как называют детёныша медведя?
– Ребята, медведи хотели собрать шишки, но очень устали и уснули. Поможем им? Давайте большому медведю соберём большие шишки, а маленькому медведю – маленькие шишки. Аудиозапись (храп). Музыка стихает.
2.1. Дидактическая игра «Большой – маленький».
Цель: закреплять знания о величине предметов (большой-маленький, умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину, развивать внимание.
Методы и приемы: практический (практическая деятельность, игровой (игровая ситуация, словесный (объяснение, беседа).
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Воспитанники с интересом отвечают на вопросы педагога, включаются в процесс постановки цели и задач деятельности, обсуждают возможные решения проблемы.
– Ребята, молодцы, помогли медведям. Давайте поставим корзинки возле берлоги и пойдём с вами дальше, а они пусть спят, не будем им мешать.
-Ребята, какие деревья растут на полянке?
-Они одинаковые? Это какая по высоте?
- Ой, слышите, что это за шум? Наверно ветер поднимается. Ребята, а во время ветра деревья что делают?
Давайте мы тоже как деревья покачаемся.
Аудиозапись (вьюга) Музыка стихает.
2.2. Физминутка «Ветер дует нам в лицо».
Цель: профилактика психоэмоционального напряжения, вызывание чувства удовлетворения от двигательной активности.
Методы и приемы: словесный (рассказывание стихотворения, практический (двигательная активность).
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Воспитанники выполняют физкультминутку по показу воспитателя.
Воспитанники собирают грибы на магнитную доску. Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
-Ребята, ой, кто-то плачет. Это белка.
– Ребята, она говорит, что насушила грибы на зиму, подул сильный ветер и все они рассыпались. Сколько грибов осталось на ветке?
– Поможем белочке собрать грибы?
- Ребята, сколько теперь грибов у белочки?
Аудиозапись (плач).
2.3. Игровое упражнение «Собери грибы».
Цель: закрепить понятие «один-много», развивать эмоциональную отзывчивость на происходящее.
Методы и приемы: практический (практическая деятельность, игровой (игровая ситуация, словесный (объяснение, беседа).
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Воспитанники называют геометрические фигуры, цвет дорожек.
Воспитанники находят короткую дорожку.
-Ребята, нам белка говорит, что Машенька нам письмо передала. Давайте скорее прочитаем: «Ребята, короткая дорожка покажет путь, как меня найти».
- Ребята, посмотрите, здесь 2 дорожки.
-Какого цвета эта дорожка? (показ).
- Молодцы, ребята. Скажите, из каких геометрических фигур состоит, желтая дорожка?
- А какого цвета это дорожка? (показ)
- Скажите, из каких геометрических фигур состоит, красная дорожка?.
- Значит дорожки разные и отличаются по цвету, форме и величине.
-Ребята, а мы про Машеньку не забыли?.
-По какой дорожке мы должны были пойти, чтобы найти Машеньку?
-А какая дорожка здесь самая короткая?
-Молодцы, ребята. Идем по короткой дорожке.
- А где же наша Машенька? Давайте позовём её (ауууу, Машенькаааа)
- Здравствуй, Машенька. Вот мы тебя и нашли!
-Маша, а зачем ты отправилась в лес одна?
- Ребята, А разве можно детям ходить в лес одним?
-А с кем нужно ходить гулять?
-Ребята, Маша совсем замерзла в лесу. Давайте пригласим ее в гости, отогреем, напоим чаем.
- Ребята, а теперь закроем глаза, скажем волшебные слова: «Покружились, покружились в нашей группе очутились» Воспитатель открывает конверт, показывает геометрические фигуры.
3. Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности.
Цель: обобщение результатов непосредственно образовательной деятельности, вызывание чувства удовлетворения от собственной деятельности, создание ситуации успеха для каждого воспитанника, создание игровой ситуации.
Методы и приемы:словесный (беседа, косвенная оценка деятельности воспитанников); игровой (сюрпризный момент, игровая ситуация).
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Воспитанники размещаются полукругом и отвечают на вопросы педагога.
Самостоятельная игровая деятельность воспитанников «Угостим Машу чаем»
-Садись, Машенька, погрейся. А мы с ребятами расскажем, как мы тебя искали.
– Кому мы помогли в лесу?
– Давайте помоем руки, накроем на стол и угостим Машеньку чаем! С помощью сюрпризного момента педагог выводит воспитанников из непосредственно- образовательной деятельности в свободную самостоятельную деятельность